В девятнадцатом веке газеты Енисейской губернии, границы которой сегодня практически повторяет Красноярский край, как правило, печатали последние новости из далёкой столицы, острые рецензии на театральные постановки и литературные новинки, сведения о погоде и объявления. А еще каждый год на страницах местной прессы известный купец Иван Герасимович Гадалов публиковал свои отчёты о том, сколько он заработал и чем приумножил свои капиталы.
Хотя декларация о доходах в то время совершенно не вменялась предпринимателям в обязанность, Иван Герасимович считал своим долгом показать, что дела он ведёт честно, никого не обманывает, на чужом несчастье не наживается. Впрочем, читатели газет это и так прекрасно знали. В Красноярске, Томске, Енисейске и других окрестных городах был повод поговорить о Гадаловском милосердии.
Иван Герасимович - выходец из бедного крестьянства. Его отец был крепостным. Получив волю, Гадаловы приписались к купечеству. А вскоре отец Ивана прослышал о том, что на берегах Енисея открыто золотое месторождение. Недолго думая, он вручил тринадцатилетнему Ване холщёвую котомку с провизией, кое-каким мелким товаром на случай нехватки денег, и… отправил мальчика в Сибирь.
Но золотопромышленником Иван Гадалов не стал. Вместо этого он открыл в Енисейске и Канске пятнадцать бакалейных и мануфактурных магазинов, и уже вскоре был известен как один из самых успешных сибирских купцов. К двадцати пяти годам молодого предпринимателя заметили местные власти. В городе Канске Иван Гадалов был избран на должность словесного судьи – так раньше именовались представители закона, разбирающие торговые и финансовые тяжбы.
Публичная должность дала Ивану Герасимовичу возможность увидеть, как много людей вокруг нуждается в помощи. И он решил не копить официальные прошения в ящике своего письменного стола, а действовать, используя для этого собственные возможности и материальные ресурсы.
Как раз в это время под угрозой остановки оказалось строительство мужской гимназии в Красноярске: у земства не хватало средств. Гадалов внёс недостающую сумму – пятьдесят тысяч рублей, и взял на себя обязательства по дальнейшему содержанию учебного заведения. Ровно двадцать лет Иван Герасимович был попечителем Красноярской мужской гимназии, ежегодно выделяя на её нужды по тысяче рублей.
Иван Герасимович проявлял по-настоящему отеческую заботу к сиротам. Он был попечителем Канского приюта для детей осуждённых, который содержал на собственные деньги. Много жертвовал он и приютам в других городах Сибири. А когда в Красноярске из-за нехватки строительных материалов вдруг приостановилось строительство земского сиротского приюта, Гадалов незамедлительно купил и отправил на стройку полторы тысячи пудов извести.
В январе тысяча восемьсот девяносто шестого года в газете «Енисейск» появилась скромная заметка о том, что купец Иван Герасимович Гадалов в день коронации Их Императорских Величеств Николая Второго и Александры Фёдоровны, пожертвовал пятнадцать тысяч рублей Томскому приюту для слепых, и столько же – на прочие нужды города.
Но далеко не все дела милосердия Ивана Герасимовича попадали в прессу. Да и сам Гадалов вряд ли желал, чтобы его благотворительность становилась достоянием общественности. Он просто помогал всюду, где только мог: заботился о раненых солдатах, возвращавшихся с Русско-Японской войны – специально для этого он содержал духовой оркестр, игравший по выходным в Томском городском саду, а все доходы с этих концертов направлял на помощь больницам, военным госпиталям и семьям погибших и раненых солдат.
Иван Герасимович много и щедро помогал Церкви. На его полном попечительстве находились домовые храмы Канской мужской гимназии и Томского университета. Когда в Томске началось строительство Троицкого собора, Иван Гадалов вошёл в состав строительного комитета и оказывал финансовую помощь на всех этапах грандиозной стройки. Но особенным вниманием купца пользовался Спасский собор в Канске – там покоился отец Ивана Герасимовича. За неустанную заботу о нуждах собора Иван Гадалов был удостоен письменной благодарности Святейшего Синода.
Конечно, добрые дела Иван Герасимович совершал совсем не ради почестей. И хотя его благотворительная деятельность была отмечена самыми почётными наградами Российской Империи: орденами Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира, он до конца жизни считал, что помощь ближнему – не заслуга, а долг каждого человека.
Деяния святых апостолов

Деян., 35 зач., XIV, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего бывали случаи, когда он оказывался проповедником Евангелия в буквальном смысле этого слова, то есть утешал тех, кто столкнулся с трудностями, говоря с ними о Боге и Его любви. Но означает ли это, что благая весть — это нечто прекраснодушное, идиллическое и сентиментальное? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Всякий раз, когда я бываю в художественных музеях, я особенное внимание уделяю бытовым особенностям жизни прежних времён и поражаюсь тому, как всё изменилось. Автомобили, непромокаемые материалы, новые лекарства... Способы жизни и ведения хозяйства, которые были общими в течение столетий, кажутся навсегда исчезнувшими из нашей жизни. В известной степени все эти новшества становятся светским евангелием для современного человека, благой вестью о новом открытии, новом способе улучшения нашей жизни. И хотя люди продолжают болеть и даже умирать, сам настрой на постоянное улучшение очевиден и, как кажется, необратим. И хотя религия гораздо древнее всех этих технических и научных разработок, новое восприятие жизни меняет наши подходы и ожидания к ней, мы начинаем ждать от неё улучшения нашей жизни, здоровья и психологического комфорта. Да и разве это неправильно? Ведь и открывая Евангелие, мы читаем в нём множество историй о чудесных исцелениях, освобождениях от бесовской одержимости и даже воскрешениях мёртвых. Разве мы не вправе ждать от Бога того же самого и в наши дни?
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостол Павел и его спутники, преодолевая трудности, проповедовали уже не только иудеям, но и язычникам. Причём поразительным образом в одном и том же городе Павла и Варнаву сначала приняли за богов и хотели принести им жертвы, а затем побили камнями, так что были уверены в их смерти. Придя в себя, Павел вернулся в город, а затем ушёл в другие места, снова и снова проповедуя Евангелие как Благую весть. При этом вся его жизнь была наполнена трудностями, так что тот, кто искал в новой вере решения бытовых проблем, не мог быть ею до конца удовлетворён. Именно поэтому на обратном пути апостолу пришлось утверждать души учеников и уговаривать их оставаться верующими, несмотря на скорби и трудности, которые продолжали возникать в их жизни. Апостолу приходилось объяснять, что смысл веры, которую они приняли, не в том, чтобы решить все проблемы здесь, но в том, чтобы достичь Царствия Божия. Конечно, теоретическое осознание подобных вещей проще, чем практическое принятие. Когда ты живёшь по совести, стараешься любить Бога и ближних, но скорби всё равно присутствуют в твоей жизни, может помочь только доверие и рождающееся из него ощущение живого присутствия Божьего. Понимая всё это, перед своим уходом Павел не только рукополагает священников для служения в местной общине, но и, помолившись, предаёт их в руки Господни. Вместе с его учениками и всем нам важно доверять Богу на жизненном пути и помнить о том, что истинная цель, к которой мы идём, — это Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в зоне конфликта

Сергею Шульженко 40 лет, он из Северодонецка. Когда-то мужчина жил активно: работал, занимался танцами, но однажды на него напали на улице, и в результате полученной травмы Сергей перестал ходить. Родных у него не осталось. Ему помогали знакомые и соседи. Однако были моменты, когда обездвиженный мужчина оставался совсем один, особенно во время боевых действий в городе.
Но теперь Сергей постоянно окружён заботой и вниманием. Он находится на попечении добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии в Северодонецке. Каждый день его навещают волонтёры, чтобы покормить, пообщаться и навести порядок. Например, Елена и Зина вымыли Сергею всю квартиру и кухню, купили новую посуду и повесили шторы. Доброволец Костя приходит по выходным, чтобы искупать Сергея. Ему поменяли кровать и установили специальный ограничитель, чтобы мужчина не падал. А недавно у него был день рождения. И волонтёры сделали особенный подарок — организовали для Сергея прогулку на коляске. Как же мужчина был рад после долгого перерыва оказаться на свежем воздухе, увидеть небо, листву на деревьях и цветы. Волонтёр Елена связала ему мягкий плед, и Сергей с удовольствием взял его с собой. Теперь этот плед напоминает мужчине о добрых друзьях-волонтёрах и о том, что он не один и кому-то нужен.
Патриаршая миссия ведёт работу по социальной, гуманитарной и строительной помощи в Северодонецке, Мариуполе, Луганске и других городах. На постоянном патронаже проекта десятки лежачих людей, многодетные семьи и старики. Каждый месяц в центры помощи Русской Православной Церкви обращаются тысячи нуждающихся.
Поддержите работу Патриаршей гуманитарной миссии. Переходите на церковную платформа "Помочь в беде". Людям в пострадавших регионах нужно наше участие и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Избрание святителя Тихона (Беллавина) Патриархом». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о соборе 1917-1918гг. и о том, как происходило избрание Патриарха Московского и всея Руси после долгого перерыва и как Патриархом стал именно святитель Тихон (Беллавин).
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер