
Есть в этом слове что-то искристое, игристое, как бенгальские огоньки.
Сегодня это качество встречается редко. Нечасто могу позволить себе быть открытой в чувствах и эмоциях. Не распущенной, а именно открытой. Иногда из страха обидеть, а иногда из-за нежелания потерять нужное знакомство.
Порой кажется, — ой, ну что за проблема — сказать то, что не думаю; сделать лживый комплимент, показать лучшее отношение, чем есть на самом деле?
А проблема есть! Потому что фальшь всегда чувствуется.
Однажды я попала в неловкую ситуацию. По работе мне приходилось общаться с девушкой, очень неприятной для меня. Звали её Надя. Она ничего плохого мне не делала. Никогда не обидела ни словом, ни взглядом. Но необъяснимо вызывала во мне неприятие.
Я искренне старалась её полюбить. Угощала сладостями, дарила презенты, любезно общалась. Ведь мы много времени проводили вместе. В один вечер после работы Надя подошла ко мне и сказала: «Я знаю, что не нравлюсь тебе. Почему?».
Я была обескуражена этим вопросом. Откуда она знает? Ведь я ни с кем это не обсуждала. Никак не демонстрировала ей своё дурное отношение. Поэтому ответила максимально честно: «Не знаю. Наверное, просто ты не мой человек».
— А зачем тогда ты так сверхлюбезна со мной?
— Хочу сохранить добрые отношения.
— Нам не обязательно дружить. Можем просто реже контактировать.
— Хорошо. Как скажешь.
Надя уже хотела уйти. Я её окликнула:
— Постой. Почему ты решила это обсудить?
— Неловко смотреть, как ты кривляешься, изображая то, чего нет.
Я была потрясена. Лицемерие всегда видно! Всегда. И действительно, какой в нем тогда смысл? Тем более, что у лицемерия страшные последствия. Ведь мы врем не только другим, но и себе. Когда не можем себе признаться в своих недостойных чувствах и поступках. Когда оправдываем себя. Когда убеждаем себя, что у нас нет выбора. А за этим следует усугубление ситуации.
Самая страшная форма лицемерия начинается, когда мы врём сами себе и Богу. Сознательно умалчиваем грехи на исповеди, чтобы батюшка плохо о нас не подумал. А Господь, мол, и так всё про нас знает. Да, Господь знает, но Он хочет, чтобы и мы осознали своё несовершенство, озвучили его, покаялись, и тогда Господь излечит эту болезнь.
Игнатий Брянчанинов писал: «Лицемерство есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Христа и христианству. Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния».
То есть, мы не можем уже быть до конца искренними на таинстве исповеди. Мы лжём другим, лжём себе и в итоге лжём Богу. Мы привыкаем носить маску, перестаём быть и начинаем казаться. Но в этом лицедействе можно перестать отличать правду от лжи. Изображая любовь, можно утратить способность любить. И это разлучает нас с Богом, а что может быть страшнее?
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема