
Иосифа Ивановича Паульсона знают сегодня, увы, немногие. Между тем, в истории отечественного народного образования его имя стоит в одном ряду с Ушинским и Макаренко. Выдающийся русский педагог и новатор, Паульсон всю жизнь работал для того, чтобы другие могли учиться.
Иосиф Иванович родился в первой половине XIX века. Он был сыном обрусевшего шведского портного из Петербурга. Ещё в школе мальчик не только постигал науки, но и внимательно присматривался к своим наставникам. Видел, сколько труда, терпения и любви требует служение педагога. Понимал: учитель — это призвание. И чувствовал это призвание в своём сердце. Горячее желание стать педагогом помогло Иосифу экстерном сдать выпускные экзамены в Петербургском Императорском университете. И вот, наконец, настал день, когда Паульсон вошёл в класс учителем. Преподавательскую деятельность он начал в 1852-м году, в приходской школе при петербургской финской церкви Святой Марии. Параллельно учительствовал в Сиротском приюте принца Ольденбургского. Иосиф Иванович давал ученикам базовые знания по грамматике, арифметике и другим основным дисциплинам. Обучал и иностранным языкам — немецкому и французскому. Молодой педагог на опыте быстро понял: в его работе необходима методика — то есть, определённый способ подхода к преподаванию и воспитанию. И он самостоятельно её разработал. Скоро весь Петербург заговорил: в приюте принца Ольденбургского учитель Паульсон на уроках грамматики разрешает ученикам... рисовать и петь! Так Иосиф Иванович закреплял в ребятах знания. Например, чтобы усвоить значение слова, предлагал им его нарисовать. А чтобы запомнить произношение и правописание, ученики делили слова на слоги и пропевали их. Паульсон вырабатывал в ребятах творческий подход к усваиванию материала. Многим тогда подобный метод обучения казался, по меньшей мере, странным. Распространённый образ педагога того времени — строгий человек, одним своим видом внушающий ученикам благоговейный страх. Паульсон же считал, что страху не место в отношениях учителя и ученика. Настоящий педагог должен быть для ребят добрым другом и наставником. Поэтому в основу своей новаторской методики Паульсон положил любовь и уважение к ученикам.
Скоро молва о необыкновенном учителе дошла до императорского дворца. Паульсоном и его методикой заинтересовался Александр Второй — он встретился с Иосифом Ивановичем, побеседовал. И... пригласил его домашним учителем к своим детям — великой княжне Марии Александровне и великому князю Александру Александровичу. Это, разумеется, был стремительный карьерный взлёт. Однако Паульсон не собирался почивать на лаврах. В 1861 году вместе с несколькими единомышленниками и последователями, он начал издавать педагогический журнал «Учитель» — издание для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей. Огромным прорывом стало то, что журнал распространялся не только в столице, но и в провинции. Учителя из уездных городков теперь тоже были в курсе свежих новостей из мира педагогики. Журнал «Учитель» выходил дважды в месяц. На его страницах публиковались новейшие методические разработки, публикации, посвящённые детской психологии, обзоры новинок литературы для детей.
Паульсон составил несколько методических пособий по русскому языку и литературе, в которых через поэзию учил детей видеть красоту звуков и слов. Ими восхищался знаменитый публицист того времени, священник Валентин Амфитеатров. Он писал: «Кому из нас на заре нашей грамотности не рассказал Паульсон словами поэтов о том, как „ночью в колыбель младенца месяц луч свой заронил“, как камни пустыни грянули „аминь“ в ответ на вещее слово о Боге, распятом за наши грехи?»
Иосиф Иванович Паульсон скончался в 1898 году во время поездки в Европу. Однако, согласно последней воле педагога, похоронили его в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище. Посвятивший свою жизнь российской педагогике, он и последний приют хотел обрести только в России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема