Адрес храма Петра и Павла у Яузских ворот:
109028 Москва, Петропавловский пер., 4-6.
Как добраться до храм Петра и Павла у Яузских ворот:
Храм расположен на возвышенном месте в самом центре Москвы рядом с пересечением Петропавловского переулка и Яузского бульвара. Ближайшая станция метро «Китай город» - выход в сторону ул.Солянка, далее троллейбусами № 45, 63 до остановки «Яузские ворота. От станции метро «Чистые пруды» трамваи № 3, 39."
Схема проезда:
Контакты:
109028 Москва, Петропавловский пер., 4-6
Телефон: (495) 917 29 75
Настоятель/Старешина: (495) 917 80 36
E-mail: antonije@rambler.ru
Адрес сайта: http://www.serbskoe-podvorie.ru/index.php
Считается, что первый деревянный храм Петра и Павла у Яузских ворот построили в 1629 году. В силу же того, что церковь стояла на естественном возвышении, ее еще называли Церковь Петра и Павла Высокого, и «что на горке». Впрочем, именовали ее еще и «у старых конюшен» и «на кулишках». А кулишками в целом была местность, расположенная у слияния рек Москвы и Яузы. А после основания здесь монастыря Иоанна Предтечи, холм стали называть еще Ивановской горкой.
Каменное здание построили в самом начале 18 века. Специалисты считают, что церковь возвели в стиле «московского барокко», однако получилась она несколько более скромной, чем иные церкви в таком же стиле.
Причин, видимо, несколько. С одной стороны, время «московского барокко» заканчивалось – на смену ему уже приходили классицизм и далее - ампир. С другой стороны – шли войны со Швецией и было не до роскоши да и мастера более заняты были на строительстве северной столицы.
Храм построили в традициях русского зодчества. Это «восьмерик на четверике». А на восьмерике поставлен граненый барабан, увенчанный главой.
А вот трехъярусную колокольню построили в 1771 году и в этом случае уже в манере раннего классицизма. Что, впрочем, гармонии ни в коем случае не нарушает.
В 1748 году церковь значительно пострадала от пожара, но ее быстро восстановили. Зато в войне 1812 года, в отличие от множества других московских церквей, Церковь Петра и Павла практически не пострадала.
Не меньше повезло церкви и после революции – ее не закрыли, хотя такие попытки были.
А поскольку храм продолжал действовать, в него стали передавать святыни из закрытых и закрывающихся церквей.
Отметим лишь несколько святынь, хранящихся ныне в Церкви Петра и Павла у Яузских ворот. Это икона Боголюбской Богоматери, написанная по заказу Петра I в конце 17 века; список с иконы Грузинской Богоматери 17 века; напрестольный крест частицами мощей разных святых; мощи святителя Петра, митрополита Московского, Нила Столбенского, и две иконы Успения Богоматери.
В 1999 году храм святых апостолов Петра и Павла стал Патриаршим подворьем, и при нем же было открыто представительство Сербской Православной Церкви.
И напоследок – адрес. Петропавловский переулок, 4/6
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











