
Фото: Piqsels
Об Успении Богородицы не говорится в Евангелиях или Деяниях апостолов. Сочинения, рассказывающие об этом событии, датируются четвёртым - пятым веками и содержат некоторые различия. Церковь не включила эти источники в корпус священных книг Нового Завета, но не сомневается в их основной мысли - что Дева Мария блаженно почила, Её душа, а затем и тело были приняты Её Сыном Иисусом Христом.
Успение Богородицы первыми начали отмечать в пятом веке христиане Сирии. Тогда праздник назывался "Память Блаженной". Торжества проходили в августе и длились целую неделю. В первый день вспоминали то, как чудесным образом все апостолы из разных уголков света были собраны в доме, где жила Дева Мария. Во второй день чтили само Успение Богоматери, в третий - то, как не успевший проститься с Богородицей апостол Фома нашёл гробницу Девы опустевшей. В другие дни вспоминались разные качества и добродетели Царицы Небесной.
Вскоре почитание Успения Богоматери распространилось из Иерусалима по всему христианскому миру. Одним из достоверных свидетельств этого является переписка византийской императрицы Пульхерии и патриарха Иерусалимского Ювеналия. В четыреста пятьдесят первом году она построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия написала в Иерусалим с просьбой разрешить забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо. Патриарх прислал императрице святыни, связанные с Богоматерью, которые потом с честью хранились во Влахернском храме. А в Константинополе появилась традиция праздничного шествия в честь Успения Богородицы.
В конце шестого века император Маврикий издал эдикт, в котором для всей Византийской империи была закреплена единая дата празднования - пятнадцатое августа. В этот день отмечают торжество и сейчас, только западные христиане и некоторые православные Церкви - по новому стилю.
Во многих государствах, например, Австрии, Германии, Греции, в Испании, Италии и Португалии Успение Богородицы - официальный праздник. В Австрии есть традиция освящать в храмах на Успение букеты из луговых и целебных трав. Причём необходимо использовать не менее девяти видов растений, среди которых базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, чабрец.
В Португалии рыбаки считают Богоматерь своей особой покровительницей и стремятся освятить на Успение свои суда и лодки.
В Греции в праздник Успения Богородицы проходят торжественные крестные ходы, ярмарки, парады духовых оркестров. Множество паломников стремится попасть на остров Тинос. Здесь находится главная святыня Греции - чудотворная икона Царицы Небесной «Великое Радование». Дорога от порта до храма с этой святыней называется «Покаянным путём». Некоторые паломники проходят его на коленях: одни так благодарят Божию Матерь за милость, другие молят Царицу Небесную о заступничестве и избавлении от бед.
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема