Святой праведный Иов многострадальный жил задолго до Рождества Христова в земле Уц на севере Аравийского полуострова. Описание его жизни и страданий содержится в Библейской Книге Иова.
Иов «был человек непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» - пишется о нем в Ветхом Завете. Он имел большую семью – семеро сыновей и три дочери – и жил в материальном достатке.
Но подвергся всевозможным испытаниям по клевете сатаны Господу – в одночасье разорился, потерял детей и был поражен страшной болезнью – проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.
Даже жена, видя его страдания, говорила ему: «Чего ты ждёшь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!»
Но, оставаясь твердым в своей вере, Иов не отказался от Бога. Он сказал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Трое друзей Иова, узнав о его несчастьях, пришли к нему, чтобы утешить.
Каждый из них призывал Иова найти свою вину в причине его бедствий. Кому из нас, живущих в этом мире, не приходилось задаваться вопросом о причинах тех или иных следствий?
«Праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться», - говорит Иов друзьям.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Нет несчастья, бывающего с людьми, которого не испытал бы этот муж. Он служит примером не только терпения и выносливости, но и мужества, кротости, умеренности и любви».
Беды и страдания были посланы праведнику, чтобы показать подлинность и глубину благочестия Иова, силу его веры и преданности Богу.
Господь вернул потери Иова и дал вдвое больше, чем он имел до этого. И было у Иова семь сыновей и три дочери. И прожил он еще сто сорок лет, и видел потомков до четвертого рода, и умер в старости, «насыщенный днями». Так повествует Библия.
Сегодня выражение «Иов многострадальный» мы употребляем по отношению к человеку, который терпеливо переносит трудности, лишения и бедствия во имя чего-либо значительного.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема












