Адрес: ул. Рождественка, д. 20.
Есть в Москве улица Рождественка… И даже Рождественский бульвар… Откуда такие названия? А вот отчего. В 1386 году жена князя Андрея Ивановича Боровского и мать героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиня Мария основала в этом месте Богородице-Рождественский девичий монастырь. Монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» - это арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, это сделало обитель своеобразным живым мемориалом битвы.
Известен монастырь еще и тем, что в нем жил преподобный Кирилл Белозерский. Отсюда в 1397 году ушел он в скит, на месте коего образовался монастырь, известный ныне как Кирилло-Белозерский.
В 1520 году здесь, по одним источникам – насильно, но по иным – добровольно, постригли в монахини великую княгиню Соломонию, жену Василия III, обвиненную в бесплодии. Интересно то, что выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.
В начале следующего года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился Иван Грозный. Подобный развод со ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси и вызвал большое неодобрение в обществе. Хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие.
Интересна дальнейшая судьба Соломонии, в постриге ставшей Софьей. Ее быстро перевели в Суздальский Покровский монастырь, где, по некоторым историческим свидетельствам и изысканиям, она родила сына, который жил с нею в монастыре, но скончался в возрасте семи лет. Народные же легенды говорили, что сын ее вырос, ушел в леса и стал известен под именем разбойника Кудеяра. Однако, это не более чем легенды.
Самою же Софью за ее подвижничество впоследствии канонизировали. Икона с ликом святой Софии Суздальской ныне почитается как чудотворная и помогающая при бесплодии.
В XVII столетии Рождественский монастырь становится усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, они строят в нем храм, стены с башнями и воротами, наполняют ценными вкладами монастырскую ризницу.
В 1812 году из-за дороговизны подвод игуменья не смогла вывезти сокровища ризницы, и закопала их в землю, тем, собственно, и сохранив.
Искусствоведы утверждают, что монастырскую стену запечатлел художник Перов на картине «Тройка».
Ныне на территории монастыря, возвращенного церкви в 1989 году, высятся четыре собора: Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской Иконы Божией Матери, Святого Иоанна Златоуста и, под колокольней, Священномученика Евгения, епископа Херсонского.
Контакты Богородице-Рождественского женского монастыря:
107031, Москва, ул. Рождественка, д. 20.
Телефон 8 (495) 621–39–86.
Адрес сайта: http://www.mbrsm.ru/
Как добраться:
Проезд до станций метро «Кузнецкий мост», «Цветной бульвар», «Чистые пруды», «Трубная», далее пешком.
Схема проезда:
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов