
Есть в этом слове что-то искристое, игристое, как бенгальские огоньки.
Сегодня это качество встречается редко. Нечасто могу позволить себе быть открытой в чувствах и эмоциях. Не распущенной, а именно открытой. Иногда из страха обидеть, а иногда из-за нежелания потерять нужное знакомство.
Порой кажется, — ой, ну что за проблема — сказать то, что не думаю; сделать лживый комплимент, показать лучшее отношение, чем есть на самом деле?
А проблема есть! Потому что фальшь всегда чувствуется.
Однажды я попала в неловкую ситуацию. По работе мне приходилось общаться с девушкой, очень неприятной для меня. Звали её Надя. Она ничего плохого мне не делала. Никогда не обидела ни словом, ни взглядом. Но необъяснимо вызывала во мне неприятие.
Я искренне старалась её полюбить. Угощала сладостями, дарила презенты, любезно общалась. Ведь мы много времени проводили вместе. В один вечер после работы Надя подошла ко мне и сказала: «Я знаю, что не нравлюсь тебе. Почему?».
Я была обескуражена этим вопросом. Откуда она знает? Ведь я ни с кем это не обсуждала. Никак не демонстрировала ей своё дурное отношение. Поэтому ответила максимально честно: «Не знаю. Наверное, просто ты не мой человек».
— А зачем тогда ты так сверхлюбезна со мной?
— Хочу сохранить добрые отношения.
— Нам не обязательно дружить. Можем просто реже контактировать.
— Хорошо. Как скажешь.
Надя уже хотела уйти. Я её окликнула:
— Постой. Почему ты решила это обсудить?
— Неловко смотреть, как ты кривляешься, изображая то, чего нет.
Я была потрясена. Лицемерие всегда видно! Всегда. И действительно, какой в нем тогда смысл? Тем более, что у лицемерия страшные последствия. Ведь мы врем не только другим, но и себе. Когда не можем себе признаться в своих недостойных чувствах и поступках. Когда оправдываем себя. Когда убеждаем себя, что у нас нет выбора. А за этим следует усугубление ситуации.
Самая страшная форма лицемерия начинается, когда мы врём сами себе и Богу. Сознательно умалчиваем грехи на исповеди, чтобы батюшка плохо о нас не подумал. А Господь, мол, и так всё про нас знает. Да, Господь знает, но Он хочет, чтобы и мы осознали своё несовершенство, озвучили его, покаялись, и тогда Господь излечит эту болезнь.
Игнатий Брянчанинов писал: «Лицемерство есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Христа и христианству. Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния».
То есть, мы не можем уже быть до конца искренними на таинстве исповеди. Мы лжём другим, лжём себе и в итоге лжём Богу. Мы привыкаем носить маску, перестаём быть и начинаем казаться. Но в этом лицедействе можно перестать отличать правду от лжи. Изображая любовь, можно утратить способность любить. И это разлучает нас с Богом, а что может быть страшнее?
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.