
— Андрей Борисыч, Таганрог — это родина Чехова! А мы вдруг идём в художественный музей!
— Тебе, Аня, как большой почитательнице Чехова, будет приятно узнать, что и здесь, в картинной галерее, многое напомнит о нём. О, вот, например, замечательная работа близкого друга Антона Павловича!
— Пейзаж «Вечерние тени» Исаака Левитана. Художник дружил с Чеховым?
— Да, они познакомились совсем юными, как мы с тобой когда-то. Брат Антона Павловича Николай учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Левитаном. Будущий писатель часто бывал в компании молодых художников. В круговороте студенческой жизни и началась дружба Антона и Исаака.
— У них какие-то общие интересы были?
— Их сблизило скорее совпадение мироощущения. Обоим была свойственна внимательность, наблюдательность, умение видеть значимое в обыкновенном.
— Значимое в обыкновенном — как точно ты сказал! Вот, например, картина «Вечерние тени» — явно не просто пейзаж. Она похожа на объяснение в любви без слов. Пашня, красная в закатных лучах, нежно-голубое небо с тающими облаками, заливной луг с яркими полосками света — всё это исполнено любви. Интересно, кому было адресовано это чувство?
— Я бы сказал, что это чувство религиозное. Тот же Чехов видел в творчестве Левитана отражение вечного и неземного, океана чистой радости и блаженства. Эти слова применимы и к пейзажу «Вечерние тени».
— А сам Левитан осознавал такое свойство своих произведений?
— Да, он говорил, что в природе присутствует Божественное начало, которое постигается любовью, и настоящий художник не может состояться, не чувствуя это.
— Видеть природу живой, одухотворённой — счастливый дар.
— Точно, дар. Но для Левитана он был источником не только счастья, но и страданий.
— Страданий?? Но почему?
— Художник признавался, что очень мучительно чувствовать бесконечную красоту окружающего мира, подмечать его сокровенную тайну, видеть Бога во всём и... Осознавать своё бессилие, невозможность выразить большое чувство.
— Ну, уж ему грех было жаловаться на творческое бессилие! Судя по картинам, он прожил очень плодотворную жизнь.
— Хотя и очень короткую. Левитан умер в сорок лет.
— Но за этот срок написал столько гениальных работ!
— Да дело даже не в количестве произведений. Мучительные попытки художника выразить невыразимое позволили ему создать особый род живописи. Левитан — реалист, однако, в его картинах присутствует не только зримая реальность. Но и та правда, которая открывается, когда сердце, по выражению философа Ивана Ильина, зрит во всём Божественное.
— Эту правду я, видимо, и почувствовала в картине «Вечерние тени». Потому и сказала, что пейзаж похож на признание в любви.
— Любви, на которой держится этот мир.
«Картину Исаака Левитана „Вечерние тени“ можно увидеть в Таганрогском художественном музее».
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема