— Эта.
— Зорро?
— Нет.
— Космонавт?
— Вот эта!
— Этого господина?
— Да!
— Но это невозможно.
— Почему?
— Ну, потому что это господин, живой. Мы не можем подарить господина.
— Почему?
— Пойдём отсюда, здесь столько чудесных игрушек, выбирай любую.
— Я хочу вот это!
Эрик Рамбаль-Коше, маленький сын миллионера, владельца «заводов, газет, пароходов», пришёл в магазин выбирать новую игрушку. Отец сказал ему, что он может взять всё, что только захочет. Но самые прекрасные и дорогие куклы и машинки мальчика совсем не заинтересовали. Его внимание привлёк... живой человек, журналист по имени Франсуа Перрен. Он только что устроился стажёром в газету и приехал в магазин игрушек делать свой первый репортаж. А вместо этого попал в очень странную историю. Сегодня поговорим о классике французского кинематографа — картине «Игрушка» 1976-го года. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Фильм снял режиссёр Франсис Вебер. Это была его дебютная работа. Критики тогда более, чем прохладно отнеслись к ленте. Она не получила ни одного фестивального приза, хоть и выдвигалась на престижную кинопремию «Сезар» сразу в трёх номинациях. Зато снискала высшую награду — народную любовь, которая вот уже несколько десятилетий заставляет зрителей снова и снова пересматривать эту нестареющую картину. В чём же её секрет? Может быть, в том, что говорит она о вещах, близких каждому из нас — о милосердии, сострадании, готовности прощать. И о том, что доброта и неравнодушие способны творить настоящие чудеса и преображать людей.
Но вернёмся к сюжету. Итак, избалованный сынок магната захотел в качестве новой игрушки получить... журналиста Франсуа Перрена, которого сыграл знаменитый французский комик Пьер Ришар. В другой ситуации мужчина просто посмеялся бы и ушёл восвояси. Но вот незадача: газета, в которой увязший в долгах Перрен рассчитывал устроиться на постоянную должность, принадлежала отцу мальчика, месье Пьеру Рамбалю-Коше. Как, впрочем, и магазин игрушек. Директор которого намекнул Перрену, что, если он не согласится на эту авантюру, оба они останутся без работы. Поэтому Франсуа... упаковали в деревянный ящик и отправили в особняк миллионера. Теперь он должен кататься с Эриком по дому на электронном автомобиле, носить пижаму с «мультяшными» героями и участвовать во всех играх эгоистичного мальчишки, который не забывает при каждом удобном случае напоминать бедняге Перрену: «Ты — моя собственность. Должен делать то, что я скажу».
Впрочем, таким ли уж эгоистичным был маленький Эрик Рамбаль-Коше? А может быть, у него перед глазами просто не было иных примеров, кроме собственного отца, который считал, что всё в этом мире можно купить за деньги? После нескольких дней пребывания Перрена в доме миллионера на правах «игрушки» его сына Эрика, история неожиданно получает новое развитие. В какой-то момент Франсуа решает положить конец происходящему абсурду и уходит из особняка. Но той же ночью в его дверь стучит главный редактор газеты. Оказывается, Рамбаль-Коше старший поставил ему условие: или он уговаривает своего подчинённого вернуться, или сам лишается работы. Но главное, редактор приоткрывает Перрену глубинные причины поведения Эрика. Оказывается, они кроются не столько в избалованности мальчика, сколько в его безмерном одиночестве. Дорогими подарками и исполнениями любых капризов отец-миллионер лишь откупается от сына, не давая ему настоящей отцовской заботы и внимания.
— Мне очень неловко, что я вас беспокою. Но президент Рамбаль-Коше просил меня повидать вас. Он хочет, чтобы вы вернулись — именно это он просил передать. Он вас ждёт.
— Скажите ему, что он уродует своего сына. Доброй ночи.
— Бедный ребёнок...
— Это он бедный?
— Он ребёнок от первого брака. Живёт у отца только месяц в году. Через неделю мальчик возвращается к матери. Может быть, вы могли бы уступить? Всего неделя...
Согласится ли Перрен на продолжение необычного эксперимента? Сможет ли достучаться до сердца мальчишки, а главное — его отца? Об этом нам расскажет фильм Франсиса Вебера «Игрушка». Кстати, Пьер Ришар называл роль в этой картине своей любимой. Несмотря на определённую комичность образа, он наполнил этого героя проникновенностью и драматизмом. В картине, безусловно, присутствуют разные смысловые подтексты — например социальный, отражающий ситуацию с безработицей во Франции 70-х годов ХХ века. Но главная её суть, по-моему, в том, что настоящее богатство — это любовь и доброе сердце, способное сострадать.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова