Сюжет Воздвижения Креста Господня очень популярен в иконографии и легко узнаваем. При этом у него есть одна особенность: на иконах, посвящённых одному и тому же празднику могут быть изображены два разных события.
На одних образах священник или епископ держит в руках распятие. Его окружает множество народа, в числе которых по одежде и царским регалиям можно узнать императора и императрицу. На других иконах изображено богослужение, в центре композиции на возвышении стоит епископ, который поднимает высоко над головой небольшой лёгкий Крест, украшенный ветвями и цветами.
Дело в том, что под «Крестовоздвижением» могут пониматься разные исторические события. А различия в композиций икон объясняются тем, на каком из них хотел сделать акцент иконописец.
Первое произошло в триста двадцать шестом году. Император Константин Великий, сочувствовавший христианам, попросил свою мать, императрицу Елену, отправиться в Святую Землю, чтобы найти свидетельства евангельских событий. Экспедиции удалось обнаружить Крест Спасителя, а также место Распятия и Погребения Христа. Вокруг собралось множество народа, стремившегося поклониться святыне. И тогда Макарий, епископ Иерусалимский, поднял, то есть воздвиг Истинное Древо, чтобы Крест Господень был виден всем.
Сам император Константин не присутствовал в Иерусалиме в эти дни, но его очень часто изображают на иконах Крестовоздвижения. Так Церковь показывает, что прославление Креста Господня было бы невозможным без веры и участия равноапостольного императора.
Второй сюжет напоминает о традиции, зародившейся в Византийской империи и чаще встречается в византийской книжной миниатюре. К десятому веку Крестовоздвижение стало одним из самых почитаемых праздников года, после Пасхи и Богоявления. В этот день на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась драгоценная реликвия — часть Животворящего Древа. Патриарх Константинопольский поднимал её над всеми верующими в знак благословения. Так византийцы вспоминали и чтили события обретения Креста. Чин воздвижения Креста совершается в православных храмах и в наши дни.
Приблизительно с шестнадцатого века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения. Крест, который держит епископ, превышает человеческий рост. Святитель уже не поднимает распятие, а держит его перед собой. Так иконописцы подчёркивали, что это Истинное Древо Креста, а на иконах изображено именно происходившее в Иерусалиме.
В Московском государстве семнадцатого века встречались и такие иконы Крестовоздвижения, на которых рядом с равноапостольными Константином и Еленой изображались русские царь и патриарх. Дело в том, что в особой реальности Церковного богослужения и евангельские события, и явление Честного Креста происходят «здесь и сейчас». Церковь приглашает всех верующих стать очевидцами и Крестных страданий Спасителя, и Его Воскресения, и обретения Животворящего Креста. Кроме того, эта деталь подчеркивала духовное единство и преемственность Рима Древнего, Рима Нового — Константинополя и Третьего Рима — молодого Московского государства.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди