
— Андрей, как тебе картина Григория Шегаля «На эскалаторе. Московское метро»?
— Очень нравится, Юра! Сама идея произведения хороша. Эскалатор — бесконечная череда людей. Художник выхватил один миг из этого потока, словно фотограф щёлкнул аппаратом на ходу. Герои полотна — пассажиры, случайно попавшие в кадр, москвичи и гости столицы. У каждого из них своя жизнь, свои заботы. А вместе они составили живой коллективный портрет.
— И я чувствую себя его участником! Всякий раз, приходя сюда, в Барнаульский художественный музей, стою перед картиной Шегаля, вспоминаю годы нашего студенчества. Каждый день с поездки в метро начинался, ей и заканчивался — из общежития в институт и обратно. Сколько ж лет я не был в Москве, Андрей! Как она там шумит, без меня. В подземке, наверное, всё такая же толчея?
— Пожалуй, пассажиров в метро стало больше с тех пор, когда мы с тобой грызли гранит науки. И уж тем более поток вырос со времён создания картины «На эскалаторе...».
— А в каком году она была написана?
— Шегаль начал работать над полотном в 1941 году, а закончил в сорок третьем.
— Так это военного времени картина! А ведь можно было догадаться — у некоторых персонажей очень встревоженные лица. Посмотри, как нахмурилась пожилая женщина в платке, повязанном по-крестьянски, домиком. А бородатый мужчина — видимо, муж, её успокаивает.
— Изначально беспокойство этой героини картины художник не связывал с войной. Григорий Шегаль приступил к созданию картины за полгода до начала Великой Отечественной. Он ставил перед собой цель изобразить метро, которое на тот момент всего шесть лет, как открылось. Художник хотел показать реакцию людей на новшество, в том числе и такую, как у этой деревенской женщины.
— Думаешь, она просто впервые оказалась на эскалаторе?
— Конечно. Крестьянку испугала и самодвижущаяся лестница, и необходимость спускаться глубоко под землю.
— Но её тревога придала особое настроение полотну.
— Да! Испуганная пассажирка изображена в правом верхнем углу. Зритель скользит взглядом вниз по диагонали, и находит приметы тревоги в других лицах. Кажется, что и молодая мать в розовой шапочке с особым волнением прижимает к себе младенца, и элегантная молодая пара пребывает в смятении, и мальчик в шапке-ушанке смотрит хмуро. И седой господин в левом нижнем углу картины напряжённо вчитывается в газету.
— Как ни крути, тяжёлое дыхание войны коснулось картины.
— Вольно или невольно, Григорий Шегаль изменил первоначальную концепцию произведения. Он успел сделать несколько набросков картины «На эскалаторе...» перед тем, как был эвакуирован в Башкирию. Когда же вернулся в столицу в 1943-ем, метро служило не только средством передвижения, но и бомбоубежищем. Художник не стал привносить в изображение никаких примет войны. Но её дыхание, как ты выразился, передал.
— 1943 год — это самый разгар Великой Отечественной. Наверное, неспроста на картине основная часть пассажиров едет по эскалатору вниз. Это явно образ — люди погружаются в скорбные события. Кто-то боится, кто-то крепится, кто-то с улыбкой оглядывается назад, как молодой человек в фуражке лётчика на заднем плане.
— Но навстречу этому потоку бежит лестница наверх. На ней всего две девушки, одну из которых почти не видно, она отвернулась. Зато вторая, в белом беретике, смело смотрит вперёд, и взгляд её светел. Смотришь на неё, и веришь — всё будет хорошо! Мне кажется, именно она — главная героиня картины «На эскалаторе. Московское метро». Григорий Шегаль в своём произведении призывает нас не отчаиваться. Ни при каких обстоятельствах!
Картину Григория Шегаля «На эскалаторе. Московское метро» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица