Посвятив жизнь науке, Христофор Семёнович Леденцов учредил благотворительное «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений», куда за финансовой поддержкой своих исследований и научных разработок могли обращаться российские изобретатели и учёные.
Христофор Семёнович был главой Вологды с 1883 по 1887 год. Унаследовав капиталы отца — преуспевающего заводчика и промышленника, — Христофор солидную часть заработанного тратил на благотворительность. Он учредил в Вологде ссудную кассу, где самые бедные горожане могли получить беспроцентную ссуду. Леденцов окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, считал технический прогресс важным средством для улучшения жизни людей. Христофор Семёнович завещал, что открытия и изобретения должны служить во благо людям и Отечеству. После смерти Леденцова его дело продолжало жить: многие учёные, такие как Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Иван Павлов и другие, смогли сделать свои открытия благодаря созданному Христофором Семёновичем Обществу.
Что случилось с фондами Леденцовского Общества после Октябрьской революции 1917 года?

Городской голова Вологды Христофор Семёнович Леденцов любил долгие пешие прогулки. Почти каждый вечер его можно было встретить на улицах города, идущим под руку с супругой. Однако это был не просто приятный семейный променад: Христофор Семёнович внимательно и придирчиво смотрел по сторонам. И если видел, к примеру, что где-нибудь на мостовой не достаёт нескольких булыжников, или не горят фонари, или разбита витрина магазина, то тотчас призывал к себе ответственных. Приказывал строго: исправить немедленно! И протягивал деньги, которые доставал... из собственного кармана. Родственники Христофора Леденцова вспоминали, что на каждую вечернюю прогулку он специально для таких случаев брал с собой несколько крупных купюр. И каждому вологжанину было известно: голова всё своё жалованье тратит на благо города.
Христофор Семёнович Леденцов управлял Вологдой с 1883 по 1887 год. С самого детства он усвоил евангельскую заповедь о помощи ближнему. По этой заповеди жил его отец, преуспевающий вологодский заводчик и промышленник. Унаследовав родительский капитал, Христофор повёл дела по отцовскому примеру: немалую часть заработанного он тратил на благотворительность. В родной Вологде участвовал в создании Дома призрения для сирот, открыл богадельню для бедных стариков, учредил в городе Общественную ссудную кассу. Это был первый в России в полном смысле слова народный банк, где самые бедные горожане могли получить беспроцентную ссуду. Для этих целей в банке существовал особый капитал, который Леденцов лично пополнял из собственных средств.
Но делом всей жизни для Христофора Семёновича стала поддержка развития отечественной науки. Сам он в юности получил прекрасное образование: с отличием окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, потом был вольнослушателем в Кембриджском университете. Несколько лет Леденцов провёл за границей, интересовался тем, как работают европейские заводы и фабрики. На многих из них Христофор Семёнович побывал и своими глазами увидел, какую важную роль играет технический прогресс: современное оборудование облегчало жизнь рабочих. С мыслями о том, что и в родном отечестве необходимо сделать так, чтобы людям жилось лучше и проще, Леденцов вернулся домой, в Россию.
Окончательную форму его идея обрела в начале XX века. Это произошло после того, как в 1905 году скончалась нежно любимая супруга Христофора Семёновича. Из Вологды, где всё напоминало о ней, промышленник перебрался в Москву. К тому времени у него был накоплен очень солидный денежный капитал. Его-то Леденцов и решил без остатка пожертвовать российской науке. Он составил документ, которым учреждал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». Другими словами, Христофор Семёнович создал своего рода благотворительную организацию, куда за финансовой поддержкой своих исследований и научных разработок могли обращаться российские изобретатели и учёные. Единственное условие — открытия и изобретения должны служить во благо людям и Отечеству. «Я не человек науки и техники, но рядом со мной идут такие люди, и после меня пойдут. Облегчу и послужу их делу», — писал Христофор Леденцов в документе, который назвал «Нечто вроде завещания». В помощь российской науке Христофор Семёнович отдал миллион рублей — фактически всё, что у него было.
Христофор Семёнович Леденцов скончался в 1907 году, но его Общество содействия наукам продолжало жить. Оно помогло сделать свои открытия таким выдающимся русским учёным, как Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Иван Павлов и многим другим. Павлов называл детище Христофора Леденцова «огромным, прежде небывалым фактором русской жизни».
Увы, после Октябрьской революции 1917 года большевики национализировали фонды Леденцовского Общества, а саму организацию ликвидировали. Но десятилетия спустя, в XXI веке, дело благотворителя продолжили его родственники. В 2002 году они учредили премию имени Христофора Семёновича Леденцова. Следуя его заветам, награда вручается за вклад в развитие науки и технологий на благо общества.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Архангельское-Чашниково. Затопленная часовня Владимирской иконы Божьей Матери
На юго-западе Тверской области, в Зубцовском районе, на берегу реки Вазуза, есть крошечная деревенька Гнездилово. Числится она заброшенной, но всё же в ней иногда появляются люди. Они приезжают сюда, чтобы посмотреть на руины затонувшего храма Владимирской иконы Божией Матери, которые величественно возвышаются над гладью Вазуского водохранилища примерно в полутора километрах от деревни.
От Москвы до Гнездилово — примерно три часа езды. Потом минут двадцать пешего пути через поля, и мы в урочище Архангельское-Чашниково. Когда-то здесь стояли дома и жили люди, но в 70-е годы ХХ века при строительстве гидроэлектростанции местность затопили. Вместе с сёлами ушла под воду и Владимирская церковь, возведённая здесь ещё в конце 18-го столетия. По одной из самых распространённых версий, строителем церкви был богатый купец по фамилии Лихачёв из деревни Александровское. Он построил храм в память о погибшем сыне. Впрочем, это лишь предположение исследователей. Единственное же на сегодняшний день упоминание о Владимирском храме содержится в Тверском епархиальном статистическом справочнике от 1914-го года. Там говорится, что храм служил приходским для 19-ти окрестных деревень.
И сегодня из вод Вазуского водохранилища видны его стены. Сохранились резные колонны, тонкий узор на фасаде — судя по всему, некогда белокаменном, а также арочные и круглые окна. Весной и летом руины полностью окружены водой, посмотреть на них можно с берега, или подплыть на лодке. А вот осенью и зимой, когда уровень воды в водохранилище падает, затопленный Владимирский храм в буквальном смысле «выходит на сушу». Можно подойти к нему и дотронутся до старинных камней, над которыми оказались не властными ни время, ни вода. Становится уже неважно, кто именно его построил, и даже — кто попытался уничтожить. Потому что храм остался живым — какими всегда остаются даже разрушенные и поруганные святыни. И всегда над гладью Вазуского водохранилища звучит неслышная молитва, к которой присоединяешься всем сердцем.
Все выпуски программы ПроСтранствия
20 ноября. Об образах, используемых в Святом Евангелии

В 13-й главе Евангелия от Луки есть притча о добром виноградаре и бесплодной смоковнице.
Об образах, используемых в Святом Евангелии — священник Родион Петриков.
Под виноградником в данной притче разумеется целый мир. Под смоковницей разумеется народ еврейский, народ Израиля или народ теперь Нового Израиля, то есть мы, христиане, которые по своему положению и высокому назначению стоим среди других народов. Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградарем — Иисус Христос.
Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице — это выражение требования Божия от народа Его живой веры и доброй нравственности. А отсутствие такого плода и дел веры — это угроза Божиего Суда.
Однако главное в притче — это, конечно же, не приговор, а надежда и милосердие. Сам виноградарь, Господь наш Иисус Христос, вмешивается лично и говорит: «Дай Мне срок, и Я спасу её». То есть по Своей великой, неизречённой любви Иисус Христос прилагает все усилия, чтобы спасти Свой народ.
Святой Феофилакт пишет об этом так: «Дай Богу хоть один плод, искреннее покаяние, и его хватит, чтобы отложить топор».
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О внутреннем мире и духовной безопасности

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О внутреннем мире и духовной безопасности — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол говорит об опасности внешнего, опять-таки, потому что этот мир и безопасность, они касаются лишь внешней жизни. Но человек совершенно забывает о том, что нужно стремиться стяжать внутренний мир и обезопасить себя от нападок внешних страстей и тех, кто эти страсти в нас возбуждает.
И этот мир последнего времени, который углубится бесконечно уже во зле, преуспеет в нём. Так что Антихрист станет закономерным продолжением их жизни, собственно, его актуализацией, можно так сказать.
И, безусловно, тот мир и безопасность, о которых мы так много слышим и в современном мире, об уменьшении преступности, хотя она практически не уменьшается, или же всё это пытаются уменьшить благодаря тотальной слежке, цифровому контролю над людьми, всё это приводит в целом к безнравственной жизни очень многих людей, когда на это ни малейшего внимания уже не обращается.
А Господь нас призывает именно к тому миру и к той безопасности, о которых нам нужно помнить, которые стяжать в своём сердце этот мир, духовный мир, сходящий свыше, и обезопасить себя именно от духовных татей, духовных преступлений, которые совершаются зачастую в тайне человеческого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема







