
— Андрей Борисыч, Таганрог — это родина Чехова! А мы вдруг идём в художественный музей!
— Тебе, Аня, как большой почитательнице Чехова, будет приятно узнать, что и здесь, в картинной галерее, многое напомнит о нём. О, вот, например, замечательная работа близкого друга Антона Павловича!
— Пейзаж «Вечерние тени» Исаака Левитана. Художник дружил с Чеховым?
— Да, они познакомились совсем юными, как мы с тобой когда-то. Брат Антона Павловича Николай учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Левитаном. Будущий писатель часто бывал в компании молодых художников. В круговороте студенческой жизни и началась дружба Антона и Исаака.
— У них какие-то общие интересы были?
— Их сблизило скорее совпадение мироощущения. Обоим была свойственна внимательность, наблюдательность, умение видеть значимое в обыкновенном.
— Значимое в обыкновенном — как точно ты сказал! Вот, например, картина «Вечерние тени» — явно не просто пейзаж. Она похожа на объяснение в любви без слов. Пашня, красная в закатных лучах, нежно-голубое небо с тающими облаками, заливной луг с яркими полосками света — всё это исполнено любви. Интересно, кому было адресовано это чувство?
— Я бы сказал, что это чувство религиозное. Тот же Чехов видел в творчестве Левитана отражение вечного и неземного, океана чистой радости и блаженства. Эти слова применимы и к пейзажу «Вечерние тени».
— А сам Левитан осознавал такое свойство своих произведений?
— Да, он говорил, что в природе присутствует Божественное начало, которое постигается любовью, и настоящий художник не может состояться, не чувствуя это.
— Видеть природу живой, одухотворённой — счастливый дар.
— Точно, дар. Но для Левитана он был источником не только счастья, но и страданий.
— Страданий?? Но почему?
— Художник признавался, что очень мучительно чувствовать бесконечную красоту окружающего мира, подмечать его сокровенную тайну, видеть Бога во всём и... Осознавать своё бессилие, невозможность выразить большое чувство.
— Ну, уж ему грех было жаловаться на творческое бессилие! Судя по картинам, он прожил очень плодотворную жизнь.
— Хотя и очень короткую. Левитан умер в сорок лет.
— Но за этот срок написал столько гениальных работ!
— Да дело даже не в количестве произведений. Мучительные попытки художника выразить невыразимое позволили ему создать особый род живописи. Левитан — реалист, однако, в его картинах присутствует не только зримая реальность. Но и та правда, которая открывается, когда сердце, по выражению философа Ивана Ильина, зрит во всём Божественное.
— Эту правду я, видимо, и почувствовала в картине «Вечерние тени». Потому и сказала, что пейзаж похож на признание в любви.
— Любви, на которой держится этот мир.
«Картину Исаака Левитана „Вечерние тени“ можно увидеть в Таганрогском художественном музее».
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.