«Христианин в современном мире». Наталья Смирнова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианин в современном мире». Наталья Смирнова

* Поделиться

У нас в гостях была тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «СПАС», автор документальных фильмов Наталья Смирнова.

Наша гостья рассказала о своем удивительном пути к вере через серьезные испытания, чудеса и промыслительные встречи, а также о том, как решила снимать фильмы о православных святынях и брать интервью у людей о приходе к Богу — и почему это для нее важно.

Ведущие: диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева


Диакон Игорь Цуканов:

— Дорогие друзья, добрый вечер. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Как обычно в это время в студии Кира Лаврентьева.

Кира Лаврентьева:

— Добрый вечер.

Диакон Игорь Цуканов:

— Я диакон Игорь Цуканов. Без долгих вступлений хочется представить нашу сегодняшнюю замечательную гостью. Наталья Смирнова сегодня у нас в гостях. Наталья, добрый вечер.

Наталья Смирнова:

— Добрый вечер, отец Игорь. Добрый вечер, Кира.

Кира Лаврентьева:

— Добрый вечер.

Диакон Игорь Цуканов:

— Я думаю, что большинство из вас прекрасно Наталью знает, но все-таки мы ее представим. Наталья тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», автор целого ряда фильмов документальных. Фильм об Оптиной пустыни, «Смертью смерть поправ» называется, «Красная Пасха» Оптиной. Фильм «Крест Северодонецка. Жизнь после смерти». И целого ряда других фильмов, о которых мы тоже сегодня, я думаю, поговорим. Наталья, очень рады вас видеть в нашей студии, уже не впервые, потому что совсем недавно у вас была замечательная передача, с Александром Егорцевым вы приходили. Первое, о чем хочется спросить, отчасти в продолжение того разговора, который был, когда вы приходили с Александром. Есть такое присловье, что после Освенцима не может быть прежнего богословия, богословие должно измениться. А ваши программы «В поисках Бога» изменились ли после того, как вы совершили все эти поездки на Донбасс и собственными глазами увидели, что такое военные действия, что такое смерть детей и все, что с этим связано. Изменилось ли что-то в том, как вы стали выбирать героев, как вы стали, может быть, разговаривать, на что вы стали делать акценты в ваших передачах?

Наталья Смирнова:

— Спасибо за вопрос. Наверное, да, изменилось. Оно, наверное, не может не измениться, потому что больше стало и военных священников и героев, которые там побывали. Кстати, сразу скажу, когда я вчера готовилась к программе, обратила внимание на то, что многие ваши герои, в том числе и герои моей программы, православный мир такой тесный.

Кира Лаврентьева:

— Очень тесный.

Наталья Смирнова:

— Да, наверное, изменилось, но это лучше судить героям, которые уже побывали в моей программе, которые непосредственно стали участниками этой программы. Я специально такую задачу себе не ставлю.

Диакон Игорь Цуканов:

— Ну, понятно.

Наталья Смирнова:

— И какой-то анализ, честно говоря, не делала, но, наверное, где-то это отложило след. Понятно, это не могло пройти бесследно. Но мне всегда об этом неловко говорить, потому что я была там всего лишь один раз и провела там дней пять-шесть. Мне кажется, лучше об этом сказали бы мои коллеги, Андрей Афанасьев, Саша Егорцев, которые там были точно не десять и не двадцать раз за эти два года с начала СВО. А Саша вообще туда ездит очень давно. У меня цель не такая, чтобы спросить героя в лоб: а был ли ты там, за ленточкой? Моя задача — понять личность, понять его отношение с Богом, понять, как он к Нему пришел, как-то попытаться к нему по журналистски залезть в нутро и понять, чем живет этот человек, чем он отличается от других, чем он интересен. Мне кажется, это важнее и интереснее нашим зрителям. Если он побывал там, то, конечно, возникают такие вопросы, но, повторюсь, это не ставится сверхцелью и сверхзадачей. Так отвечу на этот вопрос.

Диакон Игорь Цуканов:

— Эта тема — как я пришел к Богу или как я встретился с Богом? — конечно, очень сложная. Мы с Кирой, когда интервьюируем наших гостей, тоже с этим сталкиваемся. И на самом деле во многом учимся у других людей, в том числе у вас, которые тоже этим занимаются. Эта тема совершенно не тривиальная, потому что об этом невозможно рассказать, по большому счету. Сказать, я пришел к Богу, это очень дерзновенно. С другой стороны, это иногда просто сложно рассказать. Тем более сложная задача для журналиста. Как вы себе ее ставите? Вернее, какую задачу вы перед собой ставите? Есть какие-то вещи, которые для вас являются методом, который нельзя использовать, например? Как вы пытаетесь раскрыть человека?

Наталья Смирнова:

— Все зависит от самого человека. Я понимаю, часто бывает герой, которого ты уже знаешь, знаешь его бэкграунд, это может быть какой-то известный, медийный человек. А может быть совершенно простой, на первый взгляд обыкновенный человек, абсолютно далекий от публичности, но история которого тебя зацепила, и историю которого ты прочитал, и тебе захотелось об этой истории рассказать. Здесь, когда ты погружаешься, и начинаются съемки, ты понимаешь для себя, исходя их опыта, какой прием ты можешь с ним проработать. Есть люди, которые очень негативно реагируют на этот вопрос, и ты понимаешь, что прежде чем подойти к этим главным вопросам, тебе надо сначала в степень доверия с ним войти. Я вот не решаюсь взять интервью у Марии Голубкиной. Когда я с ней проговорила по телефону, она очень интересный человек, у нее очень интересный путь к Богу, но я для себя пока не решаюсь. Потому что когда по телефону я задала ей это вопрос, она говорит: и что вы будете меня напрямую об этом спрашивать? Как-то это вообще дерзко. Вы правильно совершенно задали этот вопрос. Этот вопрос иногда ниже пояса может для кого-то оказаться. То же самое было с одной актрисой, не буду сейчас упоминать. В общем, для меня это всегда вопрос каждый раз на засыпку, какой путь и прием я выберу, чтобы работать с этим человеком. Для кого-то просто. Скажите, как в вас откликается вопрос поиска Бога? И он очень просто и честно начинает говорить, что у меня он начался, например, с рождения, очень часто мне говорят люди. У кого-то после каких-то трудностей, переживаний, испытаний. Здесь всегда по-разному, здесь всегда зависит от человека, его готовности как-то раскрыться.

Диакон Игорь Цуканов:

— А были какие-то встречи, которые постфактум вы воспринимаете, как некое фиаско, или как некую неудачу, человека не удалось раскрыть. Можно имена не называть, а просто были ли такие ситуации?

Наталья Смирнова:

— Да, безусловно, были какие-то поражения, это в основном связано с публичными людьми. Почему я не люблю особо брать интервью у актеров, потому что у них есть своя маска и социальная роль. Они настолько смирились за 10-20-30 лет с этой ролью, что они совершенно не готовы раскрываться.

Диакон Игорь Цуканов:

— Из нее выходить.

Наталья Смирнова:

— Выходить из этой роли. И как бы ты ни пытался их раскрыть. Здесь, конечно, еще мешает, что у нас мало времени часто бывает с медийными людьми. Они тебе ставят 2-3 часа интервью, а учитывая, что у тебя очерк, ты за эти 2-3 часа совершенно ничего не успеваешь понять о человеке и залезть в его шкуру. Есть, и их немало. Вообще хорошее интервью случается нечасто, к сожалению. Может быть, я пока до этого не доросла. Может быть, какие-то есть рамки, ограниченность во времени, формате. Но когда уж случается такая возможность, я сразу говорю: рассчитывайте на целый день, друзья мои, ничего не поделаешь, да, мы будем снимать долго. И хотя они устают, но я вижу, что человек готов раскрываться, человек готов говорить и можно снимать в разных локациях, то я уж отвожу душу. А еще больше я люблю поэтому какие-то загородные, когда ты уезжаешь куда-то в регион, куда-то там в монастырь, уж я не говорю. Здесь уже душа поет, и ты уже мучаешь человека основательно.

Диакон Игорь Цуканов:

— Мучаешь в кавычках.

Наталья Смирнова:

— Да, да. Здесь уже более удачная программа.

Диакон Игорь Цуканов:

— Еще конечно, нужно, чтобы человек привык к камере, к тому, что постоянно рядом ходит человек с камерой. Поначалу это, наверное, многих напрягает.

Наталья Смирнова:

— Говорят в начале, что я первый раз, я не знаю, как того и сего. Но очень быстро забывают. Это все-таки не стендап, когда человек говорит напрямую в камеру. Мы говорим: там камера будет где-то далеко, вы ее даже не заметите, вы ее даже не увидите. И человек быстро расслабляется.

Кира Лаврентьева:

— Вы монтируете видео тоже сами?

Наталья Смирнова:

— Да, я редактор программы. У меня был редактор программы, но в любом случае, даже когда у меня был редактор программы, я всегда отслеживаю этот процесс. Мне важно смотреть, где там, что, какой план. Автор во мне живет, и я не могу свое детище отпустить до конца, чтобы оно: смонтируют и Бог с ним.

Кира Лаврентьева:

— Напомним, что у нас в гостях сегодня у «Вечера в воскресенья» Наталья Смирнова, тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», режиссер множества документальных фильмов, которые мы уже перечисляли в начале этой программы, повторим еще не раз сегодня. Наталья, почему я спрашиваю про монтаж, тут не понятно, что труднее, героя раскрывать или клеить потом фильм из трехчасовой съемки, например, 25 минут или 24 минуты, сколько идет?

Наталья Смирнова:

— 24 минуты тире 26.

Кира Лаврентьева:

— 24 минуты. То есть это такая ювелирная, колоссальная, трудная работа, так назовем все своими именами. Клеить смысловые цепочки — это еще надо умудриться, на такое маленькое время сделать что-то глубокое и захватывающее.

Наталья Смирнова:

— Нет, здесь уже просто технический момент, ничего здесь такого ювелирного нет, а тем более, когда ты снимаешь в городе, и у тебя не хватает съемок. Если ты выезжаешь и у тебя большой материал, то здесь бывает сложнее. Но тем не менее, это уже просто... К сожалению, телевидение очень краткосрочно и живет здесь и сейчас.

Кира Лаврентьева:

— Клиповое.

Наталья Смирнова:

— Клиповое, да. Это тебе не документальный фильм, когда ты можешь посидеть.

Кира Лаврентьева:

— Душу отвести.

Наталья Смирнова:

— Душу отвести, посидеть, подумать. Здесь все очень стремительно и быстро. Поэтому все уже отработано. Так же как и какие-то, к сожалению, клишевные вещи в интервью, и вопросы, и подходы. Понятно, что каждый человек уникален, и тебе надо постараться донести его уникальную историю до зрителей. Но очень много отработано и превратилось в такую... Есть такой момент технический и никуда от этого не деться в телевидении.

Кира Лаврентьева:

— Вы спрашиваете то, что вас саму волнует в отношении веры, в поисках Бога, духовной жизни.

Наталья Смирнова:

— Да, конечно, особенно если это как-то откликается в твоей истории, с твоими поисками — это всегда интересно. Вообще, самое интересно узнать в человеке его поиск Бога, даже если он им самим где-то неосознанный.

Кира Лаврентьева:

— Но он есть.

Наталья Смирнова:

— А ты понимаешь, что человек на самом деле ищет Бога, даже когда от Него очень явно уклоняется, когда впадает, занимается какими-то практиками.

Кира Лаврентьева:

— Это вообще отдельная история.

Наталья Смирнова:

— Изотерика, астрология. Это тоже все о поиске себя в этом мире и Бога.

Кира Лаврентьева:

— Это интересно очень. А вам было трудно после каких-то программ? Какие-то кризисные моменты бывали? Погружение в другое человека — это всегда...

Диакон Игорь Цуканов:

— Риск.

Кира Лаврентьева:

— ...большая внутренняя работа. Одно дело, если ты в благодатного человека погружаешься, ты там благодать почувствовал, вкусил и радостный ходишь потом на воздусех. А не всегда же этот так. Иногда человек бывает на пути только или еще раздумывает о Боге. Естественно, весь бэкграунд страстей, грехов, которые у нас у всех есть и были в жизни, остается, и тебе приходится в него погружаться. И ты, естественно, как помолиться за другого, начинаешь, хоть какой-то кратковременный период, но, тем не менее, нести с ним его крест.

Наталья Смирнова:

— Да, безусловно, такие случаются встречи. У меня была буквально в декабре встреча и запись интервью с героиней, которая лет десять занималась всякими практиками.

Кира Лаврентьева:

— Вот это самое тяжелое.

Наталья Смирнова:

— Там, начиная от медитации, астрология, очень серьезная изотерика. Она настолько в это погрузилась, что человек повредился духовно очень сильно, была на грани жизни и смерти, у нее были серьезные суицидальные мысли, и она попала в итоге в психиатрическую больницу. К сожалению, у нее до сих пор остался этот след, она не может работать на какой-то серьезной работе, хотя так не скажешь даже. Это сильное повреждение, и слава Богу, что тут все хорошо закончилось.. Я помню, после интервью мне было настолько тяжело, у меня случилась, не истерика, но какие-то рыдания.

Кира Лаврентьева:

— Душа отреагировала.

Наталья Смирнова:

— Да, видимо, душа плакала. Учитывая, я потом пожалела очень, что записывать дома у нее было нельзя, где-то мы еще тоже не могли найти локацию и записывали интервью у меня дома. Я потом подумала, зачем я это сделала, тяжело чувствовалось по энергетике очень. Бывают такие интервью, не без этого. Я же человек с НТВ, поэтому во мне есть беспокойство.

Кира Лаврентьева:

— Азарт.

Наталья Смирнова:

— Азарт, мне хочется, чтобы история была интересная. Вы, как журналисты меня тоже поймете, коллеги. Поэтому когда у меня случаются какие-то вот такие герои, после этого надо всегда...

Кира Лаврентьева:

— В себя приходить.

Наталья Смирнова:

— Да, в себя приходить. Нельзя сюда серьезно погружаться, это опасно.

Кира Лаврентьева:

— Да, духовно опасно. Это правда.

Диакон Игорь Цуканов:

— Наталья, вы столько раз людям задавали вопрос о том, как у них произошла встреча с Богом, и вы наверняка каждый раз это как-то и на свою ситуацию примериваете, и наверняка много раз задумывались, а как бы вы формулировали свой опыт. В итоге у вас сложилась какая-то, условно говоря, формула, что бы вы могли на эту тему о себе сказать? Или каждый раз как-то заново осмысливается ваш собственный опыт?

Наталья Смирнова:

— Каждый раз заново. Мне казалось, что я пришла к Богу, когда столкнулась с болезнью мамы после тридцати, в достаточно зрелом возрасте, что до этого я и не ходила в храм. Но вчера, когда я готовилась к программе, я поймала себя на мысли: Он все равно был у нас с рождения, и мы как дети Его чувствовали. У меня бабушки не ходили в храм, у меня были три бабушки, но он были настолько чистые, настолько совестливые, настолько полны любви, что для меня это святые бабушки все равно. Хотя я не помню, чтобы у нас дома где-то были иконы и чтобы они меня водили в храм. Нет, этого не было. И ведь это тоже был с рождения поиск Бога, просто мы его не осознаем. Я всегда, когда задаю героям своим вопрос, мне всегда хочется явно услышать, вот явно. Что да, случилось это, и я пришел.

Диакон Игорь Цуканов:

— А у вас не так. И у многих не так.

Наталья Смирнова:

— Да. Поэтому, повторюсь, когда я готовилась вчера к программе, я поняла, что на самом деле Господь уже в детстве уберег от очень страшных, буквально смертельных ситуаций. Я впервые это рассказываю, но я в принципе не особо часто рассказываю о своем пути к Богу, так уж получилось, я больше слушаю. У меня в детстве такая была ситуация насилия очень серьезная. Это было до крещения, очень важно понимать, что это случилось до крещения. Покрестили меня перед школой лет в семь примерно. Я не помню этого события, потому что Господь все страшное от меня закрыл. Я просто этот момент не помню, но я помню, что когда я приехала домой, я не могла скрыть рыдания, у меня лились слезы. Мама спрашивала: Наташа, что случилось, что случилось? Я помню, что не могла смотреть маме в глаза и смотрела только в пол. Я думаю, что мама все поняла, и они с папой что-то обсудили. Помню, что папа ушел из дома, вероятно, он позвонил в милицию. Может, как-то они поняли, я не помню этих нюансов. Никогда дома, слава Богу, не обсуждалась эта ситуация, родители меня очень берегли. Я думаю, что после этого буквально через какое-то время нас с сестрой покрестили. Господь очень явно показал Свое присутствие тогда, наверное, я очень сильно молилась, я, конечно, этого не помню. Это была страшная ситуация.

Кира Лаврентьева:

— Наталья, ситуация, действительно, очень страшная.

Диакон Игорь Цуканов:

— Поразительно, что вы говорите, что это даже не запомнили.

Кира Лаврентьева:

— Я только хотела об этом сказать. Господь абсолютно защитил вашу душу и вашу психику от этого ужаса.

Наталья Смирнова:

Да, защитил. Потому что я потом ловила себя на мысли, что я общалась совершенно нормально с мальчишками в школе. Там были тимуровцы, дружила.

Кира Лаврентьева:

— Никаких проблем. То есть вы не связали это вообще ни с чем.

Наталья Смирнова:

— Вообще никак. Я как-то это просто...

Кира Лаврентьева:

— Растворилось.

Наталья Смирнова:

— Растворилось, какой белой пеленой от меня это закрылось. Я поняла, что Господь меня просто защитил своей мягкой любовью, защитой. Я была абсолютно счастливым в школе ребенком, активисткой, лидером, председатель совета отряда, дружины. Очень активно везде выступала, участвовала. Я только помню, конечно, родители меня... У нас же были вечерами были какие-то мероприятия, надо было куда-то ездить, на какие-то сборы. Они не любили меня куда-то отпускать. Я всегда: а мне надо. Я только потом поняла, почему это. Я помню, был еще такой момент, поздно тогда появись телефоны, у нас дома не было проводного телефона. Я уехала к тете, к дяде с ночевой и не предупредила. Я помню, что папа, уже автобусы не ходили, машина была, но почему он не приехал, может быть, она была сломана, не знаю, он пешком через весь город дошел до тети и дяди, потому что он боялся, он меня потерял. Я помню, мы ночью шли через весь город, возвращались домой. Это была такая тревога родителей.

Кира Лаврентьева:

— Вполне объяснимая.

Диакон Игорь Цуканов:

— А происходило это в Удмуртии, естественно. Вы же родом оттуда.

Наталья Смирнова:

— Да, я родом оттуда, это было в Воткинске, это родина Петра Ильича Чайковского, я там прожила семнадцать лет, в моем любимом городе.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дорогие друзья, напоминаем вам, что у нас сегодня в гостях Наталья Смирнова, тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», автор целого ряда документальных фильмов, которые тоже выходят на этом же телеканале, да? Или не только?

Наталья Смирнова:

— На этом же, да.

Диакон Игорь Цуканов:

— На «Спасе».

Наталья Смирнова:

— На «Спасе», да.

Диакон Игорь Цуканов:

— У микрофона Кира Лаврентьева, диакон Игорь Цуканов. Мы вернемся в студию через несколько секунд, пожалуйста, не переключайтесь.

Кира Лаврентьева:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. С радостью напоминаю вам, что у нас в гостях сегодня Наталья Смирнова, тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», режиссер документальных фильмов «Крест Северодонецка», «Красная Пасха», «Неугасимый свет старчества», «Тайна блаженной Матроны Анемнясевской». У микрофонов диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Вот о чем хотела спросить. После 30-ти, когда вы пришли к вере уже сознательно, как это все развивалось?

Наталья Смирнова:

— Был такой этап в 30 с чем-то лет, когда стали происходить очень неприятные события друг за другом, какие-то аварии. Была смертельная авария, когда мы со съемочной группой попали в страшную аварию, и там чудом все спаслись. Тогда это было и предупреждение, и в то же время я понимала, что спас Господь. В храм я тогда не ходила, и даже мои коллеги начали уже говорить: Наташа, ну, что-то здесь уже не то, тебе бы сходить в церковь поставить свечу.

Диакон Игорь Цуканов:

— Это вы на НТВ работали тогда?

Наталья Смирнова:

— Нет, я еще работала в Ижевске, и там начали, правда, случаться какие-то странные события. Я это никак не связывала с тем, что надо покаяться, ничего совершенно об этом не знала. И в храм я пришла уже, когда мама заболела, и обнаружили мы у нее онкологию на 4-й стадии. Все это происходило очень стремительно, мама уходила буквально где-то за 4 месяца. Я помню, как только я узнала этот диагноз, когда эту болезнь поставили, я жила на тот момент в Ижевске, а мама в Воткинске. Каждую неделю я приезжала в Воткинский храм, потому что мы иногда приходили именно туда, стала приходить на службу, на исповедь, на причастие, потом приезжала к маме. Успела ее и на исповедь свозить и причастить. И тогда началась регулярная церковная жизнь. Потом я уехала в Москву, и все прекратилось, потому что до определенного момента, я попала на НТВ, там было первое время совершенно не до этого. Не было выходных, постоянные разъезды, командировки. Но серьезная церковная жизнь и воцерковление началось именно на НТВ. Я думаю, что если бы не было НТВ в моей жизни, то не было бы...

Кира Лаврентьева:

— И «Спаса». Не было бы пути этого, христианской журналистики.

Наталья Смирнова:

— И в храм бы я не ходила. Я думаю, что я, наверное, могла бы и отойти уже после всех этих трагических событий, но именно серьезные проблемы на НТВ, эти постоянные обманы, постоянная ложь, которую я... я просто обманывала людей долгие годы, четыре года. Мне кажется, что это было десять лет, это было очень серьезно, долго и с последствиями. Я могу об этом говорить?

Кира Лаврентьева:

— Да.

Диакон Игорь Цуканов:

— Ну да, если можно, как-то немножко расшифровать.

Наталья Смирнова:

— Поскольку я переехала в Москву, мне казалось НТВ, когда оно начиналось, было, правда, интересное НТВ.

Кира Лаврентьева:

— Конечно.

Наталья Смирнова:

— Я училась тогда у НТВэшников, смотрела, не могла оторваться, эти программы.

Кира Лаврентьева:

— Было время.

Наталья Смирнова:

— Борис тоже тогда, смотрела и его сюжеты. Все это было настолько интересное, новое и далекое от регионального телевидения. Очень многие мои коллеги туда уехали, когда еще дети у меня были маленькие, я тогда не решилась уехать, может быть, 2010-е годы. У нас главный редактор организовала свое телевидение в Москве, это была дочка РИА, информационного агентства. Очень многие мои коллеги, около десяти человек, туда уехали. У меня тоже была возможность, но как-то и маму мне было жалко оставить, настолько у меня была тесная к ней привязанность, любовь, и дети были еще подростки, дочки мои. Уже после смерти мамы буквально было сорок дней, на следующий день я собрала чемодан и с младшей дочкой мы уехали в Москву. Так вот, когда я приехала в Москву, оказалось, что НТВ уже далеко не то, светлое, чистое и интересное, это суровая реальность обычного региональщика, который приезжает в Москву покорять звездные высоты. Суровая встреча с правдой. Я несколько лет до этого работала просто внештатным корреспондентом НТВ и снимала для них какие-то интересные темы, и приехала именно в эту программу, мне хотелось в ЧП обзор, снимать какие-то расследования. Первый вопрос, который мне задал шэф-редактор этой программы: Наталия, в 37 поздно начинать быть корреспондентом. Я сказала, что у меня же уже опыт есть, мне не надо учиться. Он говорит: ну как вы себе представляете эту работу, если у вас тут никого нет, вы же понимаете, что никто с вами не будет делиться никакими связями, никакими телефонами. Вам надо заново выстраивать вот это все, неужели вы думаете, что у вас это получится. Я говорю: подождите, дайте мне какое-то время, я все это смогу. Он говорит: ну, хорошо, недели две я вам даю. Но прошло день или два, я помню, я снова пришла за пропуском в Останкино, там по телефону мне продюсер сказала, что Вадим сказал вам больше сюда не приходить. Я помню, что это было...

Кира Лаврентьева:

— Разочарование серьезное.

Наталья Смирнова:

— Да, разочарование, это было настолько. Я понимала, что, во-первых, я не могу уже вернуться туда, я уже там сожгла все мосты, я должна здесь что-то себе, прежде всего, доказать, что я смогу. Там рядом есть Останкинский пруд, как вы знаете, и храм Живоначальной Троицы. Но до храма я тогда не дошла, я просто сидела, как Аленушка, у этого пруда и рыдала горючими слезами. В этот момент мне позвонила подруга и сказала: что случилось, не плачь, сейчас открывается новая программа на НТВ и туда требуются продюсеры. Я же была просто корреспондентом всегда, но параллельно еще в Ижевске занималась музыкальным продюсированием. Я говорю: да, у меня есть опыт музыкального продюсирования. Тут же зацепилась, как за соломинку, за эту возможность, и пришла туда, и как-то получилось у меня очень быстро там закрепиться. Как-то меня очень хорошо восприняли и хвалили потом и быстро взяли в штат, и как-то все понеслось. И случайно оказалось, что это ток-шоу. Я, честно говоря, не знала, что такое ток-шоу, впервые мне пришлось с этим столкнуться. В самые же первые дни были такие ситуации, когда надо было найти какую-то историю. Надо же было так получиться, что уже в самой первой истории мне пришлось серьезно обмануть человека, которого мы туда привозили на программу. Вообще мне сразу сказали коллеги: учти, что без легенды героя не привезешь, герой не приедет без легенды. Каждый раз надо придумывать легенду. А что разве мы на своем региональном телевидении когда-нибудь обманывали людей?

Кира Лаврентьева:

— Какие-то легенды придумывали?

Наталья Смирнова:

— Нет, конечно. И для меня это было шоком. Один обман, второй, третий.

Кира Лаврентьева:

— А какой обман, как он выглядит?

Наталья Смирнова:

— Как он выглядит? Каждый раз какая-то новая история. Например, в одном случае надо было позвать человека и сказать, что он едет не на телевидение, а, например, он едет на встречу с депутатами, он сейчас приедет, а там Круглый стол. С юристами, которые ему помогут. С депутатами, которые решат обязательно его проблему. И когда наши герои, конечно же, наши герои — это из глубинки народ в основном, он ждет как будто Божьей помощи.

Кира Лаврентьева:

— Что это шанс.

Наталья Смирнова:

— Да, что это шанс. Еще ведь деньги же обещают. И люди едут на эту программу. Когда они туда приезжают, мы заклеиваем все, мы же готовимся, это уже целая спецоперация. Мы заклеиваем бумажками, что это телевидение, они не знают, что они едут на телевидение. У нас рации. Он проходит сразу в гримерку, мало ли чего, сбежит же человек, мы подписываем у него согласие. Но самая-то главная драматургия этого ток-шоу в чем? Это столкновение двух противоборствующих сторон. Мы же берем только такие истории, где кто-то с кем-то либо судится, либо разводится, либо это какие-то скандальные ситуации, бывший муж хочет отобрать ребенка или жена просит алиментов или, простите, кто-то кого-то изнасиловал. Они должны встретиться в студии.

Кира Лаврентьева:

— Вот это да.

Наталья Смирнова:

— Твоя задача, чтобы они до студии не встретились. Соответственно ты по рации говоришь, где этот герой, в одной гримерке, этот в какой-то совершенно другой, не дай Бог, произойдет какое-то пересечение. Они должны встретиться в студии, но мало того, они должны дать друг другу в морду. Простите уж меня за такой русский язык. И вот в этом я жила четыре года почти. На тот момент почему я не ушла, если задаваться таким вопросом. Ты же могла уйти, ты же не рабыня. Видимо, еще не было такой уверенности в своих силах, вернуться назад я не могла, надо было здесь что-то доказать себе, что я смогу справиться со всеми трудностями. Во-вторых, у меня было смутное ощущение и понимание того, что это тоже испытание, и я должна его пройти. И что если сейчас я здесь не справлюсь, то соответственно я не справлюсь где-то в другом месте. Что в общем-то на любом федеральном канале есть свои сложности. Именно, повторюсь, когда пошли страшные уже какие-то нападки и все истории, именно в этот момент у меня и появился храм. Это была чудесная история, как он появился, и была связана с одной очень страшной командировкой. Я могу рассказать вам это.

Кира Лаврентьева:

— У нас сегодня шокирующий «Вечер воскресенья».

Наталья Смирнова:

— У меня была командировка, мы поехали с моим коллегой куда-то в регион, куда, я, честно говоря, не помню, у меня все эти истории друг за другом. Там нужно было тоже привезти героев и тоже очень жестко и жестоко их обмануть. У меня это получилось, и я помню, что когда мы посадили их в поезд, у меня ночью какая-то непонятная на меня напала болезнь. Сейчас я уже понимаю, что когда ты постоянно обманываешь, бесы обмана через слово заходят, и я начала задыхаться в поезде, просто задыхаться и не могла понять. Было похоже на какое-то заболевание типа коклюша, у меня дети болели коклюшем, они кашляли.

Кира Лаврентьева:

— Кашляешь, кашляешь.

Наталья Смирнова:

— Да, да, да. Прямо до рвотного рефлекса. Думаю, мне бы как-то доехать до Москвы успеть, завтра мотор, завтра надо будет съемку, ты не можешь отпроситься, тебе надо довезти этих героев до студии. Я приехала домой, ночью никак не могла уснуть, двое-трое суток без сна, я уже засыпаю на ходу. Только я засыпаю, на меня опять нападает этот кашель. Тогда снимала жилье с подругой, в какой-то момент я попросила вызвать скорую. Скорая приехала, посмотрела. Конечно, они ничего не нашли, сказали, что, видимо, вы переутомились.

Кира Лаврентьева:

— Нервное что-то.

Наталья Смирнова:

— Да, да, да. Каким-то образом удалось уснуть, не на эту ночь, а на следующую ночь у меня было, не знаю, тонкий сон, видение, как это назвать? Мне такое видение было. Как будто я бегу от злых людей, кто-то за мной гонится, пытается убить, я забегаю в какое-то здание. Когда я переступаю порог этого здания, вижу людей, женщин в основном, они сидят, на меня смотрят, я почему-то на них тоже смотрю, не знаю, что делать. И вдруг я начинаю креститься, я перекрещиваюсь, эти женщины начинают мне хлопать, радостно меня встречать. И дальше я поворачиваюсь направо и вижу высокую очень женщину в черном, в темном. И эта женщина смотрит на меня и говорит — потом я уже понимаю, у меня точное убеждение, что это была Богородица, и она мне говорит — Иаков Зеведеев, будешь благословлена. И всё, я просыпаюсь, тут же я беру ручку, тетрадь, записываю. Кто такой Иаков Зеведеев, на тот момент я вообще ни сном, ни духом, простите, не знаю, кто это. А утром я начинаю искать, кто. Нахожу, что это один из 12-ти апостолов Христа. Но что мне хотела Богородица сказать, для чего это мне, что за предупреждение? Начала искать информацию и увидела, что в Москве есть один-единственный храм апостола Иакова Зеведеева, находится в Казенной слободе бывшей. Я решаюсь в первый же выходной туда идти. Я туда прихожу, в субботу, по-моему, попадаю на всенощную, и начинаю ходить в этот храм, но не понимаю пока, для чего. Задаюсь этим вопросом каждый раз. В общем скажу, что я ходила туда шесть лет в этот храм, но поняла, почему именно Иаков Зеведеев, я только через полгода. Потому что были следующие события. Наверное, это была самая страшная командировка в моей жизни, и она связана была с моим земляком. Как-то я рассказала руководству историю Яшки, своего знакомого, мальчика-инвалида. Эта история так их зацепила, что они сказали: Наташа, тебе надо обязательно привезти этого мальчика и его маму. На тот момент эта мама сидела в тюрьме, но должна была скоро выйти. Они держали эту историю на контроле, к выходу ее из тюрьмы, дали задание написать письма в тюрьму, чтобы эту маму встретить. Меня отправили в Ижевск за этим Яшкой, но Яшка ехать не хотел, потому что он понимал, что он встретится с мамой. А с мамой он встречаться не хотел, потому что он всю жизнь воспитывался в детском доме. Мама его отдала в детский дом, и, конечно, у него желания встретиться с мамой не было никакого. Но этого хотело руководство, и поэтому одна моя коллега была оправлена в тюрьму встречать маму, а меня отправили за Яшкой, привезти его на программу всеми возможными и невозможными способами. Тогда были просто истерики у меня и слезы, уговоры. Яшка прятался от меня, я гонялась на такси по городу, он выключал телефон, я его не могла найти. Каким-то чудом он вышел на связь и согласился приехать в Москву. Я помню, мы уже были в аэропорту, помимо Яшки я везла еще воспитателя, друзей и должна была еще привезти сестру. В аэропорту кто-то из родных ему позвонил, он узнал, что будет мама тоже в студии. Поворачивается ко мне, как сейчас помню его глаза, его взгляд, и он говорит: Наташа, я же просил тебя меня не обманывать. Развернулся и ушел из аэропорта со всеми своими друзьями. А я поехала в Москву увольняться, уже просто сил никаких не было, просто никаких. В итоге, поскольку эту историю взяли на контроль руководство, они передали эту другим продюсерам, Яшку довозили уже мои коллеги. У меня уже сил никаких не было, я сказала, что я уволюсь, и меня не трогайте. На что мне ответили: ты же хорошо работаешь, давай мы просто переведем тебя в другую бригаду, не надо было тебя отправлять, надо было другого продюсера, ты слишком лично восприняла информацию. И здесь у меня не получилось уволиться, меня просто перевели в другую бригаду. А Яшка приехал в Москву потому, что ему сказали, что меня уволят, он меня пожалел и приехал. Конечно же, он встретился в студии с мамой. А в чем для меня был драматизм, помимо просто обмана. У Яшки было смертельное заболевание, то есть в свои 21 год на тот момент, он был, как 12-летний мальчишка. У него было что-то страшное с ногами, какой-то типа артроз, какое-то заболевание. И говорил он голосом детским, несмотря на то, что это был взрослый парень. Здесь отягчающие обстоятельства этого обмана на мне висели. В итоге после этой программы все связи были потеряны, он везде меня заблокировал, я пыталась как-то его найти, извиниться, попросить прощения. К этому моменту я уже полгода ходила в храм. Как я говорила, я не понимала, почему Иаков Зеведеев. И однажды после этой истории оно открылось мне вот в какой ситуации. Я была трудником, просто очень часто трудничала, после службы оставалась мыть полы, хорошо подружилась с прихожанами, у нас была такая община замечательная. И как-то я мыла пол после службы, во втором пределе икона Иакова Зеведеева и его мощи. Я помню, что я дошла до его мощей, мыла пол. И вдруг меня просто словно молнией.

Кира Лаврентьева:

— Током.

Наталья Смирнова:

— Током так ударило. Мне как Божий день открылось. Я поняла, ведь это так очевидно, Яшка это и есть Иаков. Почему я никогда его не называла Яковом? Для меня он был просто Яшка. А Божия Матерь предупредила меня об этих испытаниях и показала, как мне спастись, и привела в этот храм к апостолу Иакову Зеведееву. И тогда у меня все встало на свои места, и сложилась мозаика. Но Яшку до сих пор не могу найти.

Кира Лаврентьева:

— И прощения попросить.

Наталья Смирнова:

— Да, не могу пока у него попросить прощения за эту ситуацию.

Диакон Игорь Цуканов:

— Может быть, он как раз слышит нашу программу.

Наталья Смирнова:

— Возможно.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дай Бог, чтобы как-то это примирение состоялось.

Кира Лаврентьева:

— Господь все управляет, может быть, ему еще и перешлют эту программу.

Наталья Смирнова:

— Если Яша слышит эту программу, то, Яш, я очень виновата перед тобой.

Кира Лаврентьева:

— Напомним, что у нас в гостях сегодня у «Вечера воскресенья» Наталья Смирнова, тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», режиссер множества документальных фильмов, которые мы уже перечисляли в начале этой программы, повторим еще не раз сегодня.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дорогие друзья. Во-первых, спасибо огромное за такой откровенный и какой-то настоящий рассказ. Это и есть рассказа о том, как человек приходит к Богу, мне кажется. Не какие-то истории иногда, что кого-то ты встретил.

Наталья Смирнова:

— Даже не знаешь, с чем сравнить.

Диакон Игорь Цуканов:

— А на самом деле, мне кажется, это так и происходит всегда в жизни, это очень настоящая правда о том, что такое встреча с Богом. Она происходит в каких-то таких самых...

Кира Лаврентьева:

— Иногда нелицеприятных ситуациях.

Диакон Игорь Цуканов:

— Крайних ситуациях. Поэтому, действительно, огромное спасибо за искренность. Вы знаете, я еще хотел такую вещь спросить, уже перемещаясь к передаче вашей нынешней «В поисках Бога». Мы с вами уже начали об этом говорить, но мне хотелось эту тему договорить. Есть такое представление, что ты не можешь человека узнать или что-то не постигнуть, если ты это не полюбишь, если ты человека этого не полюбишь. То есть узнавание происходит только через любовь. Получается, что любого героя вашей передачи для того, чтобы его раскрыть — задача журналиста человека раскрыть, показать — его надо полюбить. А это очень трудно. Иногда на это нет достаточно времени, а иногда нет сил внутренних.

Наталья Смирнова:

— Иногда нет ресурсов.

Диакон Игорь Цуканов:

— Ресурсов, потому что иногда тебе кажется, что вот к этому человеку, может быть, он очень хороший, может быть, он очень верующий, благочестивый, но не лежит сердце. Сердцу, как говорят, не прикажешь. Во-первых, правда ли это, что нужно полюбить человека? Есть ли какие-то, у вас были ли какие-то случаи, когда это не удалось и что-то не получилось, либо наоборот, когда Господь помог, и человека удалось раскрыть. Вы согласны с этой мыслью вообще в целом? Или профессионализм...

Кира Лаврентьева:

— Превалирует.

Диакон Игорь Цуканов:

— Достаточно просто профессионального какого-то подхода иногда, он может выручить сам по себе.

Наталья Смирнова:

— Я согласна с этим утверждением, назовем это так, это утверждение. Без любви не получится самого главного, не получится рассказать правду. А ведь самое главное не сфальшивить и рассказать правду о человеке. Очень много за этими красивыми фразами и словами уходит правдивого и искреннего. В связи с тем, что я учусь еще во ВГИКе на кинорежиссера, наш мастер, которого мы обожаем, любим всей душой, Александр Анатольевич Прошкин, как-то по-новому мне раскрывает мою профессию сейчас и мою программу. Хотя, конечно, он об этом не говорит, он и знать об этом, может быть, ничего не знает, но через него ты начинаешь по-новому на какие-то вещи смотреть. Я поймала себя на мысли, что очень хорошо и правильно говорить о православии и нести проповедь. Но главное, чтобы не отдавало идеологией. Когда начинается идеология, уходит правда. И я, честно говоря, поняла это только сейчас, учась у мастера. Когда я показала ему свой фильм «Крест Северодонецка», он посмотрел и сказал, что вот здесь есть в этих дядьках в черном... Герои у меня священники, которые едут на освобожденные территории, там помогают гуманитаркой и просто человеческим словом и поддержкой. Он в этом фильме самое главное выхватил, как режиссер с большим опытом и просто чутким сердцем и глазом профессиональным. Ты думал, что фильм об этом, а он тебе сразу открыл, о чем он. Оказывается фильм об этих дядьках в черном, они главные герои, и здесь они своей правдой помогают людям. Потом была такая фраза, что тут есть немножко идеологизм, а мне всегда казалось... Наверное, это уже профессиональная зашоренность, когда ты в этом варишься, и рамки и формат твоего телеканала. Это все равно идеология, как бы мы ни хотели, мы с вами работаем и чем-то ограничены. Здесь мне это дало понимание как-то сейчас отстраниться и понять, что правда будет тогда, когда не будет идеологии. Ты сможешь, даже не говоря о Христе, не говоря эти красивые слова о Боге, ты можешь при этом Его нести и Его говорить, если ты просто будешь говорить о человеке с любовью, стараться это делать. Не всегда получается, скажу вам честно, но с любовью и правду нести. Тогда это будет честное кино, тогда это будет честная программа о человеке. А если это все красивые слова, это просто все красивые слова. И тогда не будет правды, и твой зритель тебе не поверит. Самое главное стараться избегать всего красивого, моя задача такая сейчас.

Диакон Игорь Цуканов:

— Если это сформулировать, то нужно идти не от идеи, а от человека. Правильно я понимаю?

Наталья Смирнова:

— Да. Наша задача — это увидеть, даже в самом... скажу словами мастера. У нас задача сейчас снять документальное кино, и он говорит: вы не берите каких-то... У нас сразу начинают: ой, я хочу снять этого актера. Или мы снимали однокадровые: ой, я хочу вот этого взять медийного человека. Он говорит: ребята, я вас очень прошу, не стремитесь вы к этим актерам, к этим звездам. Берите простого человека, но в этом простом человеке раскройте его личность, это самое главное, это очень интересно, в любом простом человеке увидеть личность. Да, надо идти от личности человека, кто он, вынуть из него вот эти вот.

Диакон Игорь Цуканов:

— Очень с вами согласен.

Наталья Смирнова:

— Спасибо.

Кира Лаврентьева:

— Лучшие слова для завершения программы. Вообще, отец Игорь не даст соврать, потрясающий разговор, Наталья, у нас сегодня с вами получился.

Наталья Смирнова:

— Спасибо.

Кира Лаврентьева:

— На редкость откровенный, искренний и вообще ошеломительный, честно говоря. Поэтому, огромное вам спасибо за эту беседу, за этот час.

Наталья Смирнова:

— Спасибо,

Кира Лаврентьева:

— Дорогие друзья, это был «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в гостях была Наталья Смирнова, тележурналист, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», режиссер документальных фильмов «Красная Пасха», «Неугасимый свет старчества», «Тайна блаженной Матроны Анемнясевской», «Крест Северодонецка» и впереди еще очень много документальных фильмов у Натальи, мы в этом совершенно убеждены с отцом Игорем.

Наталья Смирнова:

— Надеюсь.

Диакон Игорь Цуканов:

— Дай Бог.

Кира Лаврентьева:

— Желаем вам помощи Божией, Покрова Пресвятой Богородицы и сил. Нашим слушателям всяческого благополучия и пост проводить молитвенно и хорошо.

Наталья Смирнова:

— Спасибо.

Кира Лаврентьева:

— У микрофонов были диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующего воскресенья. Всего вам доброго и до свиданья.

Диакон Игорь Цуканов:

— С Богом.

Наталья Смирнова:

— С Богом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем