Когда в тысяча девятьсот тридцать третьем году живший тогда в Париже русский писатель Иван Алексеевич Бунин получил Нобелевскую премию мира в области литературы, писатель эту награду, выражавшуюся в солидном денежном эквиваленте, которого вполне могло бы хватить на безбедное существование до конца дней... раздал нуждающимся! Помог бедствующим друзья и знакомым, поддержал эмигрантов из советской России, просто жертвовал бедным. Огромная сумма без остатка ушла буквально за считанные месяцы, но Иван Алексеевич был счастлив тому, что смог поступить по-христиански. О его глубокой вере и о том, что Евангельские идеалы были для писателя не просто красивыми словами, красноречиво говорят многие его произведения. В издательстве «Никея» их собрали под одной обложкой и выпустили сборник Ивана Бунина с простым заглавием «Рассказы» в удобном «карманном» формате.
О тонкой эстетике бунинской прозы, его изысканной литературной манере учёными и критиками было сказано уже немало. Однако чтобы ощутить всю глубину этих потрясающих, пронзительных и удивительно светлых произведений, быть литературоведом совсем не обязательно. Достаточно внимательно вчитаться, к примеру, в строчки рассказа «Птицы небесные». И совсем как наяву вдруг подует холодный зимний ветер; мы словно своими глазами увидим молодого студента Воронова, помещичьего сына, разговаривающего с нищим на заснеженной дороге. Вместе с этим юношей переживём горячий прилив искренней человеческой жалости — чувство, незнакомое прежде герою рассказа; и с удивлением ощутим, как что-то навсегда изменилось и в нашем сердце.
Среди произведений, вошедших в сборник «Рассказы» Бунина выделяется и небольшой, но поражающей своей стилистикой и атмосферой рассказ под названием «Аглая». В этой истории о юной девушке, ставшей инокиней, чувствуется что-то особенное — былинное, древнее. Исследователи нашли ключ к разгадке текста: оказывается, классик вдохновился знаменитой Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря и едва ли не дословно описал в рассказе один из её эпизодов, лишь слегка изменив обстоятельства и образы героев.
Тонкие, мудрые, поразительно светлые произведения Бунина оставляют чувство удивительной лёгкости и обновления. Хочется не грустить, а радоваться; не хмуриться, а улыбаться. И становится совершенно очевидно, что автор таких «Рассказов» своей Нобелевской премией просто не мог распорядиться как-то иначе...
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.