Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 220 зач., II, 4-10 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

Еф., 220 зач., II, 4-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вам когда-нибудь писали... стихи? Если да, то вы сможете по-особому посмотреть на отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который сегодня читается в храмах за богослужением.

 

Глава 2.

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены,

6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

При чём здесь стихи — о которых я упомянул в самом начале — и этот отрывок из послания апостола Павла? Вы удивитесь — но связь — самая прямая! Апостол в последнем стихе так и говорит — в греческом тексте: «αὐτοῦ γάρ ἐσμεν ποίημα» Слово ποίημα буквально означает «произведение, то, что сделано», от глагола ποιέω — делать, творить, создавать. От этого же корня происходят слова ποιητής («творец», «поэт») и ποίησις («творение», «поэзия»). Соответственно, латинское poema и далее русское «поэма» — это прямые наследники греческого ποίημα. Таким образом, апостол Павел буквально говорит: «мы — Его поэма», Божье произведение искусства. Представляете себе?

И теперь — самое главное. Когда человеку пишут стихи, это значит, что его выделяют из ряда остальных — ведь далеко не каждый удостаивается быть объектом стихосложения! Это говорит о том, что к нему относятся по-особому, скорее всего, любят, очень дорожат, высоко ценят, восторгаются. Но если мы попробуем приложить эту логику — нашу, человеческую, — к нам самим как к «Божественной поэме» — нас ждёт полное разочарование! Бог пишет нас как Свою «поэму» вовсе не потому, что мы — такие замечательные и выдающиеся и вообще — ну просто прелесть! Всё с точностью до наоборот: мы ужасны, грешны, непокорны, строптивы и своенравны — а Бог переступает через всю нашу неправильность — и смотрит на каждого из нас как на Своё произведение искусства! Которое любит, ценит и продолжает создавать — невзирая ни на что!..

Если посмотреть на эту мысль снизу, с нашей, человеческой стороны, становится понятным, что именно через творение — включая прежде всего человека — Бытие «поэтически выражается», про-из-водится. То, как мы живём, как мы «бытийствуем» — оказывается своего рода «речью», становлением, оформлением изначального Божественного замысла. Но здесь ничего не происходит механически, по заложенной изначально программе. Да, нам даются буквы, слова, правила — но что именно мы скажем и как именно это произнесём — целиком зависит от нас.

Что делает Церковь в этом плане? Она прежде всего учит нас... «правильной речи» бытия: указывает на «слова-паразиты» — дурные привычки, отсекает откровенные «ошибки» и «злоупотребления» — наши грехи, поддерживает и развивает правильный, высокий стиль речи — воспитывая наши добродетели и праведность как таковую.

Так что, дорогие друзья, будем внимательнее прислушиваться к тому, что нам говорит Церковь — чтобы наша жизнь действительна стала достойной Божественной поэмой!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем