
— Простите, вы не знаете, как выйти на улицу? Я что-то немного заблудился. Первый раз в Дальневосточном художественном музее...
— Я тоже впервые. Путешествую по Дальнему Востоку. В Хабаровске всего лишь второй день. Но где выход я знаю — в соседнем холле.
— Спасибо вам большое! А коллекция в музее замечательная, не правда ли? Даже уходить не хочется. Столько интересных работ!
— Мне особенно понравились пейзажи. Вот этот, например, какой красивый!
— Это, кстати, не просто пейзаж. Перед нами работа Григория Григорьевича Чернецова «Вид Генисаретского озера». Он написал её в 1844 году.
— На ней изображено большое голубое озеро среди гор... Впереди, на сухом пустынном берегу я вижу людей. Они сидят у больших камней-валунов. Здесь и женщины с младенцами, и мужчины, и старики. Все в каких-то древних одеяниях. Люди измождены, они устали.
— Да, это можно угадать по их позам. На этой картине мы видим евангельский сюжет. Здесь показано одно из чудес, совершённых Христом. Когда Он накормил пять тысяч паломников пятью хлебами и двумя рыбками.
— А на одном из больших камней, как я вижу, стоит сам Христос. Перед ним две корзины. В одной мы видим хлеб, а в другой — рыбу!
— Верно! И на картине мы видим тот самый момент, когда Сын Божий распростёр над корзинами руки, благословляя пищу. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».
— Генисаретское озеро... Интересно было бы узнать, а где оно находится?
— На северо-востоке современного Израиля, но в наше время имеет другое название — Тивериадское. В Священном Писании это озеро встречается ещё как Галилейское море. На его берегах Христос провёл большую часть Своего земного служения. Именно там рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда Господь призвал их на апостольское служение.
— Кстати, а где ученики Христа? Мы их видим на картине?
— Вероятнее всего, апостолы — это кто-то из мужчин, находящихся рядом со Христом. Но точно сказать мы не можем, потому что главная фигура композиции — это Сам Господь. И художник делает на этом акцент.
— Но при этом, обратите внимание, с какой детальной точностью создана работа. Как мастер прорисовал людей, их одежду, окружающую природу...
— Такой детальный, почти научный подход в сочетании с творческим переосмыслением — отличительная черта братьев Чернецовых. Григорий и его брат Никанор, который тоже был художником, много путешествовали. И из каждой поездки привозили заметки, наброски, эскизы, рисунки... А потом по ним создавали полноценные живописные полотна.
— Я тоже люблю путешествовать! А где братьям Чернецовым удалось побывать?
— На Кавказе, в Крыму, в Грузии, в Италии, в Турции. А ещё на Святой Земле. Оттуда они привезли несколько замечательных работ, некоторые из которых созданы художниками совместно.
— Думаю, братья были очень дружными...
— Да, всю жизнь работали вместе, поддерживали друг друга. Много и увлечённо трудились. Хотя при жизни их талант не был востребован. Они оба скончались в забвении и нищете. Зато оставили большое творческое наследие. И сегодня их работы по евангельским сюжетам, замечательные пейзажи, изображения монастырей и храмов хранятся в крупнейших музеях страны.
— А в каких музеях?
— Например, в Русском музее Петербурга или в Москве, в Третьяковской галерее, а ещё в Томске и Таганроге...
— Когда буду путешествовать по этим городам, обязательно найду работы двух талантливых и увлечённых художников — братьев Чернецовых.
Картина Григория Чернецова «Вид Генисаретского озера» находится в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 72. На струнах Псалтири
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
4 июня. О гонениях на христиан

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
О причинах неприятия Христа и христиан — священник Алексий Дудин.
Как часто человеку бывает непонятно, почему не слышат его слова, почему те добрые дела, которые он творит, не хотят принять другие люди, почему они неблагодарны за то добро, которое человек даёт им. И вот Господь даёт ответ на этот вопрос. Если не слушают люди Бога, то тем более они не будут слушать тех людей, которые пытаются дать что-то доброе и донести Божьи идеи и Божью любовь, потому что Господь обладает большим авторитетом. Потому что если люди не слушают самого Бога, то тем более они не будут слушать священника.
Если люди не выполняют Божьи заповеди, то как они будут слушать своих родителей, как они будут уважать своё начальство? Это невозможно, потому что человек прежде всего нацелен на то, чтобы получить пользу для себя самого. А если эта польза не имеет перед собой желания послужить Богу через служение ближнему, тогда непонятно, почему я должен кого-то слушать, почему я должен ущемлять свою свободную волю и терять ту свободу, которая в современной цивилизации кажется высшей ценностью. Действительно, Господь отдал свою свободу для того, чтобы спасти нас, придя здесь на землю и добровольно претерпев мучения. И мы тоже должны научиться жертвовать хотя бы частью своей свободы для того, чтобы сотворить не то, что нам хочется, а то, что действительно нужно в этот момент.
Все выпуски программы Актуальная тема