
В конце восьмидесятых годов ХХ века в московском храме Илии Пророка в Обыденском переулке за свечным ящиком можно было увидеть пожилую женщину. Её морщинистое светлое, улыбчивое лицо запоминалось каждому, кто приходил в храм. А таких становилось всё больше и больше. Советская антирелигиозная пропаганда теряла своё влияние; люди тянулись к Богу. Многие приходили в церковь впервые в жизни. Приветливая женщина за свечным ящиком всегда помогала: если было необходимо, что-то подсказывала, доброжелательно отвечала на вопросы. Люди, которым довелось общаться с нею в те годы, наверное, здорово бы удивились, узнав, что добрая «церковная старушка» — никто иная, как выдающийся советский химик, учёный с мировым именем, кандидат химических и доктор технических наук, лауреат Государственной премии Варвара Васильевна Чёрная.
Вера и наука в её жизни всегда шли рядом. Сколько себя помнила, Варвара верила в Бога. «Господь всегда был в моём сердце», — говорила она. Внучке архиепископа Серафима Чичагова, Варе, было три года, когда она вместе с мамой и младшей сестрой сразу после Октябрьского переворота, по совету деда, поселилась в Александровском монастыре близ города Калязина. Новая власть организовала в обители трудовую сельскохозяйственную артель, но храмы какое-то время оставались открытыми, в них шли богослужения. «Мне нравилось вставать в 6 утра и бежать в монастырскую церковь, нравились церковные службы, молитвы, песнопения», — вспоминала Варвара Васильевна. Она признавалась, что монастырский образ жизни стал ей близок с детских лет.
А вот химия ворвалась в её жизнь внезапно. Когда Варвара перешла в девятый класс, школу, где она училась, преобразовали в нефтехимический техникум. Два года углублённого изучения основного предмета сделали своё дело — химия Варю увлекла. После школы она поступила на вечернее отделение Московского института тонких химических технологий. После блестящей защиты диплома устроилась работать на московский завод «Каучук» — технологом-резинщиком. И вдруг — война... В 1941-м завод эвакуировали на Урал. Поставили задачу: в кратчайшие сроки наладить производство резиновых деталей для танков и авиации. Но где взять сырьё?! В условиях войны привезти натуральный каучук из Индии не представлялось возможным. Нужно было срочно искать какой-то выход. Так Варвара Васильевна возглавила научную группу по разработке синтетической резины — латекса. «Мне удалось внести в решение этой важной задачи свой скромный вклад и по мере сил послужить Родине», — говорила Варвара Чёрная. Свои заслуги она, действительно, оценивала крайне скромно. На деле же разработанная Варварой Васильевной уникальная технология получения особо мягкой резины стала новейшим словом в химической промышленности. По сей день она широко используется, например, в медицине — для изготовления искусственных сердечных клапанов.
Любопытно, что эти разработки помогли полететь в космос Юрию Гагарину! В 1960-м году Варвару Васильевну в качестве одного из главных экспертов привлекли к созданию скафандра для Космонавта № 1. Чёрная сконструировала специальные резиновые элементы — сочленения, благодаря которым скафандр стал подвижным: в нём космонавт мог сгибать руки и ноги, поворачивать голову. Это изобретение принесло Варваре Васильевне Государственную премию и звание Заслуженного деятеля науки и техники.
...Но дороже всех почётных званий было для неё скромное место свечницы в московском храме Илии Пророка. Вера и церковь никогда не исчезали из жизни Варвары Чёрной. А в 1994 году она приняла монашеский постриг и была назначена настоятельницей Новодевичьего монастыря. На Международной конференции по исследованиям каучука и резины, которая прошла в Москве через несколько дней после этих событий, Варвара Васильевна Чёрная — теперь игуменья Серафима — выступала с докладом уже в монашеском одеянии. Когда в 1999 году матушка отошла ко Господу, проститься с нею пришли и духовные лица, и известные учёные, и даже космонавты. И просто люди, которые не забыли, как однажды впервые переступили порог храма, и старушка у свечного ящика одарила их своей светлой лучезарной улыбкой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема