
Фото: MJ Tangonan/Unsplash
Собственная независимая Православная Церковь появилась на территории Соединенных штатов Америки в 1970 году. Ее фактическим основателем стал представитель русской эмиграции священник Александр Шмеман. Отец Александр выступил инициатором переговоров с руководством Русской Церкви, в состав которой тогда входили американские православные приходы. Благодаря его позиции православные христиане Северной Америки получили от Патриарха Московского и всея Руси Алексия Первого благословение объединиться в самостоятельную Американскую Православную Церковь.
С момента своего возникновения Православная церковь в Америке поставила своей целью проповедовать Православное христианство всем жителям США и прочих стран североамериканского континента вне зависимости от их национальной принадлежности. Особое внимание было уделено малым народам Америки — индейцам и прочим коренным национальностям. В каком-то смысле это было данью истории. Ведь именно индейцы, алеуты и эскимосы стали первыми народностями Североамериканского континента, принявшими православное крещение от рук русских миссионеров.
Большим подспорьем в деле проповеди среди малых народов стало для Американской Церкви появление так называемых «индейских» икон. Почему индейских? Потому что на них Господь Иисус Христос, Богородица Мария и прочие святые изображены как представители индейской народности, носящие традиционные индейские костюмы и головные уборы. Среди индейских икон можно найти изображение события Преображения Христова, Его воскресения из мертвых, икону Богородицы Знамение и другие. Например, на иконе Преображения в индейском облике написан не только Христос, но и пророки Моисей и Илия, одетые в яркие индейские накидки и имеющие на головах пышные головные уборы из перьев.
Первые индейские иконы были написаны в середине 70-х годов. Их создателем стал католический священник Джон Джулиани, который до получения сана был профессиональным художником. Став священником, он решил написать для индейцев-христиан иконы, в основу которых положил традиционные византийские сюжеты. В то же время католический священник задумал придать Христу, Богородице и иным святым свойственный индейцам внешний облик. Успех индейских икон был велик. Через пару лет заказчиками Джулиани были не только католические храмы, но и православные приходы.
Индейцам-христианам очень понравилась идея художника. Они с удовольствием стали помещать необычные иконы у себя дома. Индейские иконные образы появились в тех православных храмах Америки, где значительную часть прихожан составляют индейцы.
Православные индейцы ясно понимают, что, конечно же, Господь Иисус Христос не был индейцем, а по человечеству Своему принадлежал к еврейскому народу, но с другой стороны видеть Христа, изображенного как индейца, для них очень приятно. Это также подчеркивает, что Православное христианство преодолевает межнациональные границы и любой человек может прийти к Богу — вне зависимости, к какой расе или национальности он принадлежит.
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







