Купец, промышленник и пароходчик Иван Цыпулин прожил в Калуге всю свою сознательную жизнь. 16 лет был городским головой. На эту должность Цыпулин переизбирался четыре раза, побив все местные рекорды пребывания на столь ответственном посту. И след в истории Калуги Иван Козьмич оставил незабываемый, ибо незабываемы были его добрые дела.
Рабочий стаж Вани начался с шести лет. Мальчик из крестьянской семьи села Ловцы Рязанской губернии помогал родителям сводить концы с концами, но успевал и учиться — в селе имелась школа. Всего в жизни он добивался сам, своим трудом. Перебравшись в Калугу, был перегонщиком плотов, трудился в судопромышленной конторе, управлял торговыми перевозками, а крепко став на ноги и заработав капитал, стал владельцем пароходной пристани. Позже Иван открыл собственное пароходство — пассажирское и буксирное. В числе прочих по Оке тогда ходило судно «Цыпулин». Но люди, глядя на него, не качали укоризненно головами, мол, скромнее надо быть. Ивана Козьмича любили. За то, что приходил на помощь в трудную минуту и не жалел средств, чтобы облегчить жизнь землякам.
Став городским головой, Цыпулин решил огромное количество проблем, связанных с благоустройством Калуги. Он провёл в дома и на улицы электричество, заасфальтировал дороги, высадил парки, положил начало трамвайному сообщению и привёл в порядок рыночные площади. Иван Козьмич вникал даже в такие вопросы, как, например, установление фиксированных цен за проезд на извозчике. Цыпулин настоял на том, чтобы в Калуге построили библиотеку и военный лазарет. Но больше всего людям запомнился день 14-ого декабря 1887-ого года, когда заработал первый в Калуге водопровод. Это был бесценный подарок горожанам от Ивана Козьмича.
Сверх всякой меры загруженный государственной и общественной работой, Иван Козьмич находил время заниматься благотворительностью. Его щедрость не знала границ. Свой личный каменный особняк, который стоил 70 000 рублей, Цыпулин подарил техническому училищу, в придачу добавив тридцать тысяч на его обустройство. Пожертвовал крупную сумму на ремонт мужской гимназии и на возведение церкви в военном лагере. Отдельное здание больницы и домовая церковь при Епархиальном женском училище не были бы открыты, если бы не финансовая помощь Ивана Козьмича. Церкви по просьбе градоначальника дали имя великомученицы Екатерины. Цыпулин не просто так просил об этом — Катей звали его умершую дочь, и он хотел увековечить память о ней.
Иван Козьмич входил в пять калужских благотворительных организаций — среди них было общество помощи бедным, отдел императорского православного Палестинского общества и даже общество страхования имущества от огня, которое учредил сам Цыпулин. А в 1887-ом году он создал ссудосберегательное товарищество — оно выдавало материальную помощь рабочим. От них градоначальник получил подарок, которым очень дорожил — икону мученика Антипы в серебряной ризе.
За особые заслуги Ивана Козьмича наградили званием потомственного «Почётного гражданина Калуги». Но и своей исторической родине Иван Козьмич тоже охотно помогал. В Ловцах построил новую двухэтажную школу и церковь. Реставрировал древние храмы и содержал действующие сельские церковные приходы по всей губернии. Материально поддерживал семьи бедняков и не давал в обиду детей-сирот.
Ивана Козьмича не стало в 1901-ом году. Но по Оке ещё долго ходил пароход, названный его именем. Протяжный гудок судна зычно оглашал окрестности. И люди на берегу, угадывали, не глядя: «Цыпулин идёт!».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM