
— Простите, вы не знаете, как выйти на улицу? Я что-то немного заблудился. Первый раз в Дальневосточном художественном музее...
— Я тоже впервые. Путешествую по Дальнему Востоку. В Хабаровске всего лишь второй день. Но где выход я знаю — в соседнем холле.
— Спасибо вам большое! А коллекция в музее замечательная, не правда ли? Даже уходить не хочется. Столько интересных работ!
— Мне особенно понравились пейзажи. Вот этот, например, какой красивый!
— Это, кстати, не просто пейзаж. Перед нами работа Григория Григорьевича Чернецова «Вид Генисаретского озера». Он написал её в 1844 году.
— На ней изображено большое голубое озеро среди гор... Впереди, на сухом пустынном берегу я вижу людей. Они сидят у больших камней-валунов. Здесь и женщины с младенцами, и мужчины, и старики. Все в каких-то древних одеяниях. Люди измождены, они устали.
— Да, это можно угадать по их позам. На этой картине мы видим евангельский сюжет. Здесь показано одно из чудес, совершённых Христом. Когда Он накормил пять тысяч паломников пятью хлебами и двумя рыбками.
— А на одном из больших камней, как я вижу, стоит сам Христос. Перед ним две корзины. В одной мы видим хлеб, а в другой — рыбу!
— Верно! И на картине мы видим тот самый момент, когда Сын Божий распростёр над корзинами руки, благословляя пищу. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».
— Генисаретское озеро... Интересно было бы узнать, а где оно находится?
— На северо-востоке современного Израиля, но в наше время имеет другое название — Тивериадское. В Священном Писании это озеро встречается ещё как Галилейское море. На его берегах Христос провёл большую часть Своего земного служения. Именно там рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда Господь призвал их на апостольское служение.
— Кстати, а где ученики Христа? Мы их видим на картине?
— Вероятнее всего, апостолы — это кто-то из мужчин, находящихся рядом со Христом. Но точно сказать мы не можем, потому что главная фигура композиции — это Сам Господь. И художник делает на этом акцент.
— Но при этом, обратите внимание, с какой детальной точностью создана работа. Как мастер прорисовал людей, их одежду, окружающую природу...
— Такой детальный, почти научный подход в сочетании с творческим переосмыслением — отличительная черта братьев Чернецовых. Григорий и его брат Никанор, который тоже был художником, много путешествовали. И из каждой поездки привозили заметки, наброски, эскизы, рисунки... А потом по ним создавали полноценные живописные полотна.
— Я тоже люблю путешествовать! А где братьям Чернецовым удалось побывать?
— На Кавказе, в Крыму, в Грузии, в Италии, в Турции. А ещё на Святой Земле. Оттуда они привезли несколько замечательных работ, некоторые из которых созданы художниками совместно.
— Думаю, братья были очень дружными...
— Да, всю жизнь работали вместе, поддерживали друг друга. Много и увлечённо трудились. Хотя при жизни их талант не был востребован. Они оба скончались в забвении и нищете. Зато оставили большое творческое наследие. И сегодня их работы по евангельским сюжетам, замечательные пейзажи, изображения монастырей и храмов хранятся в крупнейших музеях страны.
— А в каких музеях?
— Например, в Русском музее Петербурга или в Москве, в Третьяковской галерее, а ещё в Томске и Таганроге...
— Когда буду путешествовать по этим городам, обязательно найду работы двух талантливых и увлечённых художников — братьев Чернецовых.
Картина Григория Чернецова «Вид Генисаретского озера» находится в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема