В начале девятнадцатого века по улице Гусёвке жители города Старый Оскол проходили, с наслаждением потягивая носом. И зимой, и летом в воздухе здесь витали сладкие запахи груш, клубники, вишни, малины, смородины. Доносилось это дивное благоухание из-за ничем не примечательных серых чугунных ворот, за которыми располагалось учреждение вполне прозаическое: соковый и конфитюрный завод Ивана Алексеевича Дьякова — известного в городе промышленника и купца.
Близилось Рождество, а в праздники дьяковская продукция — варенье, джемы, сиропы, морсы, сухофрукы и пастила — была особенно востребована. Рабочие целую неделю трудились в две смены, и теперь, получив хорошие сверхурочные, расходились на рождественские каникулы.
Когда они вышли из цеха, улица уже погрузилась в ранние зимние сумерки; на заводском дворе зажглись фонари. В темноте рабочие не сразу узнали в приближающейся к ним фигуре самого хозяина — Ивана Алексеевича. А тот, ничуть на это не обидевшись, первый им поклонился.
— Что, ребята, по домам на праздники?! — весело прокричал он.
Рабочие дружно загудели.
— А сладостей к столу запасли? — поинтересовался Дьяков.
— Управляющий по баночке варенья взять разрешил, — утвердительно кивнул кто-то из толпы.
Дьяков рассмеялся и покачал головой.
— Эк, щедрый какой! У вас у каждого семьи да дети, а он — «по баночке!» Ступайте-ка на склад и наберите всего, чего душа пожелает к Святому празднику!
На другой день товарищи по купеческой гильдии пеняли Дьякову:
— Уж слишком ты, Иван Алексеевич, людей любишь. Гостинцы к празднику рабочим раздаёшь. А ну, как, глядя на тебя, и наши гостинцев потребуют?
— Так и вы раздайте! — улыбнулся в ответ Дьяков. — А не любить людей нельзя. Так нам Господь заповедал — «возлюби ближнего своего»!
Эта заповедь действительно была основополагающей в жизни Ивана Алексеевича. И свой конфитюрный завод он строил, руководствуясь ей. «Соберёт какая-нибудь бедная старушка в своём саду пять вёдер сливы, — рассуждал Дьяков, — а продать порой и одного не может. Кому покупать? У всех свои сады есть. А будет завод, и эта старушка, и все остальные смогут туда ягоды продать и себе на жизнь заработать».
Но это без сомнения доброе начинание было далеко не единственным, что Дьяков делал для города и его жителей. Каждое Рождество в своём особняке Иван Алексеевич наряжал огромную пушистую ель, украшал фасад и парадную залу иллюминацией и устраивал весёлый детский праздник с угощением и фейерверком. На дьяковскую ёлку собирались дети его рабочих, малыши из бедных городских семейств, воспитанники сиротских домов призрения. Для всей этой детворы Рождественская ёлка у Ивана Алексеевича была главным событием года, которого они начинали ждать чуть ли не с лета.
Купец умел договоритья с заезжими знаменитостями, и большинство из них, выступив в городском театре, не отказывали Ивану Алексеевчу в благотворительном или бесплатном концерте для бедных жителей города у него дома. А однажды дом Дьякова буквально брали штурмом — купец привёз синематограф!
Впрочем, Иван Дьяков народ не только развлекал, но и образовывал. Самым способным гимназистам из бедных семейств выделял содержание и оплачивал дальнейшую учёбу в университете; финансировал городские школы и училища.
Огромное значение глубоко верующий купец придавал поддержке храмов. На его лесопильном предприятии изготавливали резной иконостас для Троицкой церкви — разумеется, за счёт Ивана Алексеевича. Участвовал Дьяков и в строительство Благовещенско-Михайловской церкви, закупал для неё иконы и утварь. Крупные суммы жертвовал храмам на раздачу бедным. Да и сам, щедро делясь с ближними, не любил показывать своего достатка — экипажу предпочитал велосипед и часто повторял: «Мне для жизни много не надо — пару костюмов да башмаки по погоде».
Все выпуски программы Имена милосердия
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых