
Фото: Ralph Hammann
Мало кто знает, что в пригороде Страсбурга – маленьком городке Эшо – вот уже много веков хранится великая христианская святыня – мощи святой Софии и саркофаг, в котором когда-то находились останки ее дочерей: Веры, Надежды, Любови.
Согласно церковному жизнеописанию святые София и ее дочери жили в Риме во втором веке по Рождестве Христовом. В 137 году они стали жертвами языческих гонений. Язычники потребовали от святой Софии отречься от Христа. Когда она отказалась, гонители жестоко умертвили ее трех маленьких дочерей – Веру, Надежду, Любовь. Софию же заставили смотреть на их муки. После же оставили ее, невредимую, погребать погибших дочек. София скончалась на третий день после смерти своих дочерей. До восьмого века святые останки мучениц пребывали в Риме. В восьмом веке часть мощей святой Софии и мощи ее дочерей перевезли во Францию – город Эшо. Здесь в то время располагался женский монастырь. В нем и было решено поместить святыню. Мощи мучениц располагались в особом каменном саркофаге в главном храме обители. В течение веков сюда со всех концов Европы съезжались паломники. Известны случаи появления богомольцев из Руси.
В годы Великой французской революции, как и множество иных храмов, обитель в Эшо была разрушена. Монахиням удалось вынести мощи мучениц и спрятать их. К сожалению, о месте тайника теперь ничего не
известно. В конце девятнадцатого века обитель в Эшо была восстановлена. А уже в середине века двадцатого сюда из Рима привезли две оставшиеся в Италии частицы мощей святой Софии. Одну поместили в каменный саркофаг – точную копию утраченного. А вторую - в хрустальный реликварий, ларец, который стоит над саркофагом.
В 2003 году в Страсбурге появился русский православный храм во имя всех святых. Благодаря ему в Эшо стали приезжать многочисленные православные паломники. Ведь с 2012 года 30 сентября по новому стилю по инициативе прихода в день памяти святых мучениц в Эшо у гробницы мучениц начали служить Литургию. Сегодня в Эшо съезжаются сотни богомольцев – выходцев из России, стран СНГ. Кроме того, помолиться вместе с русскими приезжают православные румыны, сербы, греки, живущие во Франции. Среди молящихся у мощей мучениц можно встретить и православных французов.
В ходе Литургии в день памяти мучениц используются церковнославянский, молдавский, французский языки. По окончании Литургии устраивается крестный ход. В его главе несут хрустальный реликварий с частицей мощей святой Софии, а также икону святых мучениц. Бывает, к крестному ходу присоединяются и французы-католики.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о французском городке Эшо и гробнице мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема