
Фото: PxHere
«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...». Так слышал имя своей Родины поэт Сергей Александрович Есенин. А что же в действительности означает слово «Россия»? Когда и как оно появилось?
Русь — таким было изначальное название нашей страны. О его происхождении историки спорят ещё с XVIII-го столетия, и дискуссия до сих пор продолжается. Наиболее достоверными и аргументированными на сегодняшний день можно назвать две версии. По одной из них, термин «русь» восходит к финскому глаголу ruotsi, что означает «грести». Так именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. Предположительно, на восточнославянской почве слово трансформировалась в «русь», и скандинавская династия Рюриковичей дала это название всему государству и народу, проживавшему в нём. По другой, «южной» версии, термин русь происходит от иранского корня, означающего «светлый», «белый». Так могла именоваться территория в Среднем Поднепровье — долине Днепра от устья Десны до острова Хортица — еще до появления там скандинавов.
Так или иначе, к Х веку «Русь», «Русская земля» — это крепкое государство с центром в Киеве. Однако в XII-м столетии начался период раздробленности. Государство распалось на ряд независимых земель, которые не подчинялись киевским князьям. Но даже в такой ситуации все эти земли продолжали называться единым именем. Свидетельство тому — один из ярчайших памятников древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли», составленный в XIII веке. В нём Русь воспевается как единое целое: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: ... бесчисленными городами великими, селениями славными, ... храмами Божьими и князьями грозными... Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Несмотря на раздробленность, княжеские междоусобицы, зависимость от Орды, представление о единстве русского народа сохранялось в умах людей. И в итоге помогло возрождению Русского государства, когда в XIV веке разрозненные земли стали вновь объединяться, теперь уже — вокруг Москвы.
Именно в это время имя «Россия» появляется в русских исторических источниках. Это — греческий, византийский вариант названия Руси. Первым его использовал митрополит Киприан. 24 апреля 1387 года в константинопольском Студийском монастыре он закончил переписывать на русский язык Лествицу — духовный труд преподобного Иоанна Синайского. В конце рукописи митрополит сделал запись: «... свершишися сия книги... Киприаном смереннымъ митрополитом Киевскимъ и всея Росия». Это самое первое из ныне известных упоминание в русском, а не греческом тексте. Уже в XV веке термин стал применяться и в титулах светских правителей — Иван III, один из главных собирателей русских земель, первым стал называться в текстах великим князем всея России. После воссоединения России с Левобережной Украиной в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, титул царя поменялся официально. Он стал звучать так: «всея Великия и Малыя Росии самодержец», вместо старинного «государь вся Руси». Под именем Россия наше государство росло, приумножалось землями. И по сей день в этом слове слышится сила и мощь великой державы.
Все выпуски программы Открываем историю
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Протоиерей Алексий Ботвинников
Гостем программы «Делатели» был руководитель приюта для бездомных в селе Хреновое в Воронежской области протоиерей Алексий Ботвинников.
Наш гость рассказал, как от кормления бездомных он пришел к созданию приюта для них, где уделяется внимание не только физическому здоровью подопечных, но также происходит и их духовное окормление. Отец Алексий поделился различными историями тех, кто оказался без крыши над головой: как они попадали в приют, с какими сложностями могли там столкнуться, как проходит жизнь подопечного в стенах приюта.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели