Давнее предание, которое прижилось во многих культурах, гласит — дьявол хромает на левую ногу. Якобы свою конечность сатана повредил, когда был свергнут с неба Богом. Увековечил эту легенду Гёте в своей прославленной поэме «Фауст». В ней Мефистофель, злой дух, искушающий главного героя, элегантно прихрамывает. Впрочем, хромота была отличительной особенностью и более светлых исторических личностей.
Хромота, как значимая черта, была присуща ветхозаветному святому — праотцу Иакову. Иакова в определенный момент его жизни стали звать Израилем — отсюда и название страны. В Библии мы читаем, как во время своего путешествия по Ближнему Востоку Иаков встретил незнакомца и вступил с ним в рукопашную схватку. Иаков уже одерживал верх, однако его противник, оказавшийся ангелом Господним, повредил сустав бедра святого, оставив Иакова хромым на всю жизнь. Иаков начал «храмляти». Испытывая боль от полученного повреждения, Иаков услышал от ангела слова похвалы за проявленное упорство. Перед уходом ангел нарек Иакову имя Израиль, означающее «борющийся с Богом». «Храмление» стало символом проявленного Иаковом мужества. Церковнославянское слово «храмляти» стало источником появления русского глагола «хромать». Возникшая разница в корне — «храм» и «хром» — возникла из-за того, что изначально основа слова выглядела, как «хръм» с твердым знаком вместо гласной. Слово «храмляти» пришло в славянский язык из санскрита. Там «срамас» — это «хромой», а «срамас» — «хромота, недуг». «С» превратилось в «х» впоследствии — из-за особенностей развития славянского языка.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «храмляти» в переводе на русский язык означает — «хромать».
«Просто любовь»
Попадаешь в некоторые греческие монастыри, как в бочку с мёдом, настолько в них чувствуется дух любви, царящий там. Нелицемерной любви и заботы. Где сама любовь и есть общая цель, не какое-то там «подвижничество», а просто любовь. Она отражается, как в зеркале, в душах и увеличивается этим отражением и отдачей. И как всё, кажется, просто, что цель оказывается — не ведение монастырского хозяйства и не благоустройство территории, и не тщательное выполнение всех предписаний, устава и правил (список бесконечен), а возделывание в себе любви нелицемерной, доброты. А что ещё нужно человеку, кроме вот такого простого, доброго к себе отношения? И заживают раны, и врачуются души многих приходящих.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Поливалка»
У нас по двору на «поливалке» ездит лихой водитель, создавая ливни и стены воды. А потом на кустах, на серебряных ниточках паутины переливаются сверкающие капельки жемчужин, самых натуральных. И кто-то, когда видит их, мысленно падает на колени и рыдает, закрыв лицо руками.
Люди гонятся за жемчугом и алмазами, но разве они не видят это сокровище вокруг себя?
Все выпуски программы Утро в прозе
«Мягкая осень»
Жизнь, вот она, началась и продолжилась здесь, в этой мягкой осени, тёплых красках, лёгкости, чёткости и ясности, в каждом вздохе полной грудью либо, наоборот, в затаённом дыхании. Она вбирает всем своим существом суть, эссенцию, наполненность, замирает взглядом на каждой вычерченной красной веточке, каждом оставшемся жёлтом листике, погружается в прозрачную палитру осени: лазурь, небеса, купола...
Все выпуски программы Утро в прозе