Даже далекий от музыки человек знает об американской премии «Грэмми», самой престижной во всем мире награде за достижения в области музыки. «Грэмми» для музыкальной индустрии фактически то же самое, что «Оскар» в сфере кинематографа. Премия «Грэмми» была основана 14 марта 1958 года и с тех пор обладание ею является показателем успеха и признания со стороны мирового музыкального сообщества. Кажется удивительным, но в 2014 году премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение» за диск с русскими богослужебными песнопениями получил американский хор «Консприраре». «Консприраре» — латинское слово, которое переводится как «совместное дыхание», что отражает стремление хора к единодушному и слаженному исполнению различных произведений. Хор «Конспираре» был образован в 1991 году в городе Остен, столице штата Техас. Его бессменный руководитель Крейг Джонсон всегда стремился подобрать для своего коллектива музыкальный материал самого высокого уровня.
Этим и был обусловлен тот факт, что сорокaдвухголосный хор, который состоит из ведущих исполнителей со всех Соединенных Штатов, стал уделять немало внимания богослужебным песнопениям Русской Православной Церкви. Несколько лет назад хор исполнил монументальное «Всенощное бдение» Рахманинова. Интерес, вызванный работой над произведением, побудил коллектив глубже окунуться в русский хоровой репертуар. У Крейга Джонсона появилась идея записать диск, на котором были бы собраны богослужебные произведения русских композиторов начала двадцатого века. За консультацией он обратился к доктору музыкальных наук, Владимиру Морозану, основателю и владельцу американского нотного издательства «Musica Russica», который уже более 30 лет занимается собиранием и переизданием шедевров русской православной духовной музыки. Морозан составил программу произведений для диска, затем отработал с певцами церковно-славянское произношение и манеру исполнения. Вскоре диск был записан. Его программа была выстроена примерно в том виде, в котором служба пелась бы в крупном русском соборе в начале 20 века. Интересно, что значительная часть записанных американских хором произведений остается неизвестной и редко исполняется в России по причине утраты нотных рукописей в годы революции. Несколько произведений, записанных на диске, являются мировыми премьерами, они были исполнены впервые за сто лет после своего создания.
Интересно, что большая часть певцов хора «Консприраре» являются неправославными христианами. Для них запись диска стала первым опытом знакомства с Православием. Тем не менее, при прослушивании альбома прекрасно ощущается, что американские певцы используют не только свое вокальное мастерство, но и подходят к исполнению с серьезной душевной сосредоточенностью и внутренней самоотдачей. Когда коллективу вручали премию «Грэмми» руководитель «Конспираре» Крейг Джонсон поблагодарил все тех, кто помогал хору в записи православных песнопений и выразил надежду, что получившийся диск поможет созданию «мостов» между Россией и Америкой, посредством познания истинного «священного духа» России. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал об американском хоре «Конспираре» и полученной им престижной премии «Грэмми» за исполнение православных песнопений. В заключение мы имеем возможность послушать одно из этих произведений в исполнении хора «Конспираре». Вашему вниманию предлагается песнопение «Заповеди блаженства». Композитор Владимир Мартынов, исполняет хор «Конспираре».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»