Художник Иван Бельский был человеком верующим и немало потрудился для Церкви. В своей картине «Архиерей во время служения литургии» живописец передал образ евангельского доброго пастыря, взор которого устремлен к Богу.

— Всё, Андрей Борисович, с домашними делами покончено, я целиком и полностью в вашем распоряжении. Вы собирались что-то мне рассказать?
— Да, Маргарита Константиновна, хотел поделиться. Представляете, какая интересная вещь — я искал в интернете сведения о картине Ивана Бельского «Архиерей во время служения литургии». И вдруг поисковик выдаёт мне информацию о епископе Илларионе Бельском, который прошёл сталинские лагеря и был расстрелян в 1937 году. Оказывается, до принятия монашеского пострига святитель Илларион был полным тёзкой художника. В миру его звали, как и живописца восемнадцатого века, Иван Иванович Бельский! Как вы думаете, между ними есть родство или это просто совпадение?
— Трудно сказать. Известно, что живописец Иван Бельский родился в семье мастера лаковой миниатюры. Художниками были также два брата Ивана Ивановича и сын. В каком направлении дальше развивались ветви этого династического древа, я точно не знаю. Но вполне допускаю мысль, что среди потомков художника были священнослужители — Иван Бельский верил в Бога и немало потрудился для Церкви. Писал иконы для собора Александро-Невской лавры, расписывал церкви в Большом Петергофском дворце.
— Да и картина Бельского «Архиерей во время служения литургии» выполнена с сердечным чувством. Написать её мог только человек искренне и глубоко верующий. Может быть, он и не предок священномученика Иллариона (Бельского) по крови, но духовное родство между ними точно есть.
— У меня, кстати, есть литография картины «Архиерей во время служения литургии». Вот она, взгляните!
— Замечательная работа! Архиерей в богослужебном облачении благословляет молящихся. Он весь устремлён к Горнему миру, к Богу. И сослужащие архиерею священники испытывают благоговение перед его дерзновенной молитвой — это читается в их восхищённых взглядах. Интересно, кто из архипастырей был прототипом героя картины?
— Точного ответа на этот вопрос художник не оставил. Но мы можем предположить, кого он изобразил, ориентируясь на дату создания полотна. Картина написана в 1770 году.
— Святых архиереев в восемнадцатом веке было немало. Сразу вспоминается святитель Иоасаф Белгородский — аскет и подвижник. Скромно жил, скудно питался, избегал увеселений. Объезжая свою епархию, предпочитал останавливаться в домах малоимущих крестьян и помогал им деньгами. Защищал бедняков от несправедливого отношения помещиков. А в молодых священнослужителях взращивал благоговейное отношение к богослужению — в первую очередь, своим примером. Он так вдохновенно служил, что люди плакали.
— Да, слава о святителе Иоасафе распространилась на всю Россию ещё при его жизни. И Иван Бельский вполне мог посвятить ему картину. Как, впрочем, и каждому из сибирских апостолов, епископам Иннокентию и Софронию Иркутским. Просвещение северных языческих народов в восемнадцатом веке происходило во многом благодаря их личным качествам — боголюбию, самоотверженности, милосердию.
— Милостивым был и архиепископ Гавриил, управлявший Санкт-Петербургской епархией при жизни Ивана Бельского. В архивных документах сохранилось немало свидетельств о том, как щедро он помогал нищим и заключённым в тюрьмах. Церковный историк двадцатого века протоиерей Георгий Флоровский характеризовал его как молитвенника и строгого постника. Так что владыка Гавриил — тоже вполне вероятный прототип картины Ивана Бельского «Архиерей во время служения литургии».
— А мне вот что подумалось, Андрей Борисович! Может быть, прототип здесь и не важен. Ведь в образ архиерея, пламенно совершающего богослужение, вполне укладывается и личность тезки Ивана Бельского — святителя Иллариона, новомученика двадцатого века. Сама его жизнь стала свечой, горящей во славу Божию. Художник в своей картине показал нам евангельского доброго пастыря. Такие архиереи были, есть и будут во все века.
— Картина вне времени. Интересно, а где она хранится?
— У нас в Третьяковской галерее. И мы с вами непременно отправимся туда, чтобы её увидеть.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер