В 18 веке европейские общественные деятели обратили серьёзное внимание на проблемы незрячих людей. Исследования привели к образованию науки о слепых. А её основоположником стал французский педагог-энтузиаст Валентин ГаюИ.
Валентин не собирался заниматься воспитанием детей с дефектами зрения. Он изучал иностранные языки в Париже и делал такие успехи, что его пригласили переводчиком в Министерство иностранных дел. Должность давала хороший заработок, семья Валентина жила счастливо и безбедно. Всё изменилось внезапно. Гаюи попал на концерт слепой пианистки. Артистка потрясла Валентина не только виртуозным исполнением вальсов. Он вдруг понял, какого мастерства в своём деле может достичь невидящий человек. Гаюи подружился с пианисткой, как он говорил, с педагогической целью. И через год представил на суд публики свою теорию обучения незрячих.
В то время положение слепых людей во Франции было тяжёлым. Общество считало их балластом. А у Гаюи беспомощные инвалиды вызывали острую жалость. И Валентин стал обучать слепых. Он мечтал дать им профессию, сделать равноправными членами общества. Так появилась первая в мире школа для слепых детей. Гаюи разработал специальный рельефный шрифт, который позволял воспитанникам читать руками. Книги для слепых, географические карты и даже глобусы, напечатанные этим шрифтом, Гаюи издавал в собственной типографии. Он вложил в дело всё своё состояние. Правительство поддержать благородное начинание Валентина не захотело.
Зато работой Гаюи, которую уже называли «чудом века», заинтересовались иностранные державы. На гениального педагога обратил внимание и российский император Александр Первый. Ему захотелось создать в Петербурге школу, подобную парижской, и царь отправил Гаюи приглашение. Вместе с семьёй учёный прибыл в Петербург. Приезду предшествовали газетные статьи. Пресса трубила о том, что на невскую землю скоро ступит основатель первой в мире школы для слепых детей. Валентин был окрылён и уверен: его ждут. Увы, ждало горькое разочарование. Александр Первый, рассерженный на Наполеона, своего приглашения не подтвердил. Да и царский интерес к работе Гаюи угас. Поэтому ни квартиры, ни помещения для школы, ни учеников, ни педагогов, как загодя просил Валентин, по приезде он не увидел. Но Гаюи не привык сдаваться. Он снял жильё и дал объявление в газеты о наборе учеников. Первой откликнулась женщина, которая привела своего слепого сына, жившего при Смоленском монастыре. Там был дом для инвалидов, в котором обитало много незрячих детей. Вот только Гаюи об этом не сказали. Петербургские чиновники боялись конкуренции со стороны иностранца. И министерство просвещения прислало Гаюи письмо, в котором сообщало, что «в России нет слепых детей». К разочарованию чиновников Валентин и тут не сдался. Вместо детей он набрал взрослых, а школу разместил прямо в своей квартире. Гаюи обучал воспитанников грамоте, музыке и ремёслам. Ученики были бедными людьми. И Гаюи, несмотря на почти полное безденежье, кормил их обедами. Спустя год первый в России Институт для слепых признали власти. Гаюи предоставили особняк на Васильевском острове и разрешили набрать детей.
Несмотря на материальные трудности процесс обучения в Институте шёл полным ходом. Даже чиновники признавали, что: «слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, и разным ремёслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, типографскому делу». Одиннадцать лет Гаюи руководил Институтом. В 72 года учёный подал в отставку и уехал домой, награждённый «за ревностное усердие» всего лишь скромным орденом Владимира 4-ой степени.
Валентин Гаюи посвятил свою жизнь благородной цели: он доказал всему миру, что незрячие люди - не бесполезные существа, они могут успешно работать в самых разных областях. И лучшим доказательством этому стал памятник самому Гаюи. Гранитный монумент заказали благодарные ученики педагога – незрячие ремесленники и музыканты. А деньги они заработали своим трудом, счастье которого им когда-то подарил Валентин Гаюи.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница