Жители украинского города Сумы о сахарозаводчике Иване Харитоненко говорили только в превосходных степенях. Для них он был примером того, каких высот можно достичь при желании и упорном труде. Иван Герасимович — крестьянский сын — сумел стать миллионером, но при этом оставался невероятно скромным — добрым гением Сум и очень интересным человеком, как говорил о нём Чехов.
Заботами Ивана Харитоненко Сумы из провинциального городка превратились в крупный промышленный центр. Работать Иван начал ещё ребёнком. Был в услужении у купцов, ездил по ярмаркам, скупал товары. В 1849-ом году он оказался в городе Сумы и, полюбив его, остался здесь навсегда. К тому времени у Харитоненко имелся небольшой капитал. Он начал покупать земли у разорившихся помещиков и строить на них сахарные заводы. Дела шли в гору и со временем предприятие Харитоненко по производству рафинада в Сумах стало считаться одним из лучших среди заводов этого профиля в России.
Иван Герасимович никогда не забывал своего нищего детства, в роскоши не купался и жалел бедняков. Сочувствие подкреплялось делами — Харитоненко стал крупным благотворителем. На своих заводах строил больницы для рабочих и школы для их детей. Все его сотрудники имели право на бесплатную медицинскую помощь, на пенсии по старости и увечьям.
Заботясь о том, чтобы дети из бедных семей получали профессии, Иван Герасимович построил в городе Сумы реальное училище. А при нём Александро-Невскую церковь. Пожертвовал крупную сумму на реконструкцию Спасо-Преображенского собора. Будучи религиозным человеком, Харитоненко опекал храмы, дарил им утварь и иконы. В селе Нижняя Сыроватка, где Иван Герасимович родился, он возвёл каменную Тихоновскую церковь. В 1886-ом году Сумы украсило трёхэтажное здание духовного училища. Строительство полностью профинансировал Харитоненко. А в Харькове при местной духовной семинарии он открыл церковно-приходскую школу и выстроил красивый собор — Свято-Троицкий.
Иван Герасимович, беззаветно любя Сумы, отлично знал, в чём нуждается город и благоустраивал его. Нужно было замостить улицы — Харитоненко оплачивал материалы и работу. Понадобилась пожарная команда — он организовал её и оснастил всем необходимым. Открыл детский приют, пожертвовав сиротам 240 000 рублей. Много помогал крестьянам и говорил: «Бог дал мне средства проявить, хотя бы в скромном деле, мои симпатии к тому люду, к которому я имею счастье принадлежать».
В 1891-ом году Харитоненко умер. В завещании он оставил крупную сумму на благотворительные цели. Просил построить детскую больницу, собственную дачу и полмиллиона рублей отписал кадетскому корпусу. А семье кроме состояния завещал свой главный нравственный принцип: любовь к Богу, к людям, друг к другу и к родному городу.
15 000 человек провожали Ивана Герасимовича в последний путь. Прибыл в Сумы и харьковский архиепископ Амвросий. После смерти благотворителя сумчане решили поставить ему памятник и написали царю прошение — без разрешения императора возводить монументы лицам не дворянского происхождения запрещалось. Николай Второй ответил тем, что посмертно возвёл Харитоненко в дворянское звание. В 1899-ом году на главной площади Сум появилась бронзовая фигура благотворителя. В 1924-ом её разрушили. А спустя 74 года восстановили и вернули на законное место.
Все выпуски программы Имена милосердия
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.
Лазаракья — греческое угощение в Лазареву субботу
Некоторые думают, что Великий пост заканчивается на Пасху. На самом деле, это не так. Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы — более, чем за неделю до Пасхи. Потом начинается Страстная седмица — время особого воздержания, отдельное от Великого поста.
Лазарева суббота — праздник очень светлый и радостный. Пусть еще не наступило время прекратить пищевой пост, но душа уже радуется в предвкушении близкой Пасхи. В Лазареву субботу Православная Церковь вспоминает, как Христос воскресил из мертвых своего друга, Лазаря, и этим показал всем, что даже смерть бессильна перед лицом Спасителя.
Лазарева суббота — один из любимых праздников для православных греков. Причем, в народном греческом сознании это праздник детский. Традиционно, в Лазареву субботу девочки разных возрастов набирают полевых цветов, украшают ими свою одежду, плетут из них венки и ходят из дома в дом, напевая гимны — своего рода колядки в честь воскресения Лазаря, которые называются «лазаринэс».
На некоторых греческих островах дети оборачиваются простынями и украшают себя желтыми цветами, чтобы больше походить на воскресшего Лазаря, который, ожив, вышел из пещеры, обмотанный погребальной тканью. В других местах в Лазареву субботу дети организуют целое театральное шествие в честь воскресения Лазаря. По улицам городов они несут большую корзину, изображающую могилу Лазаря, свечи, венки, кресты. Все это украшено яркими весенними цветами.
При всем своем многообразии детские шествия на Лазареву субботу, колядки, которые дети распевают, имеют одну цель — получить за свои старания вкусное вознаграждение.
Обычно в качестве, так сказать, «оплаты» за пропетые песнопения дети в Лазареву субботу получают печенья, которые готовятся в Греции только на этот праздник. По форме эти печенья напоминают завернутых в пеленку куколок. Но приглядевшись, вы увидите у этих куколок бороду и поймете, что в виде печенья изображен святой Лазарь, завернутый в погребальные одежды. Называются печенья — «лазаракья», то есть «лазаревы».
Как уже было сказано, несмотря на то, что Лазарева суббота — праздник, православные христиане продолжают воздерживаться от непостных продуктов. Поэтому «лазаракья» — печенья постные, но при этом очень вкусные. Попробуешь и, если не знаешь, что печенье постное, никогда об этом не догадаешься. Вкус у лазаракья как у настоящих сдобных печений. А их внешний вид напоминает, что как в случае с Лазарем Христос победил смерть, воскресив его, так и всех нас Он готов привести в Свое вечное Царство жизни и радости!
Все выпуски программы Вселенная православия