
Светлана Бакулина
На нашем приходе был один интересный парень. Высокий, красивый, обаятельный молодой человек по имени Олег. Его хорошо знали все сотрудники храма и прихожане. Он всегда был любезен, отзывчив и приветлив с людьми. Приходя в храм, как правило, вставал ближе к амвону, очень внимательно слушал проповедь священников, долго молился.
Олег производил впечатление глубоко верующего человека. Внимание такого парня хотели заслужить многие незамужние девушки , но он не спешил делать выбор.
Он всегда приходил в храм один, но однажды пришёл с подругой.
Молодая девушка модельной внешности не производила впечатления прихожанки. Скорее наоборот, казалось, что она сюда попала не по своей инициативе. Всю службу Наталья, так звали девушку, смотрела влюблёнными глазами на Олега и, кажется, не замечала больше ничего вокруг.
Теперь они приходили в храм вместе. Но Олег, будто бы по привычке, предпочитал стоять на службе один. Он оставлял Наташу при входе и шёл на своё любимое место, поближе к амвону.
Мы видели, как каждый раз она терпеливо его ждала. Старалась, пыталась соответствовать: стала ходить на исповедь, причащаться, часами ждала окончания службы. Было заметно, что Наташа не очень понимает происходящее, но очень хочет поддержать своего избранника.
Так они и приезжали в течении нескольких лет: вроде бы вместе, а вроде бы и порознь.
Но в какой-то момент Олег перестал ходить в храм. Долгое время мы не видели его.
Уже было предположили, что, наверное, ребята молодые — может поменялись интересы, а может быть просто решили проводить больше времени вместе в выходные, не до Церкви им... Кто знает...
И вот, как-то в будний день, мы пришли службу в храм, а там — Наташа. Одна. Без Олега. Его нигде не было видно.
Мы удивились и радостно пошли здороваться:
«Привет, Наташа! Как ты? Как Олег? Давно вас не видели.»
«Не знаю» — отрешённо ответила она.
По интонации мы сразу поняли — что-то произошло.
После паузы она продолжила: «Я вообще больше ничего не знаю. Не знаю, как мне дальше быть... Все эти годы я ходила в храм за ним и ради него... ради Олега. Я искала мужа и вот, думала, что встретила. А сейчас мы расстались.
И вот, я приехала сюда, чтобы задать Богу вопрос:
Почему человек, который регулярно ходил в храм и которого я считала практически святым, смог предать и обмануть меня?»
В этот момент подошла её очередь на исповедь и Наташа, не успев закончить рассуждения, поспешила к священнику.
Ком в горле стоял у нас после услышанного. Мы понимали, что некомпетентны были бы давать советы в такой ситуации. И Слава Богу, что подошла её очередь на исповедь.
Потому что простые фразы в стиле: «Если ты разочаровался в церковных людях, значит ты шел не к Богу, а к людям» — здесь не подошли бы. Она ведь и не скрывала, что не искала Бога, а ходила в храм за молодым человеком. Но вот что примечательно: она сейчас здесь. Не закрылась дома, не осталась со своей злостью и обидой где-то наедине. Она почему-то пришла именно в церковь и впервые без подсказки кого-либо. Сама.
Так хотелось обнять её в этот момент, сказать с высоты своего небольшого опыта: «Наташа! Ошибка — думать, что в храме святые люди. В храм приходят такие же больные и грешные и только Божья благодать может коснуться и изменить человека».
Но мы не могли. Она уже ушла на исповедь. И именно тогда было понятно, что решается её судьба. Судьба человека со свободной волей.
Через пару дней мы снова увидели Наташу в храме. В очереди на причастие. Потом, она осталась пожить в монастыре на несколько дней. Её взгляд сильно поменялся за это время. На лице появилась улыбка и лёгкий румянец, исчезла тревожность в голосе. Появилась уверенность.
Со временем Наталья стала активной прихожанкой храма, участвовала во многих праздниках и мероприятиях. Следом за ней в храм стали ходить и некоторые её друзья, и подруги, тоже прежде далёкие в своё время от церкви.
Такая вот история, как девушка искала мужа, а встретила Бога.
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер