
В конце восьмидесятых годов ХХ века в московском храме Илии Пророка в Обыденском переулке за свечным ящиком можно было увидеть пожилую женщину. Её морщинистое светлое, улыбчивое лицо запоминалось каждому, кто приходил в храм. А таких становилось всё больше и больше. Советская антирелигиозная пропаганда теряла своё влияние; люди тянулись к Богу. Многие приходили в церковь впервые в жизни. Приветливая женщина за свечным ящиком всегда помогала: если было необходимо, что-то подсказывала, доброжелательно отвечала на вопросы. Люди, которым довелось общаться с нею в те годы, наверное, здорово бы удивились, узнав, что добрая «церковная старушка» — никто иная, как выдающийся советский химик, учёный с мировым именем, кандидат химических и доктор технических наук, лауреат Государственной премии Варвара Васильевна Чёрная.
Вера и наука в её жизни всегда шли рядом. Сколько себя помнила, Варвара верила в Бога. «Господь всегда был в моём сердце», — говорила она. Внучке архиепископа Серафима Чичагова, Варе, было три года, когда она вместе с мамой и младшей сестрой сразу после Октябрьского переворота, по совету деда, поселилась в Александровском монастыре близ города Калязина. Новая власть организовала в обители трудовую сельскохозяйственную артель, но храмы какое-то время оставались открытыми, в них шли богослужения. «Мне нравилось вставать в 6 утра и бежать в монастырскую церковь, нравились церковные службы, молитвы, песнопения», — вспоминала Варвара Васильевна. Она признавалась, что монастырский образ жизни стал ей близок с детских лет.
А вот химия ворвалась в её жизнь внезапно. Когда Варвара перешла в девятый класс, школу, где она училась, преобразовали в нефтехимический техникум. Два года углублённого изучения основного предмета сделали своё дело — химия Варю увлекла. После школы она поступила на вечернее отделение Московского института тонких химических технологий. После блестящей защиты диплома устроилась работать на московский завод «Каучук» — технологом-резинщиком. И вдруг — война... В 1941-м завод эвакуировали на Урал. Поставили задачу: в кратчайшие сроки наладить производство резиновых деталей для танков и авиации. Но где взять сырьё?! В условиях войны привезти натуральный каучук из Индии не представлялось возможным. Нужно было срочно искать какой-то выход. Так Варвара Васильевна возглавила научную группу по разработке синтетической резины — латекса. «Мне удалось внести в решение этой важной задачи свой скромный вклад и по мере сил послужить Родине», — говорила Варвара Чёрная. Свои заслуги она, действительно, оценивала крайне скромно. На деле же разработанная Варварой Васильевной уникальная технология получения особо мягкой резины стала новейшим словом в химической промышленности. По сей день она широко используется, например, в медицине — для изготовления искусственных сердечных клапанов.
Любопытно, что эти разработки помогли полететь в космос Юрию Гагарину! В 1960-м году Варвару Васильевну в качестве одного из главных экспертов привлекли к созданию скафандра для Космонавта № 1. Чёрная сконструировала специальные резиновые элементы — сочленения, благодаря которым скафандр стал подвижным: в нём космонавт мог сгибать руки и ноги, поворачивать голову. Это изобретение принесло Варваре Васильевне Государственную премию и звание Заслуженного деятеля науки и техники.
...Но дороже всех почётных званий было для неё скромное место свечницы в московском храме Илии Пророка. Вера и церковь никогда не исчезали из жизни Варвары Чёрной. А в 1994 году она приняла монашеский постриг и была назначена настоятельницей Новодевичьего монастыря. На Международной конференции по исследованиям каучука и резины, которая прошла в Москве через несколько дней после этих событий, Варвара Васильевна Чёрная — теперь игуменья Серафима — выступала с докладом уже в монашеском одеянии. Когда в 1999 году матушка отошла ко Господу, проститься с нею пришли и духовные лица, и известные учёные, и даже космонавты. И просто люди, которые не забыли, как однажды впервые переступили порог храма, и старушка у свечного ящика одарила их своей светлой лучезарной улыбкой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.