Что может вырасти из девочки, которую с детства называли гвардейцем в юбке? Воинствующая особа, не знающая пощады и жалости? Или успешная дама, которая всю свою энергию направит на помощь людям? Именно такой стала дочь Павла Первого - Мария - одна из самых щедрых благотворительниц своего времени.
«Она – настоящий драгун, ничего не боится, все её склонности напоминают мальчика, самая любимая её поза подпереться руками в бока и так прогуливаться». Этими словами Екатерина Вторая обрисовала свою внучку Машу. Отец же восхищался характером и силой воли дочери. Машу все любили за доброе, отзывчивое сердце и называли жемчужиной семьи.
В 17 лет Мария стала невестой сына герцога Саксен-Веймарского княжества Карла-Фридриха. Они обвенчались в 1804 году и уехали в Веймар, который тогда был центром духовной и литературной жизни Европы. Свою новую семью Мария очаровала. «Боги послали нам ангела. Все на неё здесь молятся. Она уже сделала очень много хорошего», - писала о Марии бабушка мужа.
С приездом Великой княгини в Веймаре началась новая эпоха. Деятельная и весёлая Мария Павловна устраивала музыкальные фестивали и литературные вечера. Она подружилась с жившими в этом городе Гёте и Шиллером и стала покровительницей их семей.
Когда началась война 1812 года Мария Павловна попала в сложное положение, ведь её свёкр - Карл-Август, связанный с Наполеоном Рейнским союзом был обязан направить свои войска на родину невестки. Но когда союз распался Карл-Август примкнул к России. А Мария Павловна тут же распродала свои драгоценности, на вырученные деньги открыла госпитали для русских солдат и организовала Патриотический институт женских объединений: его дамы оказывали помощь раненым.
После войны Мария Павловна развернула широкую благотворительную деятельность. В первую очередь она боролась с нищетой. Организовывала ссудные кассы для бедных, рабочие мастерские для мужчин и прядильни для женщин, ремесленные училища, где девочки получали профессию вышивальщиц, а мальчики осваивали технические специальности. Мать четверых детей, Мария Павловна открывала родильные отделения в больницах. Она всей душой болела за сирот и на свои деньги основала Институт Фалька, с приютом для беспризорных детей на двести мест.
Рабочий день Марии Павловны начинался в шесть утра. Ни одна из просьб не была положена ею «под сукно», всем она отвечала без промедления. Когда муж Марии Павловны стал великим герцогом, она получила титул великой герцогини и смогла сделать ещё больше для жителей герцогства. Задумав превратить Веймар в город-сад, Мария Павловна создавала училища садоводства и закладывала парки. Она никак не могла забыть красот родного Павловска и хотела, чтобы Веймар хоть чуточку на него походил.
Мария Павловна превратила Веймар в столицу музыкальной Европы. Приглашала на концерты лучших музыкантов. Учреждала стипендии студентам. Помогала писателям, артистам, учёным. Она тяжело пережила смерть своего друга Гёте. Что могла сделать герцогиня для того, чтобы мир не забыл великого поэта? Мария Павловна создала музей в его честь и в честь Шиллера, сохранив для потомков личные вещи литераторов.
К концу жизни Мария Павловна не брала денег из казны, пользовалась только тем, что присылали ей из России. И экономила, чтобы как можно больше раздать бедным. Она отказалась праздновать 50-летие своего пребывания в Веймаре. А деньги, выделенные на торжества, отдала фонду призрения стариков, который сама и основала. Последней волей герцогини стала просьба возвести православную церковь на её могиле. В 1862 году храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен.
Жители Веймара называли Марию Павловну «ангелом бедных, больных и сирот». Она показывала людям пример доброй воли. Не удивительно поэтому, что на неё смотрели как на солнце и любили бесконечно.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема