Среди всех заграничных представительств Русской православной церкви самой первой появилась Духовная миссия в Китае. Официально деятельность миссионеров из России началась в Поднебесной во времена Петра Великого. В Указе об учреждении Пекинской миссии подчёркивалась необходимость изучения российскими подданными языков, обычаев и культуры Китая для успешной проповеди православия среди местного населения.
Русская духовная миссия в Пекине изначально должна была стать и центром исследовательской работы и духовной жизни. Но прошло три десятилетия с момента основания миссии, а научная и катехизаторская работа православного духовенства в Китае не имела больших успехов.
Впервые критически взглянул на деятельность Русской духовной миссии в Пекине и предложил новые пути проповеди среди китайцев иеромонах Феодосий (Сморжевский).
Отцу Феодосию не было еще и тридцати лет, когда он отправился в Китай. Среди членов Четвертой Пекинской миссии Феодосий выделялся своей особой образованностью. По происхождению поляк, первоначальное образование он получил во Львове у иезуитов. Затем окончил Киевскую духовную академию, где был оставлен для преподавания. Интересно, что отец Феодосий не хотел ехать в Китай и обращался в Священный Синод с просьбой уволить его от такой обязанности, ссылаясь на возраст и недостаточность образования. Но на эту просьбу последовало решение: «произвести в иеромонахи» и «отправить в Пекин несомненно».
Иеромонаху Феодосию принадлежит честь быть первым историографом Пекинской Духовной миссии. Он предпринял попытку не только описать деятельность православного духовенства в Китае, но также провел глубокий анализ методов, которыми пользовались как православные миссионеры, так и католики-иезуиты. «История Российской Пекинской миссии и всех бывших там наших миссионеров» была составлена отцом Феодосием очень критично. Он писал о проблеме языкового барьера. Все общение русских священников с китайцами велось тогда исключительно через посредников и то на латинском языке. По мнению отца Феодосия, неудачи его предшественников были вызваны неспособностью или нежеланием изучать китайский язык. В свое время известный востоковед Тимковский так отозвался об этом сочинении: «Записки отца Сморжевского во многих отношениях любопытные, доказывают труды и остроумие сего черноризца».
Стоит отметить, что отец Феодосий не только указывал на негативные стороны и неудачи, но и пытался найти новые возможности для более успешной миссионерской работы в Китае. За годы работы в Пекине он проанализировал не только деятельность русского духовенства, но и католических проповедников-иезуитов. В итоге отец Феодосий составил «Руководство к лучшему успеху миссии», извлечения из которого регулярно присылал в Россию под заглавиями: «Можно ли в Китае проповедовать и как», «Какие порядки должны быть в миссии».
Многие предложения отца Феодосия были приняты Священным Синодом. Так, например, для лучшего обучения русских миссионеров китайскому языку были наняты иезуиты и китайцы, была поставлена задача составить новые словари и сборник правил китайского языка. В итоге участникам Четвертой Пекинской миссии удалось достичь успеха в изучении китайского языка.
Благодаря трудам отца Феодосия (Сморжевского) быстрое усвоение разговорного китайского членами духовной миссии было настолько очевидным, что это дало основание Священному Синоду разрешить пекинскому духовенству принимать православных людей на исповедь. Так начался новый этап миссионерской деятельности в Поднебесной. А архимандрит Феодосий (Сморжевский) стал одним из первых российских миссионеров, который смог обратиться с православной проповедью к китайцам на их родном языке.
Владимир Маковский. «В сельской школе»
— Простите, у вас билетик упал!
— Спасибо, милая барышня. Засмотрелся на картины, и обронил... Вы посещаете Тульский музей изобразительных искусств в одиночестве, как я вижу?
— Да, я одна сюда прихожу. Живу неподалёку. Меня Маша зовут.
— Рад познакомиться с тобой, Маша! А меня зовут Андрей Борисович. Я смотрю, у тебя в руках альбом и карандаши. Занимаешься рисованием?
— Да, учусь в художественной школе. Когда есть вдохновение, беру с собой всё необходимое и рисую прямо здесь. Мне разрешают сотрудники. А иногда просто прихожу полюбоваться на работы мастеров. Хотите, я вам свою самую любимую картину покажу? Пойдёмте!
— С удовольствием посмотрю!
— Вот она! Владимир Маковский. «В сельской школе».
— Какая хорошая, светлая работа! Мне тоже нравятся картины Владимира Маковского. Они добрые, искренние, настоящие... Про жизнь, про людей... Он сам был добрым человеком. О Маковском говорили, что в городе, в котором он жил, он знает все богадельни, все приюты...
— А почему про него так говорили?
— Он часто бывал там, где много бедных и страждущих людей. Помогал им. Его волновали судьбы простых людей, стариков и детворы. Крестьянские дети часто становились героями его работ.
— Как и на моей любимой картине! Художник нарисовал детей в крестьянской избе. Посреди комнаты стоит большой деревянный стол и лавки. Это сельская школа. За столом сидят дети. Много детей разных возрастов. Я вот только не пойму, почему они все учатся в одном классе.
— В конце 19-го века (а эта работа написана в 1883 году) школы были не во всех сёлах. И если удавалось открыть в селе школу, то для неё выделялась одна изба, как правило, с одним просторным помещением. К тому же, у детей разных возрастов тогда был примерно одинаковый уровень знаний. Вот и учились все вместе. Изучали арифметику, учились читать и писать, изучали Закон Божий.
— Девочки на картине справа, у окна, кажется, учатся читать. Школьникам помогают две учительницы. Одна из них склонилась над девочкой, которая выводит буквы в тетрадке, а вторая что-то объясняет двум ученицам у доски. В классе как-то уютно, радостно. Даже хочется туда попасть.
— Такое радостное, уютное настроение художник создаёт с помощью светлых пятен. Через большие окна в помещение льётся свет, падая на лица и головы детей. А в центральной части работы, в углу комнаты виднеется икона. Все эти детали важны для художника. Он подчёркивает, что познание — это Божий дар, данный человеку. Как в поговорке: ученье — свет. И каждый герой на картине стремится к этому свету.
— И стремится по-своему. У каждого — свой характер, это видно по лицам учеников. Кто-то нахмурился. Кто-то задумчиво улыбается... Наверное, что-то важное понял. А вот на картине слева художник изобразил двух малышей.
— Эти ребятишки ещё малы, чтобы учиться. Вероятно, они ждут своих братьев или сестёр. И потихоньку приобщаются к учёбе. Скоро они подрастут и тоже начнут заниматься. А что тебе в этой картине нравится больше всего?
— Мне нравятся сами ученики. Как им интересно учиться! Они думают над задачами, соображают, может быть, им даже трудно! Но они стараются, стремятся к знаниям! Вот бы и мне так!
— А я думаю, эта картина как раз про тебя! Девушку, которая любит узнавать что-то новое, развиваться, заниматься творчеством! Я очень рад, что познакомился с тобой, Маша.
— Я тоже рада, Андрей Борисович! Я много нового от вас узнала и ещё больше полюбила картину «В сельской школе».
Картину Владимира Маковского «В сельской школе» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Шумные соседи. Ольга Шушкова
Год назад я переехала в новый дом. Район тихий и соседи нешумные. Лишь иногда днём кто-то сверлил недолго или едва слышно доносился детский плач. Я радовалась, что все так спокойно тут.
Но недолго продолжалась моя радость. Заселились соседи сверху. Их было трое. Вечером я слышала, как они приходят домой, разговаривают, включают музыку. В ночи все громче слышались смех, горячие споры, выкрики.
Я сама ложусь не рано — часа в два ночи, но они — гораздо позже меня. И так происходило не только в выходные, но и по будням. Сначала я пробовала не обращать внимания. Но как не обращать, когда тебе надо спать, а сверху — такой шум?
Я все больше не высыпалась. И стала читать в домовом чате, кто, как прежде решал подобные проблемы. Один человек писал, что вызывал охрану. Другой — стучал по батарее, пытаясь напомнить буйным соседям, что они в этом доме не одни. Какая-то женщина грозила полицией.
Когда у меня наступила, наверное, двадцатая бессонная ночь, уже была близка к тому, чтобы попробовать все предложенные методы.
Но стоп! Я вспомнила, как сама реагировала, когда мои родные рассказывали о конфликтах с соседями. Как с долей какого-то непонимания думала о своей родственнице, подавшей в суд на мужчину, ругавшегося с ней из-за клочка дачной земли. «Неужели мирно нельзя договориться?» — размышляла я. Советовала вспомнить о том, что худой мир лучше доброй ссоры, своей двоюродной сестре, когда соседская собака им не давала спать. А что же собираешься делать ты в подобной ситуации — спросила себя? Ты, которая не любит конфликты и предлагает всем жить дружно?
И тут мне в голову пришла простая мысль. Кто может разрешить все конфликты, успокоить всех и примирить? Бог. Только Он.
Я обратилась с молитвой ко Господу. Потом, успокоившись, стала пытаться изменить отношение к соседям, пробудить к ним в своей душе теплые чувства. Если раньше раздражалась, то теперь старалась представить их как добрых друзей. Ведь они — такие же люди — размышляла я, — усталые, немощные. Возможно, у них проблемы. Поэтому утешаются ночными посиделками, снимают стресс?
Я стала молиться о них, просить Господа им помочь. Да и мне, конечно. Очень уж не хотелось переживать одну бессонную ночь за другой и продолжать это незримое сопротивление.
На следующий вечер заметила, что соседи сверху ведут себя, как будто, тише. Перед сном еще раз помолилась. И, о чудо, — как только я легла, наступила полная тишина. Сразу же. Прошло полчаса, потом еще полчаса, еще ...
Я все боялась, не начнется ли все-таки очередная вечеринка? Нет. Тихо. И я наконец спокойно уснула.
На следующий день была пятница. Я подумала, что если накануне, в четверг, соседи обошлись без шумного застолья, то вполне могут начать свое ночное веселье накануне выходных. Но этого не случилось. И в субботу не случилось, и в воскресенье. И во все последующие дни.
Нет, соседи никуда не уехали. Я слышала их голоса наверху, но уже явно не такой громкости, как было прежде. Не знаю, как изменилась их жизненная ситуация, но перемена была очень заметна. Тут невольно вспомнишь владыку Василия (Родзянко), который писал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».
Конечно, я от души поблагодарила Господа за это чудо. А еще подумала, что на себе испытала действие духовного закона: как только за что-то хоть немного осудишь другого, сам, непременно, попадешь в похожую ситуацию. И вот тут-то придется на деле исполнить все то, что ты с такой легкостью советовал другим — не раздражаться, жить в мире, всех прощать...
И еще раз убедилась — Господь рядом и поможет в сложной ситуации. Главное — самой хотеть пребывать в мирном духе, принимать, терпеть, прощать других. Ведь все мы на этой Земле — соседи.
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
28 декабря. О подвиге Преподобного Парда Римлянина
Сегодня 28 декабря. День памяти Преподобного Парда Римлянина, Палестинского отшельника, жившего в шестом веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.