Внучка архиепископа Серафима (Чичагова) — Варвара Васильевна Чёрная — с детства тянулась к вере и науке.
После Октябрьского переворота Варвара вместе с мамой и младшей сестрой поселились в Александровском монастыре близ города Калязина. Окончив школу, она поступила на вечернее отделение Московского института тонких химических технологий. После блестящей защиты диплома Варвара устроилась работать на московский завод «Каучук» технологом-резинщиком. В 1960 году Варвару Васильевну в качестве одного из главных экспертов привлекли к созданию скафандра для космонавта № 1. В рамках данной работы Чёрная сконструировала специальные элементы, благодаря которым скафандр мог быть подвижным. За это Варвара Васильевна получила Государственную премию и звание Заслуженного деятеля науки и техники. В 1994 году Чёрная приняла монашеский постриг и была назначена настоятельницей Новодевичьего монастыря. Отошла к Господу игумения Серафима в 1999 году.
Что говорила о своём отношении к Господу матушка Серафима?

В конце восьмидесятых годов ХХ века в московском храме Илии Пророка в Обыденском переулке за свечным ящиком можно было увидеть пожилую женщину. Её морщинистое, светлое, улыбчивое лицо запоминалось каждому, кто приходил в храм. А таких становилось всё больше и больше. Советская антирелигиозная пропаганда теряла своё влияние, люди тянулись к Богу. Многие приходили в церковь впервые в жизни. Приветливая женщина за свечным ящиком всегда помогала: если было необходимо, что-то подсказывала, доброжелательно отвечала на вопросы. Люди, которым довелось общаться с нею в те годы, наверное, здорово бы удивились, узнав, что добрая «церковная старушка» — никто иной, как выдающийся советский химик, учёный с мировым именем, кандидат химических наук и доктор технических наук, лауреат Государственной премии Варвара Васильевна Чёрная.
Вера и наука в её жизни всегда шли рядом. Сколько себя помнила, Варвара верила в Бога. «Господь всегда был в моём сердце», — говорила она. Внучке архиепископа Серафима Чичагова, Варе, было три года, когда она вместе с мамой и младшей сестрой сразу после Октябрьского переворота по совету деда поселилась в Александровском монастыре близ города Калязина. Новая власть организовала в обители трудовую сельскохозяйственную артель, но храмы какое-то время оставались открытыми, в них шли богослужения. «Мне нравилось вставать в 6 утра и бежать в монастырскую церковь, нравились церковные службы, молитвы, песнопения», — вспоминала Варвара Васильевна. Она признавалась, что монастырский образ жизни стал ей близок с детских лет.
А вот химия ворвалась в её жизнь внезапно. Когда Варвара перешла в девятый класс, школу, где она училась, преобразовали в нефтехимический техникум. Два года углублённого изучения основного предмета сделали своё дело — химия Варю увлекла. После школы она поступила на вечернее отделение Московского института тонких химических технологий. После блестящей защиты диплома устроилась работать на московский завод «Каучук» технологом-резинщиком. И вдруг — война... В 1941 году завод эвакуировали на Урал. Поставили задачу: в кратчайшие сроки наладить производство резиновых деталей для танков и авиации. Но где взять сырьё?! В условиях войны привезти натуральный каучук из Индии не представлялось возможным. Нужно было срочно искать какой-то выход. Так Варвара Васильевна возглавила научную группу по разработке синтетической резины — латекса. «Мне удалось внести в решение этой важной задачи свой скромный вклад и по мере сил послужить Родине», — говорила Варвара Чёрная. Свои заслуги она действительно оценивала крайне скромно.
На деле же разработанная Варварой Васильевной уникальная технология получения особо мягкой резины стала новейшим словом в химической промышленности. По сей день она широко используется, например, в медицине — для изготовления искусственных сердечных клапанов.
Любопытно, что эти разработки помогли полететь в космос Юрию Гагарину! В 1960 году Варвару Васильевну в качестве одного из главных экспертов привлекли к созданию скафандра для космонавта № 1. Чёрная сконструировала специальные резиновые элементы — сочленения, благодаря которым скафандр стал подвижным: в нём космонавт мог сгибать руки и ноги, поворачивать голову. Это изобретение принесло Варваре Васильевне Государственную премию и звание Заслуженного деятеля науки и техники.
...Но дороже всех почётных званий было для неё скромное место свечницы в московском храме Илии Пророка. Вера и церковь никогда не исчезали из жизни Варвары Чёрной. А в 1994 году она приняла монашеский постриг и была назначена настоятельницей Новодевичьего монастыря. На Международной конференции по исследованиям каучука и резины, которая прошла в Москве через несколько дней после этих событий, Варвара Васильевна Чёрная — теперь игумения Серафима — выступала с докладом уже в монашеском одеянии. Когда в 1999 году матушка отошла к Господу, проститься с ней пришли и духовные лица, и известные учёные, и даже космонавты. И просто люди, которые не забыли, как однажды впервые переступили порог храма, и старушка у свечного ящика одарила их своей светлой лучезарной улыбкой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер