
Городской голова Вологды Христофор Семёнович Леденцов любил долгие пешие прогулки. Почти каждый вечер его можно было встретить на улицах города, идущим под руку с супругой. Однако это был не просто приятный семейный променад. Христофор Семёнович внимательно и придирчиво смотрел по сторонам. И если видел, к примеру, что где-нибудь на мостовой не достаёт нескольких булыжников, или не горят фонари, или разбита витрина магазина — тотчас призывал к себе ответственных. Приказывал строго: исправить немедленно! И протягивал деньги, которые доставал... из собственного кармана. Родственники Христофора Леденцова вспоминали, что на каждую вечернюю прогулку он специально для таких случаев брал с собою несколько крупных купюр. И каждому вологодцу было известно: голова всё своё жалованье тратит на благо города.
Христофор Семёнович Леденцов управлял Вологдой с 1883 по 1887 год. С самого детства он усвоил евангельскую заповедь о помощи ближнему. По этой заповеди жил его отец, преуспевающий вологодский заводчик и промышленник. Унаследовав родительские капиталы, Христофор повёл дела по отцовскому примеру: немалую часть заработанного он тратил на благотворительность. В родной Вологде участвовал в создании Дома призрения для сирот. Открыл богадельню для бедных стариков. Учредил в городе Общественную ссудную кассу. Это был первый в России в полном смысле слова народный банк, где самые бедные горожане могли получить беспроцентную ссуду. Для этих целей в банке существовал особый капитал, который Леденцов лично пополнял из собственных средств.
Но делом всей жизни для Христофора Семёновича стала поддержка развития отечественной науки. Сам он в юности получил прекрасное образование: с отличием окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, потом был вольнослушателем в Кембриджском университете. Несколько лет Леденцов провёл за границей. Интересовался тем, как работают европейские заводы и фабрики. На многих из них Христофор Семёнович побывал. И своими глазами увидел, какую важную роль играет технический прогресс. Современное оборудование облегчало жизнь рабочих. С мыслями о том, что и в родном отечестве необходимо сделать так, чтобы людям жилось лучше и проще, Леденцов вернулся домой, в Россию.
Окончательную форму его идея обрела в начале 20-го века. Это произошло после того, как в 1905-м скончалась нежно любимая супруга Христофора Семёновича. Из Вологды, где всё напоминало о ней, промышленник перебрался в Москву. К тому времени у него был накоплен очень солидный денежный капитал. Его-то Леденцов и решил без остатка пожертвовать российской науке. Он составил документ, которым учреждал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». Другими словами — Христофор Семёнович создал своего рода благотворительную организацию, куда за финансовой поддержкой своих исследований и научных разработок могли обращаться российские изобретатели и учёные. Единственное условие — открытия и изобретения должны служить во благо людям и Отечеству. «Я не человек науки и техники, но рядом со мной идут такие люди, и после меня пойдут. Облегчу и послужу их делу», — писал Христофор Леденцов в документе, который назвал «Нечто вроде завещания». В помощь российской науке Христофор Семёнович отдал миллион рублей — фактически, всё, что у него было.
Христофор Семёнович Леденцов скончался в 1907-м. Но его Общество содействия наукам продолжало жить. И помогло сделать свои открытия таким выдающимся русским учёным, как Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Иван Павлов и многим другим. Павлов называл детище Христофора Леденцова «огромным, прежде небывалым фактором русской жизни».
Увы, после Октябрьской революции 1917 года, большевики национализировали фонды леденцовского Общества, а саму организацию ликвидировали. Но десятилетия спустя, в 21 веке, дело благотворителя продолжили его родственники. В 2002 году они учредили премию имени Христофора Семёновича Леденцова. Следуя его завету, награда вручается за вклад в развитие науки и технологий на благо общества.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема