— Андрей, как тебе картина Григория Шегаля «На эскалаторе. Московское метро»?
— Очень нравится, Юра! Сама идея произведения хороша. Эскалатор — бесконечная череда людей. Художник выхватил один миг из этого потока, словно фотограф щёлкнул аппаратом на ходу. Герои полотна — пассажиры, случайно попавшие в кадр, москвичи и гости столицы. У каждого из них своя жизнь, свои заботы. А вместе они составили живой коллективный портрет.
— И я чувствую себя его участником! Всякий раз, приходя сюда, в Барнаульский художественный музей, стою перед картиной Шегаля, вспоминаю годы нашего студенчества. Каждый день с поездки в метро начинался, ей и заканчивался — из общежития в институт и обратно. Сколько ж лет я не был в Москве, Андрей! Как она там шумит, без меня. В подземке, наверное, всё такая же толчея?
— Пожалуй, пассажиров в метро стало больше с тех пор, когда мы с тобой грызли гранит науки. И уж тем более поток вырос со времён создания картины «На эскалаторе...».
— А в каком году она была написана?
— Шегаль начал работать над полотном в 1941 году, а закончил в сорок третьем.
— Так это военного времени картина! А ведь можно было догадаться — у некоторых персонажей очень встревоженные лица. Посмотри, как нахмурилась пожилая женщина в платке, повязанном по-крестьянски, домиком. А бородатый мужчина — видимо, муж, её успокаивает.
— Изначально беспокойство этой героини картины художник не связывал с войной. Григорий Шегаль приступил к созданию картины за полгода до начала Великой Отечественной. Он ставил перед собой цель изобразить метро, которое на тот момент всего шесть лет, как открылось. Художник хотел показать реакцию людей на новшество, в том числе и такую, как у этой деревенской женщины.
— Думаешь, она просто впервые оказалась на эскалаторе?
— Конечно. Крестьянку испугала и самодвижущаяся лестница, и необходимость спускаться глубоко под землю.
— Но её тревога придала особое настроение полотну.
— Да! Испуганная пассажирка изображена в правом верхнем углу. Зритель скользит взглядом вниз по диагонали, и находит приметы тревоги в других лицах. Кажется, что и молодая мать в розовой шапочке с особым волнением прижимает к себе младенца, и элегантная молодая пара пребывает в смятении, и мальчик в шапке-ушанке смотрит хмуро. И седой господин в левом нижнем углу картины напряжённо вчитывается в газету.
— Как ни крути, тяжёлое дыхание войны коснулось картины.
— Вольно или невольно, Григорий Шегаль изменил первоначальную концепцию произведения. Он успел сделать несколько набросков картины «На эскалаторе...» перед тем, как был эвакуирован в Башкирию. Когда же вернулся в столицу в 1943-ем, метро служило не только средством передвижения, но и бомбоубежищем. Художник не стал привносить в изображение никаких примет войны. Но её дыхание, как ты выразился, передал.
— 1943 год — это самый разгар Великой Отечественной. Наверное, неспроста на картине основная часть пассажиров едет по эскалатору вниз. Это явно образ — люди погружаются в скорбные события. Кто-то боится, кто-то крепится, кто-то с улыбкой оглядывается назад, как молодой человек в фуражке лётчика на заднем плане.
— Но навстречу этому потоку бежит лестница наверх. На ней всего две девушки, одну из которых почти не видно, она отвернулась. Зато вторая, в белом беретике, смело смотрит вперёд, и взгляд её светел. Смотришь на неё, и веришь — всё будет хорошо! Мне кажется, именно она — главная героиня картины «На эскалаторе. Московское метро». Григорий Шегаль в своём произведении призывает нас не отчаиваться. Ни при каких обстоятельствах!
Картину Григория Шегаля «На эскалаторе. Московское метро» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.
Все выпуски программы: Краски России
Ейск. Никольский собор
В самом центре приморского города Ейска, что в Краснодарском крае, есть площадь Революции. До октябрьского переворота 1917 года она носила имя целителя Пантелеимона. Этому святому был посвящён и храм, построенный здесь в 1890 году. Его четырёхъярусная колокольня возносилась над площадью и была видна издалека со стороны Азовского моря. В 1936 году Свято-Пантелеимоновскую церковь взорвали безбожники, пришедшие к власти. В пятидесятых годах двадцатого века на месте некрополя, окружавшего храм, построили кинотеатр «Октябрь». А в конце столетия это здание передали православным. Строение, украшенное колоннадами в классическом стиле, реконструировали под церковь и освятили её во имя Николая Чудотворца. В 2008 году с западной стороны возле храма поставили каменную трёхъярусную колокольню. Двенадцать её колоколов каждый день созывают жителей Ейска на богослужения.
Радио ВЕРА в Ейске можно слушать на частоте 101,1 FM
Задонск. Преподобный Георгий Задонский
В летописи Задонского Рождествоо-Богородицкого монастыря примечательно имя преподобного Георгия. Святой родился в 1788 году в Вологде, в семье дворян Мишуриных. В девятнадцать лет поступил на службу в гусарский полк. Защищал родину на полях Отечественной войны 1812 года, а по её окончании задумался о том, чтобы уйти в монастырь. Офицер всё больше вреaмени уделял чтению духовных книг, ходил в храм и усердно молился. В сентябре 1818 года он стал послушником монастыря Рождества Богородицы в Задонске. Молодой инок хранил безмолвие, спал лишь сидя. Смиряя плоть, не снимал железный пояс с острыми шипами. Пять лет он не выходил из своей кельи. Люди присылали подвижнику письма с вопросами о спасении души, и он писал в ответ. После смерти святого его наставления издали отдельной книгой. Мощи преподобного Георгия пребывают в Задонском монастыре Рождества Богородицы.
Радио ВЕРА в Задонске можно слушать на частоте 95,2 FM
Златоуст. Башня-колокольня с часовней Святителя Иоанна Златоуста
Город Златоуст Челябинской области — самый высокогорный на Урале. Он находится на высоте 547 метров над уровнем моря. Чтобы по достоинству оценить живописный ландшафт этого селения, стоит побывать на его западной окраине, в посёлке Красная горка. Он появился в девяностых годах двадцатого века. Тогда здесь построили несколько десятков домов для сотрудников одного из предприятий. А в 2006 году над коттеджами возвысилось уникальное сооружение — башня-колокольня. Её возвели к празднованию церковного прославления святителя Иоанна Златоуста — небесного покровителя города. Ему посвящена часовня в нижней части башни. На звоннице поместили гигантский колокол весом в тысячу триста килограммов. Посетители имеют возможность ударить в него. С колокольни открывается потрясающий вид на окрестности. Златоуст предстает как на ладони в окружении горных хребтов Урал-Тау, Уреньги и Таганая!
Радио ВЕРА в Златоусте можно слушать на частоте 106,4 FM