Сюжет Воздвижения Креста Господня очень популярен в иконографии и легко узнаваем. При этом у него есть одна особенность: на иконах, посвящённых одному и тому же празднику могут быть изображены два разных события.
На одних образах священник или епископ держит в руках распятие. Его окружает множество народа, в числе которых по одежде и царским регалиям можно узнать императора и императрицу. На других иконах изображено богослужение, в центре композиции на возвышении стоит епископ, который поднимает высоко над головой небольшой лёгкий Крест, украшенный ветвями и цветами.
Дело в том, что под «Крестовоздвижением» могут пониматься разные исторические события. А различия в композиций икон объясняются тем, на каком из них хотел сделать акцент иконописец.
Первое произошло в триста двадцать шестом году. Император Константин Великий, сочувствовавший христианам, попросил свою мать, императрицу Елену, отправиться в Святую Землю, чтобы найти свидетельства евангельских событий. Экспедиции удалось обнаружить Крест Спасителя, а также место Распятия и Погребения Христа. Вокруг собралось множество народа, стремившегося поклониться святыне. И тогда Макарий, епископ Иерусалимский, поднял, то есть воздвиг Истинное Древо, чтобы Крест Господень был виден всем.
Сам император Константин не присутствовал в Иерусалиме в эти дни, но его очень часто изображают на иконах Крестовоздвижения. Так Церковь показывает, что прославление Креста Господня было бы невозможным без веры и участия равноапостольного императора.
Второй сюжет напоминает о традиции, зародившейся в Византийской империи и чаще встречается в византийской книжной миниатюре. К десятому веку Крестовоздвижение стало одним из самых почитаемых праздников года, после Пасхи и Богоявления. В этот день на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась драгоценная реликвия — часть Животворящего Древа. Патриарх Константинопольский поднимал её над всеми верующими в знак благословения. Так византийцы вспоминали и чтили события обретения Креста. Чин воздвижения Креста совершается в православных храмах и в наши дни.
Приблизительно с шестнадцатого века распространяется особый вариант иконографии Крестовоздвижения. Крест, который держит епископ, превышает человеческий рост. Святитель уже не поднимает распятие, а держит его перед собой. Так иконописцы подчёркивали, что это Истинное Древо Креста, а на иконах изображено именно происходившее в Иерусалиме.
В Московском государстве семнадцатого века встречались и такие иконы Крестовоздвижения, на которых рядом с равноапостольными Константином и Еленой изображались русские царь и патриарх. Дело в том, что в особой реальности Церковного богослужения и евангельские события, и явление Честного Креста происходят «здесь и сейчас». Церковь приглашает всех верующих стать очевидцами и Крестных страданий Спасителя, и Его Воскресения, и обретения Животворящего Креста. Кроме того, эта деталь подчеркивала духовное единство и преемственность Рима Древнего, Рима Нового — Константинополя и Третьего Рима — молодого Московского государства.
Белые платочки. Анна Леонтьева
Рассказывали друг другу о «белых платочках» — женщинах, которые через годы безбожия пронесли христианскую веру. О том, как это было нелегко и порою опасно. Моя подруга, теперь матушка, то есть жена священника, рассказала удивительную историю о своей сестре, Галине.
Матушка с сестрой родились в семье неверующей, с суровым отцом — офицером военно-морского флота. Галина, старшая сестра, восприняла веру от своей прабабушки и бабушки. Прабабушка была раскулаченная, обедневшая дворянка, и вера ее была — как выразилась очень точно матушка — обоснованной. То есть, подкрепленной знанием Священного Писания и истории.
Мне понравилось это слово! Галина тоже обрела именно такую, «обоснованную», веру, глубоко изучала историю, богословие. Поэтому могла говорить с людьми неверующими убедительно, многих обращала, иных вытаскивала из сект. Когда домой к ней приходили комсомольцы из института — с заданием вернуть девушку на путь истинный — то, посидев и поговорив с ней в коридоре, уходили обескураженные. Не находили аргументов.
Однажды Галя пошла выручать подругу из секты кришнаитов, и главный кришнаит долго разговаривал с ней, а после сказал так: «К нам в гости пришло православие!». Большое уважение чувствуется в этой фразе. Жертву секты отпустили.
А вот отец не принимал ничего православного, наказывал Галю за походы в церковь, поэтому будущая матушка и ее старшая сестра ходили в церковь тайно. После каждого причастия сестра старалась устроить младшей маленький праздник: погулять по парку в Москве, купить мороженое или воздушный шарик. Все это очень запомнилось будущей матушке, навсегда легло в душу, проросло живой горячей верой.
Отец говорил старшей дочери: «Покажи мне своего Бога — тогда и поверю!». Галя взяла очень мудрую тактику: рассказывала семье об истории монастырей, об их святых. Рассказы были такими захватывающими, что отец начал иногда ездить в монастыри, проверять информацию. Однажды он отправился — на экскурсию разумеется — в Киево-Печерскую Лавру. И впоследствии рассказывал вот что.
Шел он в темноте по пещерам Лавры, под темными сводами, а впереди него шла верующая женщина со свечой и прикладывалась к святыням. Отца же очень заинтересовали мощи одного святого монаха, которому было уже триста лет. Руки монаха были открыты, и видно было, что они нетленны. Отец именно этими руками заинтересовался, внимательно начал их рассматривать. И тут — по его словам — ему вдруг пришла яркая, ослепляющая мысль: «А может Бог и правда есть?». И следом за ней — другая: «Да просто наверное тут особый климат в этих пещерах, вот и сохраняется все!». С этими мыслями он догнал идущую впереди верующую женщину и начал ее расспрашивать. Много проговорили они о чудесах и подвигах подвизавшихся тут монахов, и уехал в Москву отец-офицер очень крепко задумавшись. И чудо постепенно подействовало: отец осознанно принял православие, и ушел из жизни уже твердо верующим человеком.
Еще очень запомнился рассказ матушки о том, как совсем маленькой ей и ее сестре разрешили ночевать в Троице Сергиевой Лавре, прямо на ковре, недалеко от раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Галина накрыла ее большим цветастым платком, и девочка заснула, а проснулась очень рано: монах тянулся над ней к лампаде, чтобы ее зажечь. «Этот монах в свете свечей показался мне огромным, под самый купол храма!» — улыбается матушка.
Сколько мужества, мудрости, терпения и любви в этих непридуманных, тонких рассказах! Обоснованная вера — спасибо за прекрасное слово, матушка! Нам всем есть к чему стремиться, ведь эти наши «белые платочки» донесли и передали свою веру нам. Живую, живую веру!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.