Совсем недавно я вернулась из Тарусы. Это старинный русский город в Калужской области, на берегу Оки. Я много раз слышала об этом месте как о родине Цветаевой, любимом приюте художников Борисова-Мусатова и Поленова, писателя Паустовского. Все они, проживая в основном в больших городах, всё время стремились приехать в это тихое место. И именно здесь рождались многие шедевры их живописи и литературы.
Маршрутка довезла меня до автовокзала, где я должна была встретиться с хозяйкой дома, в котором мне предстояло остановиться. Выхожу. Звоню. «Ну, Вы где? – спрашивает хозяйка.» Я отвечаю: «На вокзале». «А, ну это ещё не центр. Пройдите к центру, пожалуйста.»
Таруса – о́чень провинциальный городок. И очень маленький. Поэтому до центра можно дойти пешком практически ото всюду. На самом деле, как я потом узнала, автовокзал находится как раз в центре города, однако местные жители центром привыкли называть огромный белый собор Петра и Павла. Там мы и встретились с хозяйкой маленького домика, где я собиралась остановиться.
Вечером, выпив чаю и устроившись в комнатке моего ночлега, мне вспомнился этот большой тарусский собор с луковичными куполами и тонкое замечание моей хозяйки: «Вокзал – это не центр. Пройдите к центру». А центр – это храм. От Тарусы я интуитивно пролистала в памяти города Золотого кольца. Протянула географию России от Петербурга до Петропавловска-Камчатского. Потом прошла по горизонтали: Самара, Челябинск, Иркутск, Хабаровск… И во всех городах, которые мне приходили на ум, центром города являлся православный храм.
В Питере – Казанский собор. Сердце Иркутска – собор Богоявления. Название Петропавловска-Камчатского само за себя говорит.
Если попытаться восстановить хронологию строительства городов, или обновления уже существующих городов, начиная с 988 года, то можно обнаружить, что с момента крещения Руси, практически на любой центральной площади обязательно возводился православный храм.
Первые церкви были построены в центре Владимира: это храм Василия Великого и Десятинная церковь. То же самое можно сказать о Суздале, где основным укреплением города стал Суздальский кремль. А в Чернигове вместо центрального языческого капища поставили православную деревянную церковь. Везде, так или иначе, центральными объектами становились православные соборы. Храмы, часовни, монастыри. И так продолжалось и во времена Русского царства, и вплоть до революции. И даже когда безбожная власть снесла с храмов кресты и переплавила колокола, церковь не перестала быть центральной частью российских городов. Величественные здания, в которых устраивали склады и тюрьмы, подсознательно внуша́ли людям Божий страх. И понимание, что это не просто постройка. Это место, в котором живёт Бог.
Я приведу пример из своего детства. Когда храмы уже были открыты, а разруха в головах и вековые привычки оставались у горожан ещё в плачевном состоянии. Как-то бабушка взяла меня с собой голосовать. Я смутно помню дорогу в центр довольно непримечательного с точки зрения архитектуры посёлка, но место, отведённое для голосования, меня поразило. Этот момент я помню очень хорошо. Величественное здание. Странной формы, с белоснежными стенами. Тогда я спросила бабушку: «А куда мы пришли?». Она, не задумываясь, мне ответила: «Мы пришли на выборы. В церковь». То есть центром города всё равно осталась церковь. Даже когда с неё были сняты крест и колокол.
…Вернувшись из Тарусы обратно в Москву, я покрутила глобус на дочкином столе. Да. В сердце каждого города нашей широкой России – православный храм. А в сердце любого храма – Христос. Осталось только каждому жителю этих городов пустить Христа в своё сердце и тогда любая внешняя непогода нам будет нестрашна. Громоотвод над нашей Родиной – надёжный.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер