«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то...». Так слышал имя своей Родины поэт Сергей Александрович Есенин. А что же в действительности означает слово «Россия»? Когда и как оно появилось?
Русь — таким было изначальное название нашей страны. О его происхождении историки спорят ещё с XVIII-го столетия, и дискуссия до сих пор продолжается. Наиболее достоверными и аргументированными на сегодняшний день можно назвать две версии. По одной из них, термин «русь» восходит к финскому глаголу ruotsi, что означает «грести». Так именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. Предположительно, на восточнославянской почве слово трансформировалась в «русь», и скандинавская династия Рюриковичей дала это название всему государству и народу, проживавшему в нём. По другой, «южной» версии, термин русь происходит от иранского корня, означающего «светлый», «белый». Так могла именоваться территория в Среднем Поднепровье — долине Днепра от устья Десны до острова Хортица — еще до появления там скандинавов.
Так или иначе, к Х веку «Русь», «Русская земля» — это крепкое государство с центром в Киеве. Однако в XII-м столетии начался период раздробленности. Государство распалось на ряд независимых земель, которые не подчинялись киевским князьям. Но даже в такой ситуации все эти земли продолжали называться единым именем. Свидетельство тому — один из ярчайших памятников древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли», составленный в XIII веке. В нём Русь воспевается как единое целое: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: ... бесчисленными городами великими, селениями славными, ... храмами Божьими и князьями грозными... Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» Несмотря на раздробленность, княжеские междоусобицы, зависимость от Орды, представление о единстве русского народа сохранялось в умах людей. И в итоге помогло возрождению Русского государства, когда в XIV веке разрозненные земли стали вновь объединяться, теперь уже — вокруг Москвы.
Именно в это время имя «Россия» появляется в русских исторических источниках. Это — греческий, византийский вариант названия Руси. Первым его использовал митрополит Киприан. 24 апреля 1387 года в константинопольском Студийском монастыре он закончил переписывать на русский язык Лествицу — духовный труд преподобного Иоанна Синайского. В конце рукописи митрополит сделал запись: «... свершишися сия книги... Киприаном смереннымъ митрополитом Киевскимъ и всея Росия». Это самое первое из ныне известных упоминание в русском, а не греческом тексте. Уже в XV веке термин стал применяться и в титулах светских правителей — Иван III, один из главных собирателей русских земель, первым стал называться в текстах великим князем всея России. После воссоединения России с Левобережной Украиной в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, титул царя поменялся официально. Он стал звучать так: «всея Великия и Малыя Росии самодержец», вместо старинного «государь вся Руси». Под именем Россия наше государство росло, приумножалось землями. И по сей день в этом слове слышится сила и мощь великой державы.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.