Среди всех заграничных представительств Русской православной церкви самой первой появилась Духовная миссия в Китае. Официально деятельность миссионеров из России началась в Поднебесной во времена Петра Великого. В Указе об учреждении Пекинской миссии подчёркивалась необходимость изучения российскими подданными языков, обычаев и культуры Китая для успешной проповеди православия среди местного населения.
Русская духовная миссия в Пекине изначально должна была стать и центром исследовательской работы и духовной жизни. Но прошло три десятилетия с момента основания миссии, а научная и катехизаторская работа православного духовенства в Китае не имела больших успехов.
Впервые критически взглянул на деятельность Русской духовной миссии в Пекине и предложил новые пути проповеди среди китайцев иеромонах Феодосий (Сморжевский).
Отцу Феодосию не было еще и тридцати лет, когда он отправился в Китай. Среди членов Четвертой Пекинской миссии Феодосий выделялся своей особой образованностью. По происхождению поляк, первоначальное образование он получил во Львове у иезуитов. Затем окончил Киевскую духовную академию, где был оставлен для преподавания. Интересно, что отец Феодосий не хотел ехать в Китай и обращался в Священный Синод с просьбой уволить его от такой обязанности, ссылаясь на возраст и недостаточность образования. Но на эту просьбу последовало решение: «произвести в иеромонахи» и «отправить в Пекин несомненно».
Иеромонаху Феодосию принадлежит честь быть первым историографом Пекинской Духовной миссии. Он предпринял попытку не только описать деятельность православного духовенства в Китае, но также провел глубокий анализ методов, которыми пользовались как православные миссионеры, так и католики-иезуиты. «История Российской Пекинской миссии и всех бывших там наших миссионеров» была составлена отцом Феодосием очень критично. Он писал о проблеме языкового барьера. Все общение русских священников с китайцами велось тогда исключительно через посредников и то на латинском языке. По мнению отца Феодосия, неудачи его предшественников были вызваны неспособностью или нежеланием изучать китайский язык. В свое время известный востоковед Тимковский так отозвался об этом сочинении: «Записки отца Сморжевского во многих отношениях любопытные, доказывают труды и остроумие сего черноризца».
Стоит отметить, что отец Феодосий не только указывал на негативные стороны и неудачи, но и пытался найти новые возможности для более успешной миссионерской работы в Китае. За годы работы в Пекине он проанализировал не только деятельность русского духовенства, но и католических проповедников-иезуитов. В итоге отец Феодосий составил «Руководство к лучшему успеху миссии», извлечения из которого регулярно присылал в Россию под заглавиями: «Можно ли в Китае проповедовать и как», «Какие порядки должны быть в миссии».
Многие предложения отца Феодосия были приняты Священным Синодом. Так, например, для лучшего обучения русских миссионеров китайскому языку были наняты иезуиты и китайцы, была поставлена задача составить новые словари и сборник правил китайского языка. В итоге участникам Четвертой Пекинской миссии удалось достичь успеха в изучении китайского языка.
Благодаря трудам отца Феодосия (Сморжевского) быстрое усвоение разговорного китайского членами духовной миссии было настолько очевидным, что это дало основание Священному Синоду разрешить пекинскому духовенству принимать православных людей на исповедь. Так начался новый этап миссионерской деятельности в Поднебесной. А архимандрит Феодосий (Сморжевский) стал одним из первых российских миссионеров, который смог обратиться с православной проповедью к китайцам на их родном языке.
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Протоиерей Алексий Ботвинников
Гостем программы «Делатели» был руководитель приюта для бездомных в селе Хреновое в Воронежской области протоиерей Алексий Ботвинников.
Наш гость рассказал, как от кормления бездомных он пришел к созданию приюта для них, где уделяется внимание не только физическому здоровью подопечных, но также происходит и их духовное окормление. Отец Алексий поделился различными историями тех, кто оказался без крыши над головой: как они попадали в приют, с какими сложностями могли там столкнуться, как проходит жизнь подопечного в стенах приюта.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели