Адрес храма «Всех скорбящих Радость» на Калитниках:
г. Москва, Большой Калитниковский проезд, дом 11,
Схема проезда:
Контакты:
109029, г. Москва, Большой Калитниковский проезд, дом 11,
8(495) 670-15-61.
Адрес сайта: http://hramkalitniki.ru/
Название местности, которую и по сей день именуют «Калитники», впервые встречается в документах на рубеже ХIII - ХIV веков. Происходит оно от имени, а точнее - от прозвища великого князя Ивана Данииловича. Прозвище ему было – «калита», что в свою очередь это – сумка, мешок. А почему прозвали так князя, ясно и по другому его поименованию – собиратель русских земель, ибо именно при нем началось возвышение Москвы и усиление централизованной власти. В сою же очередь именно благодаря Ивану Калите Русь в скором времени распрощалась с монголо-татарским игом.
В конце ХIII века местность эта входила в его владения. А Калитники – суть владения Калиты, где он любил уединяться.
Однако же мы нынче все же говорим не о местности, а о Церкви Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Калитниковском кладбище.
Кладбище это, как и многие иные, появилось в 1771 году, дабы хоронить скончавшихся от страшной эпидемии чумы. «Понеже город Москва великое число в себе заключает жителей и обыкновенные при церквах пустыри весьма малы, а кругом жилыми домами окружены, то, дабы в случае распространения опасной болезни, многим числом умирающих, не произошел от погребения внутри самого города вред велено назначить вне города, в нарочитом от него расстоянии несколько церквей, при которых всех умирающих впредь до указа хоронить».
Земетим маленькую тонкость: учреждались не кладбища, а в первую очередь церкви, и лишь при них – кладбища.
Так появились за Камер-коллежским валом Москвы, семь храмов, а при них «чумные» погосты - в их числе и «Калитинское за Покровской заставой», на нем деревянная церковь, названная «Всех Скорбящих Радость», для отпевания усопших. В 1772 году, 13 января (26 января по новому стилю) её освятили.
Однако 29 августа 1776 года церковь сгорела и скоро на этом же месте построили новую церковь, тоже деревянную и с деревянной колокольней. Она благополучно пережила пожар 1812 года.
В 1834 году строится еще одна, на сей раз каменная церковь. В 1861 году старую деревянную церковь отремонтировали и переименовали в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», которая позже сгорела.
Роспись храма выполнил известный русский художник Боровиковский, а в 1905-1912 годах сделали новую роспись, которая сохранилась и до сих пор. А иконостасы сохранились прежние, середины ХVIII века.
Вот такая интересная и очень драматичная 170-летняя история Церкви Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Калитниковском кладбище, которая и по сей день ежедневно собирает на молитву своих прихожан.
18 апреля. О богослужении дня

Сегодня 18 апреля. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О богослужении дня — священник Алексе Дудин.
Для христианина нет более ответственного дня, дня перед Пасхой, когда он должен подготовиться к встрече со Христом. Для того, чтобы подготовиться к этой встрече, нужно пережить и этот день. Этот день — день особых воспоминаний. Христианин, как правило, в этот день находится в храме, и если есть возможность, с утра присутствует на Царских часах, потом идет вечерня с выносом Плащаницы распятого Христа, и вечером утреня совершается Великой Субботы, когда совершается чин погребения этой Плащаницы. Стоя у Плащаницы, человек должен вспомнить, как Христос был предан, как Он был судим ночью у Каиафы, как Он претерпел несправедливые обвинения, как Он предстал перед Пилатом, желающим отпустить его, и не обретя поддержки у своего народа, у тех людей, которым Он пришел для их спасения, будучи предан и распят, на кресте Он молился. Молился о распинающих Его. Усыновил Иоанна Богослова своей матери, и через него усыновил ей весь наш христианский род. Испытал полное истощение и вознес свою молитву: «Боже мой, Боже мой! Почему Ты меня оставил?» И вот этот день, день скорби, день молчания, день сопереживания Христу, конечно, каждый из нас должен постараться провести в храме.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О подвиге Преподобного Платона Студийского

Сегодня 18 апреля. День памяти Преподобного Платона Студийского.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Платон был родным дядей Феодора Студита, величайшего монаха-подвижника и богослова VIII-IX веков в Византийской церкви. В монастыре святого Платона была введена такая степень общежития, что у монахов не было совершенно ничего своего. Одежды братья напоминали мешки, они были огромного размера, чтобы подходить каждому. После общей стирки они раздавались без разбора одинаково всем, от игумена до самого младшего послушника. В эпоху иконоборчества Платон противостоял этой губительной для Церкви, ее духовной жизни, богословия, искусства и монашества, ереси. А во время церковного мира непримиримо критиковал нравственные послабления, которые допускали последующие императоры. За все это святому пришлось много пострадать от властей предержащих. Церковь почитает Платона как исповедника. Пример святого учит нас, что противостоять еретикам с силой и убеждением, а также обличать пороки современности можно только когда сам живешь в соответствии с евангельскими заветами и в безупречном соответствии взятым на себя крещальным для мирян, или монашеским для иноков, обетом. Святой Платон исповедовал то, что проповедовал. В эти последние времена православным просто необходимо следовать такому примеру святой безупречности.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О страстях Господа

Сегодня 18 апреля. Великая Пятница.
О страстях Господа — протоиерей Василий Гелеван.
Великая Пятница. Воспоминания святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа о Крестной Пасхе. Крест — это орудие победы. Выражение «непобедимая победа» взято из кондака и означает буквально «вражеский трофей». Кажущееся позорным распятие Христа обратилась в славу. Это потому, что своей крестной смертью Господь победил смерть и воскрес. Крестный путь Христа через Голгофу ведет к гробу воскресения. Смертью смерть поправ. Спаситель воскрес и сделал возможным воскресение каждого христианина. Так и мученики шли на страдания с твердой верой в воскресение. Они доказали всем свою победу над страхом смерти и над самой смертью. Они — свидетели Христа. И мы идем стопами Господа через наши тернии к звездам, сораспинаемся со Христом, терпеливо неся свой крест, как совокупность жизненных трудностей. С терпением, а не с нетерпением, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Все выпуски программы Актуальная тема