Адрес храма Святого Николая у Соломенной сторожки:
125422, ул. Ивановская, д.3.
Как добраться до храма Николая у Соломенной сторожки:
От станции метро "Тимирязевская" 5 минут пешком (в парк "Дубки"). Также от станций метро "Войковская", "Дмитровская" на трамвае 27 до остановки "Префектура Северного округа".
Схема проезда:
Контакты:
125422, ул. Ивановская, д.3.
Телефон:(499) 977-99-31.
Адрес сайта: http://www.agios-nicolos.ru/
Церковь Николая Чудотворца 675 тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Вот такое длинное название у церкви, о которой мы сегодня рассказываем и судьба которой сколь драматична, столь и оптимистична.
Ну, с названием территории «Петровско-Разумское» все ясно. А название Соломенная сторожка не таит в себе ничего особенного. Это местность на севере Москвы, которая получила своё название по крытому соломой дому сторожа. А сторож этот охранял территории первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (ныне это Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева).
Церковь же изначально строилась как храм-памятник Первой мировой войны. И строилась в расположении воинской части - 675-й Тульской пешей дружины.
И построил эту красивую деревянную церковь известнейший в то время архитектор Федор Осипович Шехтель, который сам считал, что это лучшая из его построек. Коротко скажем, что перед строительством Шехтель перешел из лютеранской церкви в православие. И, как говорится, вложил в новую церковь всю вою душу.
Это был небольшой деревянный храм в неорусском стиле вмещавший 100 человек, и выполненный в стиле шатровых церквей Вологодского края. Образцами для него стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI—XVIII веков — Успенская в Варзуге, Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в селе Уне.
Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Феропонтова монастыря. Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков. Причем наиболее ценные из них украсили царские врата - точную копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе. Роспись храма производили дети архитектора – профессиональные живописцы Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.
Далее все на так радужно… Революция, закрытие, и полное разрушение храма в 1935 году…
И оставалось бы только горестно вздохнуть, но нет: в 1997 году вновь был освящен деревянный храм, полностью восстановленный по чертежам Федора Осиповича Шехтеля.
Вот на этой мажорной ноте мы и закончим свой рассказ о Церкви Николая Чудотворца 675 тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки.
А точный ее адрес - Ивановская улица, дом 3.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».