
Фото: Francesco Ungaro / Pexels
Иордания - совсем не большая страна на Ближнем Востоке. Репутация Иордании как страны с богатым библейским прошлым незаслуженно забыта. И сегодня все основные лавры в этом смысле принадлежат Израилю. А ведь Иордании тоже есть, что показать.
На территории этой страны располагается, например, гора Нево, где закончились земные дни пророка Моисея. С вершины Нево Моисей увидел Землю Обетованную. О храме в честь пророка и фестивале, который ему посвящен, мы уже как-то говорили. Но и кроме Нево, а также таинственного, вырубленного прямо в скале города Петра, в Иордании есть на что посмотреть.
В Иордании расположены, в частности, гробницы знаменитых святых Ветхого Завета. Одна из них, гробница святого Аарона, находится вблизи от упомянутого города Петра на вершине горы Джабаль-Харун. Святой Аарон был родным братом пророка Моисея и вместе с ним вывел евреев из Египта. После своей кончины Аарон был похоронен на вершине горы Ор - нынешней Джабаль-Харун. В шестом веке вокруг его гробницы был устроен православный монастырь. В 14 веке обитель была разрушена. На ее месте возник мавзолей Аарона, почитаемый мусульманами как святое место. Сегодня гробница Аарона общая для христиан и мусульман Иордании святыня.
Кроме гробницы Аарона в Иордании имеются другие захоронения ветхозаветных святых. В местечке Эс-Салт к северо-западу от Аммана, столицы страны, располагаются гробницы Иова Многострадального, Иофора, тестя Моисея, и двух сыновей праотца Иакова. Мавзолеи над могилами праведников Ветхого Завета также принадлежат мусульманам.
На территории Иордании расположена и могила праотца Ноя. Она располагается на высокой скале рядом с городом Эль-Карак и находится на старом мусульманском кладбище. Сама могила расположена ниже уровня земли. Над местом погребения построена небольшая усыпальница, а над самой могилой - мраморный саркофаг. Христианам доступ сюда разрешен.
Еще одной важной святыней иорданских христиан и мусульман является так называемая Пещера спящих - Ахль Аль-Кахаф. Согласно церковному преданию именно здесь нашли прибежище семь отроков, которые скрывались от язычников, уснули чудесным сном и проснулись уже в период расцвета христианства.
Когда-то в пещере уснувших отроков располагался православный храм. Однако из-за мусульманского нашествия он был упразднен. Напоминанием о христианских корнях этого места служат остатки росписей на стенах пещеры.
Так что, если у вас будет такая возможность, посетите Иорданию, лучше своими глазами увидеть святыни и ощутить глубокие библейские корни этой страны.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











