
Двенадцатый век в истории России был омрачён чередой междоусобных противостояний. В 1170 году к стенам Великого Новгорода подступили объединённые войска владимирского, смоленского, рязанского и полоцкого князей. Командовал мощной армией суздальский княжич Мстислав, сын Андрея Боголюбского. Силы были неравными, и новгородцам оставалось уповать на помощь Божию. Все храмы в городе были открыты, и молитвенное пение в них смешивалось с народным плачем.
В третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн повелел вынести из церкви Преображения икону Богородицы. Это был образ, написанный в древней иконографической традиции Оранта, что означает Молящаяся. Пречистая Дева представлена на нём с молитвенно воздетыми руками. Сын Божий изображён у Неё на груди на фоне сияющей сферы. В левой руке Он держит свиток, символизирующий Благую весть, а правой благословляет верующих.
По указанию владыки Иоанна новгородцы укрепили икону Божией Матери на крепостной стене. Одна из вражеских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной, и из Её глаз потекли слёзы. В это время нападавшие словно лишились разума — они обратились в бегство.
Так открылось участие Царицы Небесной в жизни тех, кто с надеждой и упованием обращается к Ней за помощью. В память о чуде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Божией Матери. Икону Богородицы, источавшую слёзы на крепостной стене Новгорода, так и стали называть — Знамение. В середине четырнадцатого века в честь неё в городе освятили церковь. В конце семнадцатого столетия этот храм обветшал, и на его месте возвели Знаменский собор. Туда приезжали паломники со всей Руси, чтобы почтить образ Небесной Заступницы.
После революции 1917 года древняя икона Знамение оставалась в новгородском соборе, ей посвящённом. Вот только богослужений там уже не совершалось. Храм стал музеем. В этом статусе он пребывает и сейчас.
А чудотворную реликвию вернули Православной церкви в 1991 году. Сегодня помолиться перед ней можно в новгородском соборе Святой Софии.
Все выпуски программы Небесная Заступница
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема