Иосиф Паульсон - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иосиф Паульсон

* Поделиться

Иосифа Ивановича Паульсона знают сегодня, увы, немногие. Между тем, в истории отечественного народного образования его имя стоит в одном ряду с Ушинским и Макаренко. Выдающийся русский педагог и новатор, Паульсон всю жизнь работал для того, чтобы другие могли учиться.

Иосиф Иванович родился в первой половине XIX века. Он был сыном обрусевшего шведского портного из Петербурга. Ещё в школе мальчик не только постигал науки, но и внимательно присматривался к своим наставникам. Видел, сколько труда, терпения и любви требует служение педагога. Понимал: учитель — это призвание. И чувствовал это призвание в своём сердце. Горячее желание стать педагогом помогло Иосифу экстерном сдать выпускные экзамены в Петербургском Императорском университете. И вот, наконец, настал день, когда Паульсон вошёл в класс учителем. Преподавательскую деятельность он начал в 1852-м году, в приходской школе при петербургской финской церкви Святой Марии. Параллельно учительствовал в Сиротском приюте принца Ольденбургского. Иосиф Иванович давал ученикам базовые знания по грамматике, арифметике и другим основным дисциплинам. Обучал и иностранным языкам — немецкому и французскому. Молодой педагог на опыте быстро понял: в его работе необходима методика — то есть, определённый способ подхода к преподаванию и воспитанию. И он самостоятельно её разработал. Скоро весь Петербург заговорил: в приюте принца Ольденбургского учитель Паульсон на уроках грамматики разрешает ученикам... рисовать и петь! Так Иосиф Иванович закреплял в ребятах знания. Например, чтобы усвоить значение слова, предлагал им его нарисовать. А чтобы запомнить произношение и правописание, ученики делили слова на слоги и пропевали их. Паульсон вырабатывал в ребятах творческий подход к усваиванию материала. Многим тогда подобный метод обучения казался, по меньшей мере, странным. Распространённый образ педагога того времени — строгий человек, одним своим видом внушающий ученикам благоговейный страх. Паульсон же считал, что страху не место в отношениях учителя и ученика. Настоящий педагог должен быть для ребят добрым другом и наставником. Поэтому в основу своей новаторской методики Паульсон положил любовь и уважение к ученикам.

Скоро молва о необыкновенном учителе дошла до императорского дворца. Паульсоном и его методикой заинтересовался Александр Второй — он встретился с Иосифом Ивановичем, побеседовал. И... пригласил его домашним учителем к своим детям — великой княжне Марии Александровне и великому князю Александру Александровичу. Это, разумеется, был стремительный карьерный взлёт. Однако Паульсон не собирался почивать на лаврах. В 1861 году вместе с несколькими единомышленниками и последователями, он начал издавать педагогический журнал «Учитель» — издание для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей. Огромным прорывом стало то, что журнал распространялся не только в столице, но и в провинции. Учителя из уездных городков теперь тоже были в курсе свежих новостей из мира педагогики. Журнал «Учитель» выходил дважды в месяц. На его страницах публиковались новейшие методические разработки, публикации, посвящённые детской психологии, обзоры новинок литературы для детей.

Паульсон составил несколько методических пособий по русскому языку и литературе, в которых через поэзию учил детей видеть красоту звуков и слов. Ими восхищался знаменитый публицист того времени, священник Валентин Амфитеатров. Он писал: «Кому из нас на заре нашей грамотности не рассказал Паульсон словами поэтов о том, как „ночью в колыбель младенца месяц луч свой заронил“, как камни пустыни грянули „аминь“ в ответ на вещее слово о Боге, распятом за наши грехи?»

Иосиф Иванович Паульсон скончался в 1898 году во время поездки в Европу. Однако, согласно последней воле педагога, похоронили его в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище. Посвятивший свою жизнь российской педагогике, он и последний приют хотел обрести только в России.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем