«Император Николай II и его время». Анна Садриева, Марина Новицкая - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Император Николай II и его время». Анна Садриева, Марина Новицкая

* Поделиться

У нас в гостях были президент фонда имени императора Николая II Анна Садриева и искусствовед, куратор вернисажа «Небесный Дар» Марина Новицкая.

Наши гости рассказали о том, каким было государство при царе Николае II, как развивалось древнерусское искусство и русская культура в целом, а также о благотворительном вернисаже современного русского искусства «Небесный Дар» в московской усадьбе Струйских.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА здравствуйте, уважаемые друзья, в студии у микрофона Константин Мацан, в гостях у нас сегодня Анна Садриева, президент фонда императора Николая II. Добрый вечер.

Анна Садриева:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

— И Марина Новицкая, искусствовед, куратор вернисажа «Небесный дар». Добрый вечер.

Марина Новицкая:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

— Ну вот о вернисаже «Небесный дар» мы сегодня расскажем, поговорим, вчера он стартовал. Его начало было приурочено к празднику Успения. Вчера открылся вернисажа «Небесный дар» в музее Николая II, в Москве, в Токмаковом переулке, в усадьбе Струйских, в месте, о котором о наши радиослушатели очень хорошо знают, потому что регулярно мы и о музее рассказываем, и с его представителями беседуем. Вот сегодня тоже повод, пришедший к нам из этого музея непосредственно. Давайте об этом поговорим. К тому же вернисаж открыт для посещения в ближайшие дни, так что спешите видеть. А вот что вы там увидите — мы сегодня узнаем. Итак вернисажа «Небесный дар». С чего все начиналось?

Анна Садриева:

— Очень важно сказать, что музей императора Николая II это совместный проект фонда императора Николая II и фонда «Мои друзья». И в рамках этого проекта существует не только музей, а ведётся активная культурно-просветительская работа, регулярно проводятся разного плана мероприятия культурно-просветительские. Такие как показы документальных фильмов. Также у нас проводятся праздники семейного формата, например. И обычно они приурочены к каким-то церковным праздникам. Так вот в прошлом году мы проводили замечательную ёлку на Рождество, это была именно рождественская ёлка с реконструкцией древнерусских игр, с повторением наших русских традиций. Также и на Масленицу мы проводили такой же праздник, и на Пасху тоже. В рамках этого проекта проводятся и выставки. Вот одна выставка, о ней как-то тоже говорилось на Радио ВЕРА, была замечательная в прошлом году, в ноябре была выставка «Окно в горний мир». Выставка современных икон в обрамлении, возвращение к нашим традициям, ко времени правления Николая II, к русскому романтическому стилю. И вот то мероприятие, о котором хотелось бы поговорить сегодня, это тоже выставка, это вернисаж. Он также приурочен к замечательному нашему любимому церковному празднику Богородичной Пасхи, как его называют, Успению Пресвятой Богородицы. Это благотворительный вернисаж «Небесный дар». Сложилось это название как-то не сразу, мы об этом думали, и вот хотелось бы, чтобы Марина немного подробнее рассказала об этом.

Константин Мацан:

— Марина, мы вас представили как куратора, карты вам в руки.

Марина Новицкая:

— Это название сложилось у нас спонтанно, когда мы с Анной обсуждали, что мы хотим показать на этой выставке и что мы хотим сказать той подборкой искусства, которую мы представляем. И мы пришли к выводу, что небесный дар — это очень глубокое и очень многозначительное понятие, очень приятное для осознания во всех смыслах, которые заложены в этом словосочетании. Конечно же, небесный дар — это и наша жизнь, и то, что мы с вами видим, это и талант художника, и его возможность воплотить свои задумки и идеи и поделиться ими с нами, и также это дар уметь наслаждаться искусством, видеть его и понимать. А так как это благотворительный вернисаж, наверное, мы должны быть рады этой возможности, которая сложилась в нашей жизни, когда мы можем не только насладиться искусством, но и вместе сделать доброе дело. Это тоже большой дар, если мы находимся в той точке своей жизни, когда у нас есть ли желание и стремление, и оно может осуществиться.

Константин Мацан:

— Что будет на вернисаже?

Анна Садриева:

— На вернисаже представлено большое количество искусства, объединённого одной доброй темой — это всё, что можно собрать по какой-то ассоциации вместе с тем, что это про Россию, про нашу культуру, про обращение к истокам, про красоту окружающего нас мира и духовного, и мира материального. Такие как пейзажи, натюрморты, на выставке будут разные техники. Это будет и живопись, и графика, и скульптура, и керамика. Работы разных форматов, и, конечно же, разной ценовой категории. Все работы собраны с нашей большой любовью, все они очень добрые и станут украшением и хорошим подарком для тех, кто их сможет приобрести, также сделав доброе дело. На выставке будет очень красивый осенний портрет святой семьи Николая II Евгения Демакова. Я думаю, что эту работу иметь в своей коллекции будет приятно тем, кто захочет её приобрести ну и увидеть её будет настоящим даром, потому что это очень красивая работа. Будет много того, что можно объединить темой обращения к русской архитектуре, каким-то приятным и милым для души нотам. Полевые букеты и пейзажи: летние, осенние, зимние и просто семейные портреты, какие-то жизненные моменты.

Константин Мацан:

— Вы сказали, что вернисаж благотворительный. Куда пойдут средства?

Марина Новицкая:

— Доход от проведения этого мероприятия будет направлен на содержание музея императора Николая II. Собственно, все мероприятия, которые мы проводим, все это делается для содержания музея. Конечно, это очень непростое дело требует больших вложений. И мы всеми возможными способами... мы проводим такие мероприятия. Всегда наш фонд открыт к разного рода сотрудничеству. К проведению совместных мероприятий с теми, кто тоже хочет с нами делать, это важное, доброе, нужное для всего нашего государства дело.

Константин Мацан:

— А по какому принципу подбирались участники вернисажа? Мы с вами говорили и до программы, и сейчас в ходе вашего рассказа, что творцы, которые объединяются принадлежностью к исконной традиционной русской культуре и к русскому стилю. В чем это заключается?

Анна Садриева:

— Художников нам удалось собрать из нашего близкого круга. У меня был опыт проведения разных выставочных проектов. И на нём сложилась какая-то небольшая компания людей, художников, которые мне интересны, творчество которых я знаю, и знаю, что оно откликается в сердце гостей разных выставок. И этих художников, которых вы можете увидеть на нашем вернисаже, объединяют, конечно же, темы любви к русской культуре и к русскому быту.

Мне кажется, это очень важно — обращение к нашим истокам. И современное прочтение каких-то интересных, но в тоже время очень повседневных тем. Мне кажется, что сейчас очень важно показывать современное искусство, которое очень доброе и очень спокойное. Не обязательно погружаться в какие-то сложные повестки. Можно просто чем-то насладиться. И если мы закладываем благотворительную миссию, то я думаю, было бы приятно приобрести что-нибудь для себя в дом, в свою коллекцию, в подарок близкому человеку. То, что будет радовать и откликаться чем-то приятным. Именно по такому принципу мы собрали работы на эту выставку.

Константин Мацан:

— А есть какие-то примеры именно работ, которые прямо лично вас как зрителей поражают больше всего?

Анна Садриева:

— У нас будут участвовать порядка 10 художников. Это молодые графики, одна из них талантливая девушка Екатерина Керченко. Это художник-график из Петербурга. Наш близкий друг, который очень помогал нам в организации — Ольга Туманова, её искусство очень женственно, элегантно, но также очень классическое. Все художники, конечно же, имеют прекрасное образование и своим мастерством переосмысливают какие-то сказочные сюжеты, и повседневность, пейзажи. Будет также представлена работа Евгения Демакова, Олега Торопыгина, это классическая школа, художники, которые уже имеют своих последователей и учеников и также работают с очень глубокими смыслами религиозными, с какими-то историческими сюжетами, И также просто с культурой повседневности.

Константин Мацан:

— Президент фонда императора Николая II Анна Садриева, и искусствовед, куратор вернисажа «Небесный дар» Марина Новицкая, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Мы вот и о музее, и о вернисаже, который со вчерашнего дня в музее Николая II открыт для посещения, говорим. Мне интересно поговорить ещё вот об этом загадочном понятии — русская традиция, русская культура, русское искусство. С одной стороны, мы интуитивно понимаем, о чем идёт речь, с другой стороны, по радио трудно говорить о живописи, потому что невозможно посмотреть, а с третьей стороны, почему бы и не поговорить о живописи? О прекрасном всегда приятно поговорить. С четвёртой стороны, нуждается, наверно, в каком-то объяснении, пояснении комментарии-размышления, что мы имеем в виду, потому что при словах «русская культура» у кого-то возникает очень лубочная ассоциативная картинка, знаете, как есть такая хорошая шутка. Есть два подхода к изучению русской культуры. Один — это обычные интермедиа: медведи, снег и водка. А есть продвинутая — это эдванс — это икона, Достоевский, медведи, снег и водка. И вот для кого-то, в общем-то, только медведи снег и водка, конечно, я сейчас утрирую и иронизирую, ну вот что вы вкладываете в понятие «русский стиль», «русская культура» такого живого?

Анна Садриева:

— Позвольте, я отвечу на ваш вопрос. Конечно, если говорить в целом, я бы даже сказала издалека, вся наша русская культура сформирована в последнее 1000-летие. Это та культура, которая построена на Евангелии, на православии, та, которая впитала это в себя и взяла за основу. В тех работах, которые представлены на вернисаже «Небесный дар», мы видим и нашу русскую архитектуру, деревянную и не только, мы видим наш скромный и в тоже время богатый русский пейзаж, мы видим наши прекрасные луга, цветы, и все это дышит нашей верой, нашими традициями. И очень надеемся, что это вдохновит всех наших посетителей.

Константин Мацан:

— Марина, а вы что думаете?

Марина Новицкая:

— Мне кажется, что понятие «русская культура» откликается у всех по-разному. Но в искусстве никакая культура другая настолько глубоко не обращается к философскому восприятию того же пейзажа и портрета. Корни этого глубокого восприятия анализа художника идут из того, что у нас очень много глубинно заложена именно религия. И это становится просто неотъемлемой частью восприятия любого образа художником и передачи этого образа холстом, маслом, графикой, скульптурой, потому что всё равно предмет воспринимается через философскую призму этой глубокой религиозности. Мне кажется, что русская культура, с одной стороны, может быть даже теми же и снегами и медведями...

Константин Мацан:

— А почему вы водку не упоминаете?

Марина Новицкая:

— Даже вот в этой связке, этих трёх слов, и то есть философия и какое-то глубокое, для меня, например, переживание. Мне кажется, что наше восприятие красоты окружающего мира это тот самый небесный дар, идёт из того, как я замечаю красоту, у нас очень яркие четыре сезона. И всегда это ликование весны, это какие-то суперсолнечные красивые дни осенью, это хмурая, а иногда солнечная зима, что во всём этом есть многогранная красота, живописность. И русский художник её видит максимально глубоко и также её с любовью передает. И это тоже большой дар, наш климат, наша территория, наша религия, все эти нюансы слагают вот эту вот любовь к русской культуре.

Константин Мацан:

— Философский пейзаж — это какой пейзаж? Вот объясните мне, непосвященному. Как отличить философский пейзаж от не философского?

Марина Новицкая:

— Ну если говорить про философский пейзаж, скорее всего, это пейзаж, который передает лирическое настроение героя. Герой может и не присутствовать на этом пейзаже, но мы становимся героем, когда мы этот пейзаж лицезреем. И может быть, в нас проносятся какие-то чувства, это может быть в напряжении неба, в самой технике написания, но это не просто архивация красивого вида, что, может быть, часто встречается и в русской живописи, и в европейской. Но наш классический пейзаж может быть не более философским, чем пейзаж других школ.

Константин Мацан:

— А можете из классики примеры привести, чтобы слушатели сейчас визуализировали себе, что такое, например, философский пейзаж?

Марина Новицкая:

— Мне кажется, что все наши слушатели в любом случае в каком-то периоде своей жизни встречались с классическим искусством, таким как, например, Поленов, очень много разных пейзажей. В его пейзажах можно наблюдать все циклы природы, и некоторые из них безусловно очень философские.

Константин Мацан:

— Я почему-то сейчас вспомнил, как читал и слышал в лекции, что Клод Моне рисовал, это известный факт, Руанский собор при разных освещениях, утром рисовал, утром, вечером, в дождь, в солнце. И один российский исследователь обнаружил в архивах одного из музеев каталог некоторой выставки, где были студенческий работы представлены. Сами работы не сохранились, но каталог остался. И вот какой-то студент начала 20-го века представляет на выставку серию работ. Деревенский сарай утром, деревенский сарай вечером, деревенский сарай в солнце, деревенский сарай ночью. То есть он явно пародирует Моне. Вот жалко работы не сохранились, интересно было бы посмотреть.

Марина Новицкая:

— И кто же из них был первым?

Константин Мацан:

— Там явно было, потому что я читал, исследователи рассказывали, что это, конечно, был эпизод восприятия импрессионизма в России. С одной стороны, это курьез, с другой стороны, даже на таком низовом уровне студент... Ну то есть уже начинается пародия, значит это уже впитано, это уже воспринято.

Анна Садриева:

— Мне хотелось бы ещё вернуться к тому, что наш вернисаж благотворительный. И сказать, что это не случайно. Дело в том, что наверняка многие слушатели знают о традиции благотворительности, которой занималась царская семья. Тут самый известный праздник Белого цветка, который, слава Богу, сейчас имеет продолжение не только в Москве, но я знаю, что во многих городах нашей необъятной родины. Эти традиции продолжаются, проводится эти благотворительные праздники мероприятия. Те благотворительные мероприятия, которые проводятся в нашем музее, они также все так или иначе апеллированы к традициям царской семьи, к традициям их благотворительности. Хотелось бы это подчеркнуть.

Константин Мацан:

— Вы уже упомянули, что будет портрет царской семьи, расскажите, как тема царской семьи будет представлена для тех, кто придёт на выставку?

Анна Садриева:

— На выставке будет представлено два портрета царской семьи от разных авторов. Оба портрета абсолютно аутентичны, совсем друг на друга не похожи. Один портрет кисти Евгения Демакова, другой Олега Торопыгина, обе работы замечательные. Конечно же, это станет такой ниточкой, которая связывает современную экспозицию и коллекции музея.

Марина Новицкая:

— А ещё будет представлен у нас скульптурный портрет государя. Все смогут увидеть его.

Константин Мацан:

— Человек, который приходит сейчас на вернисаж, он же, наверное, сможет познакомиться и с экспозициями самого музея?

Анна Садриева:

— Безусловно. Собственно все наши мероприятия, проводимые нашим фондом, они и проводится, и создаются для того, чтобы привлечь внимание к главному нашему проекту — к музею императора Николая II. Конечно, сама наша постоянная экспозиция открыта для посещения ежедневно с 11 до 18 часов. 8 экспозиционных залов. И личные вещи царской семьи, фотографии, исторические предметы того времени, всё можно увидеть.

Константин Мацан:

— У нас несколько раз на Радио ВЕРА выходили беседы с Александром Васильевичем Ренжиным, директором музея Николая II. И наши слушатели знают, насколько это блестящий рассказчик. А на экскурсию его можно попасть?

Анна Садриева:

Да, конечно. Нужно предварительно позвонить по телефонам, указанным на нашем сайте. Сайт очень легко найти в любом поисковике: музей императора Николая II. Ну, собственно, их два, и наш обычно в поисковике выходит первым. Второй — тобольский. Ну вот, который в Москве, на нём можно найти телефоны, связаться с нами, заказать экскурсию, но если действительно есть желание попасть к Александру Васильевичу на экскурсию, это тоже возможно. Но и другие наши экскурсоводы ничуть не менее эрудированны, может быть, не столь харизматичны. Но знания безусловно у всех богатые. Можно записаться и на индивидуальную экскурсию, и на групповые. Так что милости просим. Всегда рады.

Константин Мацан:

— Марина, а вот вы, насколько я знаю, магистр музеологии. Слово красивое музеология. То есть вы помимо того, что искусствовед ещё вы профессиональный музеевед. Что вы скажете о музее Николая II?

Марина Новицкая:

— Музей Николая II — это, конечно же, уникальнейшее место с прекрасной коллекцией, очень логически и грамотно выстроенной. И экскурсоводами музей действительно захватывает внимание пришедшего гостя. Когда первый раз я побывала в музее, конечно же, я была просто очарована самой коллекцией, зданием, всей окружающей красотой, всеми старинными деревьями, как раз моя первая экскурсия была с Анной. Я была очень очарована, впечатлена.

Константин Мацан:

— А вы тоже ведёте экскурсии?

Анна Садриева:

— Да, я тоже провожу экскурсии, ко мне тоже можно попасть при желании.

Константин Мацан:

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Напомню сегодня с нами в программе «Светлый вечер» президент фонда императора Николая II Анна Садриева и Марина Новицкая, искусствовед, куратор вернисажа «Небесный дар», который, напоминаю, проходит в эти дни. И будет идти до какого?

Анна Садриева:

— До 4 сентября.

Константин Мацан:

— До 4 сентября будет идти в музее Николая II. Это благотворительный вернисажа «Небесный дар», мы вернёмся к нашему разговору после небольшой паузы, не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, ещё раз здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан. Мы сегодня говорим о вернисаже «Небесный дар», который вчера открылся в музее Николая II в Москве и продлится до 4 сентября. Это благотворительный вернисаж, спешите видеть, посетить, не только посетить и увидеть, но и приобрести предложенные там работы. Это и живопись, и скульптура, и много чего другого. Кто не сначала нашу программу слушают, мы в конце ещё подведём итог, ещё раз расскажем, напомним, что на вернисаже представлено. У нас сегодня в студии президент фонда императора Николая II Анна Садриева и искусствовед, куратор вернисажа «Небесный дар» Марина Новицкая. Анна, а вот сам фонд Николая II, что ещё входит в сферу ваших интересов, раз уж вы так сильно связаны с музеем Николая II, с самой фигурой последнего русского императора?

Анна Садриева:

— Наш фонд создавался как юридическое лицо, необходимое для создания музея императора Николая II. Но так сложилось, что нам тесно в этом формате, в музее. И мы, конечно, очень рады тем, кто к нам приходит. И вы знаете, есть такой очень тонкий душевный момент, люди, когда приходят в наш музей, им обязательно хочется вернуться. Я даже всегда так говорю, что хорошие люди чувствуют это место душой. И всегда есть такая возможность, потому что мы регулярно проводим разные мероприятия культурно-просветительские. Это и лекции, и концерты у нас проходят. И вот сейчас мы говорим о благотворительном вернисаже, выставки у нас проходят. Так что милости просим всех, кто у нас не бывал, прийти, а тех, кто бывал, обязательно вернуться и посетить наши мероприятия. Программу мероприятий можно всегда найти на нашем сайте, на сайте музей императора Николая II в Москве, а также в Telegram-канале музея, собственно, одноимённом, так и называется музей императора Николая II. Очень легко найти. Там всегда полная информация и анонсы, можно быть в курсе.

Константин Мацан:

— Вы давно в этой теме. И мне интересно вас спросить, как, по вашим ощущениям, меняется отношение в обществе к фигуре последнего российского императора? Ну в обществе — это категория большая и обязывающая, ну вот вы общаетесь с людьми, как люди реагируют на то, когда узнают, чем вы занимаетесь, когда узнают про музей? Какие перемены за последние наблюдаемые годы вы фиксируете?

Анна Садриева:

— Я сейчас довольно часто произношу эти слова и с большой сердечной радостью. Дело в том, что мы с вами счастливые люди, мы с вами живём в такое время, когда у добросовестных историков есть возможность заново открыть для нас нашу историю, историю нашего государства. И в том числе время правления Николая II. Сейчас есть замечательные историки, кандидаты и доктора исторических наук, которые работают в архивах, которые заново открывают документы, заново открывают статистику о времени правления Николая II. И ссылаясь на эти открытия, мы, наш фонд ставит задачи — нести это людям. И это такое откровение, такая радость, я даже не знаю, с чем это сравнить. Потому что, когда люди узнают, каким на самом деле было наше государство процветающим во время правления Николая II. Знаете — это как распускающийся не просто цветок, это целый букет, потому что процветание нашего государства, развития в этот период было всеобъемлющим. Можно говорить и об открытии древнерусского искусства, потому что именно в это время была открыта из-под множества поздних записей «Троица» Андрея Рублёва. Именно в это время работал замечательный наш искусствовед-реставратор живописец Игорь Эммануилович Грабарь, который создал реставрационные мастерские. Именно этому периоду истории мы этим обязаны. Это было промышленное развитие. Время правления Николая II — это был такой период истории, когда наше государство вышло на самые передовые темпы промышленного развития. Именно по темпам промышленного развития мы были первыми в мире. Можно спорить по каким-то разным параметрам, да, мы в чем-то уступали Великобритании, Германии, но в целом именно по темпам мы были впереди планеты всей. Я всегда говорю, что мы не могли не вызвать зависти, как бы мы сейчас сказали, западных партнёров. Мы собственно и вызвали, это стало основной причиной начала Первой Мировой войны, и соответственно революционных событий, чтобы нас ослабить, ослабить наше государство. Вот это и многое другое наш фонд ставит целью донести до наших людей, до наших граждан. Это большая радость, что мы живём в это время.

Константин Мацан:

— Можно спойлер и тизер? Я как человек, который уже был на экскурсии в музее Николая II, сейчас вспомнил о том, что вы рассказываете, как много можно всего назвать, что в России развивалось, возникало, прибывало, колосилось при Николае втором. Экскурсия так и построена, что вот тут у нас зал такой, тут такое, тут такие успехи, тут такие. Я почему именно об успехах говорю? Потому что все это величает, по крайней мере, на той экскурсии, на которой я был, последняя фраза, после которой уходишь оглушенный: «Но главное достижение правления Николая II, что население России увеличилось, по-моему, на 5 — 6 миллионов человек?

Анна Садриева:

— На 5 — 7 миллионов за 23 года правления. Это, конечно, самый важнейший показатель процветания государства — демографический. Так как сейчас, я думаю, все наши слушатели знают, что у нас порядка полумиллиона населения в год вымирает, а время правления Николая II характеризовалось как раз естественным приростом населения. Семьи были и до 20 человек, и была мощнейшая поддержка государства.

Константин Мацан:

— А вот можете, если это ваша тема, об этом чуть подробнее рассказать. Что это было? Вот мы сегодня говорим о том, чтобы стимулировать демографию, поддерживать семьи, а какой был опыт в этом смысле царской России последних лет?

Анна Садриева:

— Конечно, развитие науки, медицины, было очень много частных благотворителей, открывалось много частных медицинских учреждений, именно в то время была создана система городских поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов, которыми мы пользуемся до сих пор. Тысячами открывались медицинские учреждения, это, конечно, сказалось положительным образом на приросте населения. Поддерживались все наши русские традиции, поддерживалось многопоколенная многодетная семья, от государства выделялись и земли, и корова, и лошади, я конечно, не историк, я сама по образованию реставратор, но обращаюсь к этой теме. Очень многое захватывает, становится интересным. По мере своих возможностей изучаю. Да, я столыпинская реформа по переселению населения, когда у людей появились новые возможности, вот эти вот вагоны, в которых можно было перевезти буквально все всю свою жизнь на новые плодородные земли, чем люди пользовались. Это тоже давало большое подспорье, большой задел. И понятное дело, что население стало у нас сокращаться уже во время Гражданской войны, уже после, когда Лениным были узаконены аборты, а до этого времени что требовалось народу? Только поддержка государства, и благодаря этому было развитие. Кто в какой сфере хотел развиваться, в такой и развивался. И у всех была на это возможность.

Константин Мацан:

— Ну вот мы говорим о том, что такие явления, произошедшие в эпоху правления Николая II, и здесь можно поставить вопрос: это благодаря Николаю второму или эпоха его правления, просто в эти годы сложились такие процессы, которые могли сложиться и при императоре с другим характером, с другим религиозным чувством?

Анна Садриева:

— Я могу сказать, что император Николай второй как отец. Он видел и поддерживал все инициативы и те чаяния народа, которые шли ему на пользу. И благодаря личности самого императора во многом был обеспечен и промышленный прирост и развитие науки, что способствовало и демографическому приросту. Такая отеческая забота, такая отеческая любовь государя к своему народу.

Константин Мацан:

— Марина Новицкая , а вот вам как человеку не так глубоко в эту тему погружённому, а может быть и вовсе не погруженному, потому что это не ваша профильная тема, вы не реставратор, не занимаетесь историей. Со стороны, как кажется, вот эта тема: царская семья Николая II, она, я сейчас несколько заострённо спрошу: она в светском обществе не представляется какой-то маргинально-скучной?

Марина Новицкая:

— Абсолютно точно нет. И я думаю, что благодаря просветительской деятельности музея фонда больше людей узнают историческую правду, что очень важно. Сейчас мне кажется, больше людей хотят её узнать, и на моем опыте коммуникации и проектной деятельности я встречала огромное количество людей разных возрастов, разных профессий, с разным образом жизни, и всем этим людям всегда была близка история императорской семьи и русской культуры и того периода нашей истории, эпохи. Мне кажется, эта тема как раз-таки сейчас является одной из приятных и позитивных повесток и в проектах в обществе. И очень много современных брендов хотят рассказывать и своим творчеством, что модой, что искусством, что промыслами про русскую историю. И очень часто как одна из красивейших эпох истории всплывает эпоха Николая II.

Константин Мацан:

— Меня вот про моду заинтересовало. Как в этом смысле? Казалось бы, для меня, как для человека стороннего, есть мода от Кутюр — это один полис, один мир. А русская культура — это другой мир, они как сочетаются?

Марина Новицкая:

— Сейчас очевидно, что очень много всплыло на поверхность и в медиа, и в культуре российских брендов. И конечно же, российские бренды — это такие же творцы как и художники, скульпторы, литераторы, композиторы. Если касаться моды, то мы обращаемся к своей генетике, будучи россиянами и любя свою культуру. Сейчас если говорить о моде, мода всегда включается во что-то, связанное с искусством, с историей, обращается к промыслам, дает им возможность себя показать с другой стороны, как бы принимая участие в создании какого-то действительно культурного объекта. И если говорить о красивом мероприятии, то в нашей истории можно почерпнуть огромное количество и смыслов, и сюжетов, и вдохновения. И сейчас этого всего больше и больше. Мне это очень нравится. Наш период истории, сейчас происходящий, для русского искусства так же, как изобразительного, и моды это время очень благотворно. Много людей сможет обратить внимание на него, и мы с большим уважением и любовью начинаем углубляться и понимать, что у нас за сокровище, какой дар у нас есть, к чему мы пришли сейчас, что это безграничные возможности для вдохновения.

Константин Мацан:

— А не получается ли так, вот я сейчас вас слушаю и думаю об этом, что в каком-то смысле происходит процесс аналогичный, зеркальный тому, что происходило и век назад, когда художники, и не только художники, вообще творцы в широком смысле этого слова, и в музыке, и литературе, воспитанные во многом на европейских образцах, на европейской культуре, высочайших образцах, прекраснейших образцах, получившие образование, вдруг открыли для себя что-то народное, русское, свое, и были этим очарованы. И стали творить в этом направлении. Причём импульсы к этому приходили со стороны. Известна история, как, по-моему, Анри Матисс приехал в Россию, увидел иконы и сказал: «Что это?» «Это иконы». «Да вы что? Вы с ума сошли? Это же то, что мы все ищем, а у вас это есть». И кажется, если параллель того века и нынешнего провести, то это во многом такая натяжка. А то, что вы говорите, может быть, и не натяжка, а так и происходит. Как вы это чувствуете?

Анна Садриева:

— Можно я? На самом деле, вы сейчас задали вопрос, к которому мы с Мариной как раз обращались.

Как раз мы готовились к этой программе, беседовали, рассуждали между собой и говорили о том, что это как раз и есть обращение к нашей тысячелетней русской культуре, которая выросла на православной традиции и которая в питала в себя евангельские истины. И как раз эпоха Николая II и Александра третьего тоже — это подъём национального русского самосознания, по словам Ильина. Я сейчас на фоне событий СВО, на фоне событий той исторической парадигмы, в которой мы сейчас существуем, мы не можем не обращаться к нашим историческим корням, к нашей 1000-летней русской культуре, получаю оттуда такую духовную подпитку, духовную и поддержку и нашей вере, и нашему осознанию самих себя.

Константин Мацан:

— Президент фонда императора Николая II Анна Садриева и искусствовед, куратор вернисажа «Небесный дар» Марина Новицкая у нас сегодня в программе «Светлый вечер», и мы как раз говорим в том числе о вернисаже «Небесный дар», который, напоминаю, со вчерашнего дня проходит в музее Николая II в Москве в Токмаковом переулке, в усадьбе Струйских и продлится до 4 сентября. А вот вы уже чуть-чуть сказали о художниках, которые представлены там, и не только о художниках, а вообще творцах, которые объединены тем, что вот именно в русле того, о чем мы говорим, обращаются к истокам, видят вдохновение в национальной культуре, не лубочно понятую, а глубоко. Они пытаются говорить об этом современным языком. Что такое традиции? Под словом традиция иногда понимают предание старины глубокой, когда это было, вот давайте раскопаем, как оно было. А это не традиция, это именно раскопки, а традиции — это то, что живёт сегодня и выражает вечные смыслы, но новым современным адекватным языком. Как русский философ Владимир Соловьёв писал, что традиция — это не поклонение пеплу, а передача огня. Вот передают люди огонь, который обращается к тем образцам национального самосознания, о котором мы говорим. Но я всё-таки как журналист, может быть, с упорством достойным лучшего применения, думаю вот о чем. Мы, с одной стороны, об этом оптимистично говорим, что этого много в медийном поле, этого становится больше, но у меня есть ощущение, что все равно в подавляющем большинстве художники, которые в этой парадигме существуют, должны быть, чувствовать себя во многом одинокими. Они, скорее, такие белые вороны на общем фоне. Вот выставка современного искусства какого-то, понятого в жанре какой-нибудь инсталляции, ни у кого вопросов не возникает: «Ну да, это есть, это круто, художники они такие модные, они этим занимаются. А вы что?» «А у нас вот русская культура». «Ой, понятно, вот сейчас будут рассказывать про всё хорошее из учебников истории». И человеку, чтобы убедить своих зрителей и собеседников и слушателей, что есть вот это не поверхностное, глубокое, не лубочное понимание национального, а очень творческое и философское. Вот это требует усилий. И человек постоянно должен преодолевать сопротивление. Такого не происходит, как вам кажется?

Анна Садриева:

— На мой взгляд, все искусство достойно внимания и уважения. И ультрасовременное искусство, какое бы оно ни было, и классическое искусство, именно передающее просто классическую школу, но эти художники являются нашими современниками, и это такое же современное искусство. Просто оно не какое-то не ультра-контент, ну я не знаю, как можно его ещё назвать. Я думаю, что мы формируем свой мир своим вниманием. И в моем мире, и я думаю в мире гостей, которые придут к нам, слушателей, которым откликается наша повестка также достаточно русской культуры и любви к ней, можно же направлять свое внимание на что-то доброе, на любовь, уважение. А можно все время с чем-то пытаться бороться, сопротивляться. И всё вокруг будет создаваться именно этим направленным вниманием. Если в какой-то момент становится интересно, что у нас происходит в современном мире изобразительного искусства, и так по ниточке шаг за шагом открывается просто колоссальный объем информации, очень много всего интересного происходящего, можно узнать для себя много нового. Опять же, что делают сейчас бренды, почему они обращаются, какие мероприятия, какие истории. Их можно начать посещать, можно с ними знакомиться, стать постоянным посетителем. Например даже того же самого музея Николая II. И таким образом мир формируется вокруг. Мне кажется, сейчас ультрасовременному искусству сложнее выживать, потому что на него больше идёт какого-то информационного внимания, но на моем опыте, больше сердце зрителя откликается на классическое искусство.

Константин Мацан:

— Это интересное наблюдение, я об этом не думал. То есть бедные художники- концептуалисты. А вот иконопись будет каким-то образом представлена на вернисаже небесный дар?

Анна Садриева:

— На самом вернисаже небесный дар иконопись не представлена. Но в нашем музее императора Николая II есть отдельный зал древнерусского искусства, в котором представлен целый ряд произведений древней русской живописи, иконописи, и всем любителям и почитателем очень рекомендую посетить.

Константин Мацан:

— У меня на Радио ВЕРА был разговор с руководителем отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи. Мы, само собой, разговаривали про иконопись, и она спросила меня, (так, в жанре такого вопроса от эксперта к обывателю, это такой очень правильный жанр): вот мы говорим — древнерусское искусство, когда оно заканчивается? Вот когда заканчивается древнерусское искусство? Я так подумал, репу почесал и чтобы не молчать, сказал: живоподобием, 17-й век. Она говорит: да, так все и отвечают. Но на самом деле, термин древнерусского искусства уже нужно, я своими словами её мысли пересказываю, каким-то образом найти ему альтернативу, потому что подавляющее большинство, условно говоря, экспонатов в отделе русского искусства — это иконопись. Но иконопись она до сих пор иконопись, то есть сегодня современный иконописец пишет икону, её в принципе ранжируют по департаменту древнерусского искусства. Хотя написана она в 2023-м году. Меня очень поразило это замечание.

Анна Садриева:

— Да, интересные временные петли какие-то у нас сегодня получаются.

Константин Мацан:

— А вот современные иконописцы, большая дискуссия идёт, я знаю, даже в церковной среде, в художнической, искусствоведческой среде о феномене современной иконы. С одной стороны, мы все понимаем, что как хорошо, когда иконы современные, хорошо, что иконописцы пишут, с другой стороны, одновременно художник ищет новый язык, новые средства, каких раньше не было. Может быть, кого-то это смущает, а кто-то скажет — это иконы, на ней святой изображен, и если святой, или Богородица, или сам Спаситель, и здесь быть нужно очень аккуратным в выборе средств. Но это современный иконописец говорит: я очень аккуратен в выборе средств, я со всем благоговением, но мне кажется, что так будет лучше выглядеть. Нет, это слишком неаккуратно и так далее. И понимаешь, что критериев нет. А может быть, есть. Вы что об этом думаете?

Анна Садриева:

— Я как профессиональный иконописец и реставратор могу сказать, что конечно критерии есть. Критерий — это канон иконописи древней, это техника иконописи, которая, слава Богу, до сих пор сохраняется, есть, конечно, и новаторство в этом плане, но и множество иконописцев сейчас работает в той самой древней технике темперной живописи, когда они сами на столе у себя своими руками готовят краски, готовят живописные материалы. Это тоже в какой-то степени передает традиции.

Константин Мацан:

— Я вот недавно был в Доме русского зарубежья, там есть выставка постоянная икон Юлии Николаевны Рейтлингер, известного иконописца русского зарубежья, духовной дочери отца Сергия Булгакова. История этих икон, почему я так подробно об этом рассказываю, потому что она очень странная, икона написана для храма русского, в Мёдоне, во Франции, храм этот перестроен из гаража, места мало, и вот эта иконопись очень такая необычная, в чем-то, казалось бы, наивная, несёт на себе отпечаток всей той судьбы, которую переживали люди этого храма и сама Юлия Николаевна. Я к чему веду. К тому, что если, например, икона императора Николая II страстотерпца написана в каком-то подходе или всей царской семьи? Как вы к этому отнесётесь? С одной стороны, как профессиональный иконописец, а с другой стороны, погруженный глубоко в историю семьи последнего русского императора?

Анна Садриева:

— Конечно, это будет зависеть конкретно от иконы или изображения. Здесь очень сложно рассуждать, потому что очень большой разброс может быть. Ну насколько я знаю, сам по себе образ, да даже фотография государя императора Николая, второго бывают чудотворными и мироточивыми, и у нас вообще был такой случай в мастерской, когда мироточил металлический рельеф с изображением государя-императора Николая II. Образ может быть в разной технике, это может быть исторически так, и фреска, рельеф, нетрадиционная иконопись, и гравюра. Силы именно в самом образе, а не в средстве изображения.

Константин Мацан:

— А вы, кстати, писали иконы царской семьи?

Анна Садриева:

— Да. Буквально в прошлом году.

Константин Мацан:

— Вот подходя к такой задаче, что вы чувствуете? Почему спрашиваю, потому что, с одной стороны, полагаю, что художник, наверное, вот Марина Новицкая тоже об этом может сказать как художник, хочется себя выразить, хочется сделать что-то действительно художественно очень оригинальное, значимое, красивое, а не просто повторить или сделать как обычно.

Анна Садриева:

— Есть такой тонкий нюанс в изображении царской семьи. Дело в том. что они очень близки нам. Они очень близки нам по времени. Мы знаем их с разных сторон. Очень много о них информации особенно у тех, кто погружен в эту тему, поэтому создание иконописного образа, скорее, более глубокое и более какое-то сердечное, что ли. Если пишешь икону какого-то первомученика, о котором известно буквально три строчки: был замучен тем-то, тем-то в таком-то году. И всё. И ты просто копируешь тот образ, который есть. И на этом останавливаешься, молишься ему. А когда работаешь над образами членов царской семьи, то это просто захватывает тебя полностью. Погружаешься в какие-то детали их жизни, биографии, жития собственно, в их образы. Они ведь даже внешне все прекрасны. И дети, и государыня, и государь. Даже на фотографиях у них иконописные образы, с этим сложно поспорить. Это такая особенность.

Константин Мацан:

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Давайте напомним ещё раз, что благотворительный вернисажа «Небесный дар», вчера стартовавший, продлится до 4 сентября в музее Николая II в Токмаковом переулке, в красивейшем месте усадьбы Струйских. И средства, собранные на этом вернисаже, пойдут на поддержку замечательных проектов музея Николая II, самой экспозиции, её пополнения и сохранения в должном состоянии. Приходите на вернисаж «Небесный дар» в музей Николая II, повторюсь, до 4 сентября. Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. У нас сегодня в гостях был президент фонда императора Николая II Анна Садриева, и искусствовед, куратор вернисажа «Небесный дар» Марина Новицкая. Спасибо ещё раз огромное, в студии был Константин Мацан, до свидания.

Анна Садриева:

— Спасибо, до свидания.

Марина Новицкая:

— Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем