
Севак Мирабян
Этими словами святой апостол и евангелист Иоанн Богослов предостерегает своих духовных чад от идолопоклонства. Христиане не раз в истории платили кровью за отказ поклоняться идолам.
Сейчас некоторым людям, в том числе и верующим в единого Бога, может показаться, что времена идолопоклонства и религиозного принуждения ушли. Доступность образования, технический прогресс и всевозможные права и свободы, по мысли среднего обывателя, навсегда избавили просвещенную часть человечества от «религиозного мракобесия».
Думать так значит принимать декорации за реальность. Ведь идолы — не просто амулеты, обереги, изваяния и прочее, что может себе представить современный человек, а это некая идея, ценность, надежда, которая согласно Священному Писанию уводит человека от Истины, уводит от Бога.
Чтобы понять, о каких идолах идет речь, достаточно внимательно послушать, к примеру, поздравительные тосты с пожеланиями. Что чаще всего и в первую очередь люди желают друг другу? Ну, конечно же, здоровья, со всеми добавками, материального процветания с многочисленными вариантами и славы, признания. Что же здесь плохого быть здоровым и обеспеченным, не скитаться же и быть никому неизвестным и ненужным?
Христианство никогда не выступало против земного благоденствия как такового, что часто можно слышать от его критиков. Но христианство всегда утверждало, и теперь утверждает, что земные блага и даже здоровье — ценность вторичная для человека. Первичная ценность — духовно-нравственное его состояние. Каков человек перед лицом Божией правды и любви?
Здоровье, красота, богатство, власть — чему они способствуют? Какие качества они в нас поощряют: любовь и заботу о ближнем? Скромность, трудолюбие и доброжелательность? Искренность, щедрость и нелицеприятную веру?
Лично общался со многими людьми, кто имел все материальные блага и по их собственному же свидетельству — гордыня, алчность и зависть, вкупе с алкоголем и страстью к азартным играм, например, привели их на край гибели. Именно эти качества и олицетворяют идолы.
Порой, бываю удивлен, когда слышу и вижу, как кто-нибудь желает кому-нибудь не только здоровья, денег и быть красивым как Ален Делон, а в первую очередь доброты, мудрости, терпения, любви, скромности и веры...
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«Подсвечники»

Фото: cottonbro studio / Pexels
С моей мамой мы иногда посылаем друг другу разные подарки без повода. Видимся мы редко, нас разделяет большое расстояние. Конечно, общаемся по телефону и интернету, но как приятно получить от родного человека какую-то вещь, будь то красивая чашка, картинка на стену или льняное полотенце!
Недавно я отправила маме в Хабаровск небольшой керамический подсвечник, купленный в монастыре, возле которого живу. А через неделю получила и от неё посылочку — оказывается, мама решила сделать мне очередной сюрприз именно в это же время. Распаковываю коробочку — а там старинный подсвечник, знакомый мне с детства! Он раньше стоял на пианино, рядом с портретом Пушкина. В сопроводительном письме мама сообщила, что несколько последних лет в нём горели церковные свечи, которые она зажигала перед иконами. И вот решила она передать подсвечник — семейную реликвию — мне.
Каждое утро я начинаю с молитвы. Подхожу к домашнему иконостасу, перед которым стоит мамин подсвечник, и пламя свечи напоминает мне о родном доме. А в далёком Хабаровске мама точно так же думает обо мне, глядя на мой подарок на своей иконной полочке... Думает и молится. Хотя дело, конечно, совсем не в подсвечниках. Ведь мы просто друг друга любим. А синхронно сделанные подарки стали символом молитвенной нашей связи.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 марта. О своём общении с схиархимандритом Илием (Ноздриным)

15 марта на 94-м году жизни отошёл ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О своём общении с ним рассказывает автор и продюсер программы «Актуальная тема» Людмила Лис.
Отец Илий для всех нас является примером подлинной христианской любви. Было огромным счастьем и утешением молиться в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского, когда батюшка находился в алтаре. В те моменты, когда на богослужении открывались царские врата, можно было видеть его молящегося на коленях в алтаре перед престолом или стоящего у жертвенника и вынимающего частицы из просфор. Иногда, по завершении литургии, из алтаря выходил его келейник и просил прихожан молиться вместе с отцом Илием о каком-то конкретном человеке, читая Акафист Божьей Матери. Мы все молились, точно зная, что если и с кем-то из нас случится беда, то отец Илий также будет молиться о нас и попросит пришедших на службу людей о соборной молитве. Большую духовную пользу принесло мне его духовное наставление о молитве. Он сказал мне, когда я пожаловалась ему в отчаянном положении на то, что долгое время не могу докричаться до Бога, хотя моя просьба Господу очень важна, что кричать Богу ничего не нужно. Отец Илий сказал, что Богу нужно тихо говорить и молиться ему нужно тихо, потому что Бог к нам ближе, чем воздух, ближе, чем дыхание, что Бог есть любовь, и по нашей тихой просьбе Он даст нам все необходимое для жизни, и что никогда нельзя забывать благодарить Бога за все. После этого нашего разговора моя многолетняя просьба к Богу была выполнена тихой молитвой батюшки Илия. Огромная благодарность ему за его особую любовь к нашей творческой братии. Сколько раз мы, литераторы и журналисты, приезжали к нему за благословением, и он всегда был очень отзывчивым и заботливым. Достаточно было передать записку с просьбой о молитве через келейника, чтобы не отрывать его от многочисленных страждущих и болящих людей, и он всегда находил время помолиться о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 марта. О ложном стыде

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
О ложном стыде — священник Алексей Дудин.
Что значит стыдиться Бога? Ну, наверное, прежде всего, к этому греху нас подвигает наше малодушие и человекоугодие. Малодушие, потому что мы мало верим Богу, мало доверяем Ему, мало стараемся Ему угодить, мало стараемся быть Его соработниками. И наоборот, свое спасение, свое счастье в этой жизни видим в том, чтобы нас поддержали другие люди, не Бог, а другие люди. И поэтому стараемся, прежде всего, угодить им. Иногда лукавим, иногда говорим какую-то неправду. Стараясь им угодить, мы нарушаем заповеди Божии. И в этом отношении, если человек стремится больше угодить другому человеку, а не Богу, он теряет эту связь с Богом и он малодушествует. Он стыдится Бога, он стыдится исполнения Его заповедей в угоду другим людям. И это очень тяжелый грех, потому что он отрывает нас от Бога и лишает возможности нам получить помощь Божию и поддержку. И Господь, который дает эту поддержку и дает эту любовь, никогда не сможет ее дать, если человек сам не просит и не стремится к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема