
Купец, промышленник и пароходчик Иван Цыпулин прожил в Калуге всю свою сознательную жизнь. 16 лет был городским головой. На эту должность Цыпулин переизбирался четыре раза, побив все местные рекорды пребывания на столь ответственном посту. И след в истории Калуги Иван Козьмич оставил незабываемый, ибо незабываемы были его добрые дела.
Рабочий стаж Вани начался с шести лет. Мальчик из крестьянской семьи села Ловцы Рязанской губернии помогал родителям сводить концы с концами, но успевал и учиться — в селе имелась школа. Всего в жизни он добивался сам, своим трудом. Перебравшись в Калугу, был перегонщиком плотов, трудился в судопромышленной конторе, управлял торговыми перевозками, а крепко став на ноги и заработав капитал, стал владельцем пароходной пристани. Позже Иван открыл собственное пароходство — пассажирское и буксирное. В числе прочих по Оке тогда ходило судно «Цыпулин». Но люди, глядя на него, не качали укоризненно головами, мол, скромнее надо быть. Ивана Козьмича любили. За то, что приходил на помощь в трудную минуту и не жалел средств, чтобы облегчить жизнь землякам.
Став городским головой, Цыпулин решил огромное количество проблем, связанных с благоустройством Калуги. Он провёл в дома и на улицы электричество, заасфальтировал дороги, высадил парки, положил начало трамвайному сообщению и привёл в порядок рыночные площади. Иван Козьмич вникал даже в такие вопросы, как, например, установление фиксированных цен за проезд на извозчике. Цыпулин настоял на том, чтобы в Калуге построили библиотеку и военный лазарет. Но больше всего людям запомнился день 14-ого декабря 1887-ого года, когда заработал первый в Калуге водопровод. Это был бесценный подарок горожанам от Ивана Козьмича.
Сверх всякой меры загруженный государственной и общественной работой, Иван Козьмич находил время заниматься благотворительностью. Его щедрость не знала границ. Свой личный каменный особняк, который стоил 70 000 рублей, Цыпулин подарил техническому училищу, в придачу добавив тридцать тысяч на его обустройство. Пожертвовал крупную сумму на ремонт мужской гимназии и на возведение церкви в военном лагере. Отдельное здание больницы и домовая церковь при Епархиальном женском училище не были бы открыты, если бы не финансовая помощь Ивана Козьмича. Церкви по просьбе градоначальника дали имя великомученицы Екатерины. Цыпулин не просто так просил об этом — Катей звали его умершую дочь, и он хотел увековечить память о ней.
Иван Козьмич входил в пять калужских благотворительных организаций — среди них было общество помощи бедным, отдел императорского православного Палестинского общества и даже общество страхования имущества от огня, которое учредил сам Цыпулин. А в 1887-ом году он создал ссудосберегательное товарищество — оно выдавало материальную помощь рабочим. От них градоначальник получил подарок, которым очень дорожил — икону мученика Антипы в серебряной ризе.
За особые заслуги Ивана Козьмича наградили званием потомственного «Почётного гражданина Калуги». Но и своей исторической родине Иван Козьмич тоже охотно помогал. В Ловцах построил новую двухэтажную школу и церковь. Реставрировал древние храмы и содержал действующие сельские церковные приходы по всей губернии. Материально поддерживал семьи бедняков и не давал в обиду детей-сирот.
Ивана Козьмича не стало в 1901-ом году. Но по Оке ещё долго ходил пароход, названный его именем. Протяжный гудок судна зычно оглашал окрестности. И люди на берегу, угадывали, не глядя: «Цыпулин идёт!».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер