
«Игрушка», студия Andrea Films, EFVE, Fideline Films, Renn Productions, режиссёр Франсис Вебер
— Эта.
— Зорро?
— Нет.
— Космонавт?
— Вот эта!
— Этого господина?
— Да!
— Но это невозможно.
— Почему?
— Ну, потому что это господин, живой. Мы не можем подарить господина.
— Почему?
— Пойдём отсюда, здесь столько чудесных игрушек, выбирай любую.
— Я хочу вот это!
Эрик Рамбаль-Коше, маленький сын миллионера, владельца «заводов, газет, пароходов», пришёл в магазин выбирать новую игрушку. Отец сказал ему, что он может взять всё, что только захочет. Но самые прекрасные и дорогие куклы и машинки мальчика совсем не заинтересовали. Его внимание привлёк... живой человек, журналист по имени Франсуа Перрен. Он только что устроился стажёром в газету и приехал в магазин игрушек делать свой первый репортаж. А вместо этого попал в очень странную историю. Сегодня поговорим о классике французского кинематографа — картине «Игрушка» 1976-го года. Фрагмент из неё прозвучал в начале нашей программы.
Фильм снял режиссёр Франсис Вебер. Это была его дебютная работа. Критики тогда более, чем прохладно отнеслись к ленте. Она не получила ни одного фестивального приза, хоть и выдвигалась на престижную кинопремию «Сезар» сразу в трёх номинациях. Зато снискала высшую награду — народную любовь, которая вот уже несколько десятилетий заставляет зрителей снова и снова пересматривать эту нестареющую картину. В чём же её секрет? Может быть, в том, что говорит она о вещах, близких каждому из нас — о милосердии, сострадании, готовности прощать. И о том, что доброта и неравнодушие способны творить настоящие чудеса и преображать людей.
Но вернёмся к сюжету. Итак, избалованный сынок магната захотел в качестве новой игрушки получить... журналиста Франсуа Перрена, которого сыграл знаменитый французский комик Пьер Ришар. В другой ситуации мужчина просто посмеялся бы и ушёл восвояси. Но вот незадача: газета, в которой увязший в долгах Перрен рассчитывал устроиться на постоянную должность, принадлежала отцу мальчика, месье Пьеру Рамбалю-Коше. Как, впрочем, и магазин игрушек. Директор которого намекнул Перрену, что, если он не согласится на эту авантюру, оба они останутся без работы. Поэтому Франсуа... упаковали в деревянный ящик и отправили в особняк миллионера. Теперь он должен кататься с Эриком по дому на электронном автомобиле, носить пижаму с «мультяшными» героями и участвовать во всех играх эгоистичного мальчишки, который не забывает при каждом удобном случае напоминать бедняге Перрену: «Ты — моя собственность. Должен делать то, что я скажу».
Впрочем, таким ли уж эгоистичным был маленький Эрик Рамбаль-Коше? А может быть, у него перед глазами просто не было иных примеров, кроме собственного отца, который считал, что всё в этом мире можно купить за деньги? После нескольких дней пребывания Перрена в доме миллионера на правах «игрушки» его сына Эрика, история неожиданно получает новое развитие. В какой-то момент Франсуа решает положить конец происходящему абсурду и уходит из особняка. Но той же ночью в его дверь стучит главный редактор газеты. Оказывается, Рамбаль-Коше старший поставил ему условие: или он уговаривает своего подчинённого вернуться, или сам лишается работы. Но главное, редактор приоткрывает Перрену глубинные причины поведения Эрика. Оказывается, они кроются не столько в избалованности мальчика, сколько в его безмерном одиночестве. Дорогими подарками и исполнениями любых капризов отец-миллионер лишь откупается от сына, не давая ему настоящей отцовской заботы и внимания.
— Мне очень неловко, что я вас беспокою. Но президент Рамбаль-Коше просил меня повидать вас. Он хочет, чтобы вы вернулись — именно это он просил передать. Он вас ждёт.
— Скажите ему, что он уродует своего сына. Доброй ночи.
— Бедный ребёнок...
— Это он бедный?
— Он ребёнок от первого брака. Живёт у отца только месяц в году. Через неделю мальчик возвращается к матери. Может быть, вы могли бы уступить? Всего неделя...
Согласится ли Перрен на продолжение необычного эксперимента? Сможет ли достучаться до сердца мальчишки, а главное — его отца? Об этом нам расскажет фильм Франсиса Вебера «Игрушка». Кстати, Пьер Ришар называл роль в этой картине своей любимой. Несмотря на определённую комичность образа, он наполнил этого героя проникновенностью и драматизмом. В картине, безусловно, присутствуют разные смысловые подтексты — например социальный, отражающий ситуацию с безработицей во Франции 70-х годов ХХ века. Но главная её суть, по-моему, в том, что настоящее богатство — это любовь и доброе сердце, способное сострадать.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема