
Фото: Marina Yalanska / Unsplash
— Наконец-то я тебя увидел!
— Простите, это вы мне?
— Нет-нет, извините! Просто вырвалось — мысли вслух. Дело в том, что я очень давно хотел увидеть эту картину. Можно сказать, ради неё прилетел в Иркутск из Москвы.
— Понимаю! «Нищая» кисти Ильи Ефимовича Репина — полотно знаменитое. Искусствоведы считают, что именно с него Репин начался как великий портретист. Историк русского искусства Игорь Грабарь говорил, что это лучшая из ранних работ художника. Недаром картину мечтала заполучить в свою коллекцию Третьяковская галерея.
— Да, я знаю эту историю! Взамен Третьяковка предлагала Иркутскому художественному музею репинский портрет писателя Льва Толстого и в придачу ещё несколько этюдов художника. Но сотрудники музея на уговоры не поддались.
— Не поддались! Теперь это наша, иркутская жемчужина.
— Она действительно необыкновенная. «Нищая» — это ведь всего лишь этюд, своего рода художественное упражнение живописца. Но какой! По своей внутренней силе он мощнее, чем некоторые до мелочей отточенные полотна.
— Согласен с вами! Слёзы на глаза наворачиваются, когда смотришь на эту маленькую девочку. Поношенный кафтанчик весь в заплатках. Лохматые, нечёсаные волосы, брови и даже ресницы выгорели на ярком солнце. Вероятно, она целый день вынуждена проводить под его палящими лучами — помогать отцу ловить рыбу. Видите, в натруженных совсем не по-детски руках у девочки — рыбацкая сеть. Кстати, второе название картины — «Девочка-рыбачка».
— Репин писал этот портрет с натуры. Лето 1874 года художник вместе с семьёй проводил в небольшом городке Вёль на юге Франции. Девочка на картине — местная жительница. По собственному признанию Репина, она до боли в сердце напомнила ему обездоленных детей его родины. Желая помочь, живописец дал девочке несколько монет. И попросил разрешения её нарисовать.
— Правда, Илья Ефимович потом жаловался, что это оказалось непросто. Девочка всё время вертелась, ей было трудно устоять на месте.
— Это свойственно всем детям! И всё же за короткое время художнику удалось уловить не просто внешнее сходство. Глядя на картину «Нищая», мы чувствуем внутреннее состояние девочки, улавливаем её мысли, чувства, переживания. Перед нами настоящий психологический портрет.
— Знаете, каждый раз, когда я смотрю на эту картину, думаю о том, какую необычную композицию выбрал художник. Девочка максимально приближена к переднему краю полотна. Живописец как будто хочет сказать: те, кому нужна помощь, рядом. Они — наши ближние.
— Это ощущение и меня не покидает!
— Илья Ефимович в детстве и сам знал нужду. Когда отца художника забрали в солдаты, некогда зажиточная семья Репиных обеднела. Живописец вспоминал, что в те времена черный хлеб с крупной серой солью был для него самым большим лакомством.
— А встав на ноги, художник помогал бедным. Ещё в молодости он принимал активное участие в деятельности Императорского Человеколюбивого общества. Одну из своих картин — удостоенное Золотой медали Академии художеств полотно «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх осуждённых» — художник продал на благотворительном аукционе. Деньги были переданы в пользу голодающих. Ну, а в своём имении «Пенаты» Репин каждую среду устраивал бесплатные обеды для бедняков. Он говорил, что добрые поступки делают людей добрее. Какая уж тут скупость!
— Неудивительно, что образ маленькой бедной девочки-рыбачки нашёл в душе художника такой живой отклик. Действительно, в этой картине остро чувствуется евангельский призыв помогать ближнему своему. Полотно Ильи Репина «Нищая» вдохновляет творить добро!
— Вы правы! И мне кажется, что этот необыкновенный портрет способен растопить даже самые чёрствые сердца.
Картину Ильи Репина «Нищая. Девочка-рыбачка» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов