Судьба Церкви Троицы Живоначальной, что в Листах, во всяком случае, в течение довольно длительного периода, связана с русской армией. Однако, сначала расскажем о весьма необычном названии – «в Листах». По традиции может показаться, что так называется местность, где стоит церковь. Ан нет! Оказывается, близ Троицкой церкви торговали своей кустарной продукцией – лубочными картинками – жившие неподалеку печатники из Государева печатного двора. И рекламы ради развешивали развернутые листы с картинками на ограде церкви. Да так, что вся ограда была в этих листах. Отсюда и повелось название церкви. А официальное название Троицкая объясняется тем, что стоял храм на Троицкой дороге, которая вела к Троице-Сергиевой Лавре.
Деревянная Троицкая церковь известная на этом месте с 1362 года. Прихожанами ее были и расквартированные рядом стрельцы, и церковь получила статус полкового храма. Но весьма почетно было иметь храм не деревянный, а каменный. Почетно, но дорого, и потому камень для строительства церкви стрельцы добывали ратными подвигами. За подвиги во время смоленского похода царь даровал стрельцам 100 тысяч штук кирпича, клейменого двуглавым орлом. Позже, в 1671 году, стрельцы поймали и привезли в Москву Степана Разина, за что царь выдал им еще 150 тысяч кирпичей.
Еще позже Петр I, которому во время стрелецкого бунта остался верен лишь полк Лаврентия Сухарева, выдал за верность и за поимку изменника Федора Шакловитого 700 рублей на ремонт церкви, а позже и вовсе перевел храм на содержание казны.
Именно в это время для увековечения подвига стрелецкого полка возвели и знаменитую Сухареву башню. На первых порах ее помещения занимали караульные стрельцы Сухаревского полка. А вот в 1701 году в Сухаревой башне Петр открыл знаменитую Навигацкую школу - первое в России высшее специальное учебное заведение, и первое же в России флотское училище. Таким образом Москва оказалась первой кузницей кадров для русского военного флота.
А в 1704 году Троицкий храм стал Адмиралтейским храмом Москвы (при Адмиралтейском приказе) и приходским для Навигацкой школы - то есть первым домовым храмом русских моряков и первым морским храмом Москвы.
Потрясающая история скромной церкви – не правда ли? Без тени иронии скажу, что Троицкая церковь вправе отмечать День военно-морского флота России как свой праздник.
На прощание скажу лишь, что Троицкая церковь ныне действует.
И напомню адрес: Сретенка, д.27/29, стр.3.
Контакты храма:
103051, Москва, ул. Сретенка, 27, стр. 3.
Проезд до станции метро "Сухаревская".
Телефон: 8 (495) 607-15-13
Факс: 8 (495) 608-12-39
Адрес сайта: http://www.hram-troicy.ru/index.php
E-mail: troicavl@mail.ru
Схема проезда:
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема








