"Греческая культура и классическое образование". Светлый вечер с о. Андреем Степановым и Инной Медведевой (06.04.2017) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Греческая культура и классическое образование". Светлый вечер с о. Андреем Степановым и Инной Медведевой (06.04.2017)

* Поделиться

о. Андрей Степанов и Инна Медведева

У нас в гостях были клирик Николо-Перервинской обители священник Андрей Степанов и директор гимназии им. митрополита Платона Левшина Инна Медведева.

Разговор шел о том, насколько сегодня актуально классическое образование, что детям дает духовная составляющая в школьной программе и зачем в Платоновской гимназии изучают греческую культуру.

 

 


Здравствуйте! Это программа светлый вечер в студии Владимир Емельянов

А.П.: Алексей Пичугин. Здравствуйте!

В.Е.: Мы сегодня продолжаем наш разговор об образовании, уже прямо несколько передач подряд выходят посвященные образованию и сегодня у нас в гостях директор православной гимназии имени Митрополита Платона Левшина, Лёвшино, ЛевшинА....

- Алексей Пичугин: Всегда спорный вопрос был.. т.е. Википедия предлагает на первый слог ударение ..

В.Е.: Это Алексей Пичугин.

А.П: Да! Здравствуйте, еще раз!

В.Е.: Да, а я Владимир Емельянов. И ещё у нас в гостях иерей Андрей Степанов, клирик Николо-Перервинской обители. Вот так вот мы сумбурно и начали. Здравствуйте!

А.П.: Здравствуйте!

А.С.: Добрый день!

А.П.: Инна Медведева, директор православной гимназии имени митрополита Платона.

И.М.: Здравствуйте!

В.Е.: Давайте определимся с названием, чтобы мы в течении нашей беседы уже не заостряли на этом внимания, как принято у вас в гимназии?

И.М.: Принято Платона ЛевшинА.

А.П. Ну, давайте мы так будем...

В.Е.: Да. Вот есть такая точка зрения, что классическое образование в чистом виде является чем-то не очень-то нужным и может быть даже несколько устаревшим, что современная жизнь предъявляет людям иные требования, зачем ему мол все эти древние знания, всё такое прочее, можно с этим согласиться, можно с этим согласиться лишь отчасти, потому что классическое образование есть классическое образование. Вот, и вот что это собственно говоря за гуманитарий, что это за филолог, который незнаком с традициями, ваша гимназия, я так понимаю, что вот именно в классическом русле, да, дает образование?

И.М.: Да, абсолютно верно, наша гимназия развивается и наследуемые традиции православного образования, можно сказать и классического образования, а поскольку наша гимназия была построена на месте существовавшего еще с конца 18 начала 19 века здания, где некогда находилась в том числе духовная семинария.

А.П.: И сейчас там есть семинария, насколько мне известно.

И.М: Да, семинария находится в здании монастыря, а наше здание было отстроено и предоставлено для обучения и получения именно среднего общего среднего образования.

А.П.: Давайте сразу уточним место, где вы находитесь, это Перерва, это Юго-Восток Москвы, платформа железнодорожного Курского направления "Перерва", метро не знаю какое.

И.М.: Метро "Печатники" до остановки "Николо-Перервинский монастырь".

А.П.: Далековато от метро, да?

И.М.: Я бы сказала пять остановок автобусом.

А.П.: Географию определили.

В.Е. И вот еще что хочется сразу уточнить, чтобы сразу не было никаких кривотолков и недопонимания и вообще в целом и у нашей аудиторией в том числе. Принципиальная разница между школой и гимназией?

И.М.: В плане, образовательно-учебный план мы выдерживаем в соответствии с требованиями Министерства Образования и Федерального государственного образовательного стандарта, есть у нас усиленные компоненты, которые представлены во внеурочной деятельности, это гуманитарный компонент, языковой компонент, и мы изучаем дополнительный греческий язык, у нас он идет как второй иностранный язык, акцент делаем на истории, на изучение литературы, в том числе и православной литературы,

церковно-славянский язык у нас, церковное, пение это то, что я сказала бы наверное на классический или является отличительной особенностью от общеобразовательной школы. Все остальные компоненты и программы, часы, всё мы выдерживаем.

В.Е.: Ну, иначе вам бы не дали заниматься этой деятельностью

И.М: Конечно.

В.Е.: Не совсем понятно, зачем детям греческий язык, кто на нем говорит, за исключением греков Греции, ну может быть на Кипре еще, и ...

А.П.: Раньше, понятно, что греческий язык еще до революции изучался, потому что он имел больше распространений, верней ему можно было найти более прикладное применение в жизни, и не думаю что основная масса ваших выпускников будет заниматься богословием, да, работать с первоисточниками, которые как мы все знаем на греческом языке?

И.М.: Вы знаете, мы считаем, что это перспективное направление, потому что на данный момент и у России и Греции международные отношения довольно тесные, и часть наших учеников мы будем ориентировать, они сами уже в принципе ориентированные на то, чтобы работать переводчиками Греции и транслировать культуру в том числе российскую культуру в Греции, а мы в свою очередь изучаем греческий язык и греческую культуру и ещё с точки зрения конечно духовности, потому что изучая культуру православия, понимаем, что без истоков, не зная греческой культуры и не зная именно православной греческой культуры, мы не смогли бы полноценно развиваться, именно в плане православной культуры и знания в этой области.

А.П.: Какой уровень преподавания греческого языка, это основы или ребенок по окончанию школы может на греческом должен свободно общаться свободно общаться, читать текст и переводить, и вообще речь идет о современном греческом языке или о древнегреческом?

И.М.: О современном греческом языке.

А.П.: Потому что - я уточню, не древнегреческий, а греческий язык трансформировался много раз, есть старо-греческий, есть новый греческий, у вас преподается именно новый греческий, тот самый, который сейчас в ходу у самой Греции?

И.М.: Да, современный греческий язык.

А.П.: Какие еще предметы в гимназии есть, которые отличить ваше учебное заведение от обычной средне-образовательной школы, ну, давайте сейчас опустим церковно-составляющую, о ней давайте попозже поговорим..

В.Е.: Может быть в иначе литературу преподаете?

И.М.: Однозначно. И сказать иначе нельзя, потому что темы соответствуют рабочим программам, но каждый урок у нас обязательно сопровождается православным акцентом, потому что мы всё рассматриваем конечно с точки зрения православия и выводы в том числе, как говорится, мораль, да, любая тема, любое произведение, оно рассматривается с точки зрения духовности и православного акцента.

В.Е.: Теперь мне хотелось бы задать вопрос отцу Андрею- вот Вы чем занимаетесь в гимназии?

А.С.: Я в частности являюсь руководителем православного молодежного объединения "Держава" при Николо-Перервинской обители и молодежь, которая выходят за стены и гимназии, мы стараемся ее не упускать, мы стараемся, чтобы она имела возможность полноценного общения и такого досугового и возможность постоянного внимания по отношению к ним, чтобы их не могли увлечь какие-то абсолютно другие интересы...

В.Е.: Например?

А.С.: Например, если человек попадает в дворовую обстановку в свою собственную, то все интересы двора и светской молодежи они направлены сейчас в основном на какие-то компьютерные игры, моду, на современные новинки кинематографа и прочие вещи, которые могут дать ребенку, ну то есть немного негативный пример, который может его отвлечь от той темы, которая ему преподается в школе, поэтому мы даже стараемся досуговую часть гимназистов, ну т.е. стараться дать понимать, что они не просто получают образование, а что они могут употреблять его в жизни, что они не просто узнают православие в школе и культуру, традиции, ценности, а что они могут их применить в своей бытовой жизни, в будущем, в своих семьях, т.е. мы даем возможность заниматься в кружках, и рукоделием, и для юношей это молодежные тренировки и рукопашный бой, походы, для девочек это русские народные танцы это вышивание, спектакли...

В.Е.: Я-то думаю, а что у нас детей-то во дворах нету? А они оказывается все, я не хочу сказать что они все по объединениям державы находятся или там в гимназии, в православии целый день, но вот просто, я вот слышал от родителей, от своих сверстников, которые говорят о том, что ребенка просто невозможно вытолкнуть гулять на улицу, во двор, они не хотят идти, я просто вспоминаю свое детство, сколько мы времени проводили во дворе. И я кстати должен сказать, что относительно влияния двора на неокрепшие умы, здесь я мог бы поспорить с вами, о.Андрей, благо что формат нашей встречи позволяет мне спорить со священником, и я очень дорожу этим местом, и работаю именно поэтому. :) Вот в нашей компании, когда мы были детьми, в 14-16 лет, время всевозможных рисков, сейчас эти риски немножко изменились, вот у нас такого не было, но тем ни менее, все оставшиеся русско-народные риски у нас тоже присутствовали. Но должен сказать, что из нашей компании в общем-то все вошли в люди: одна девочка уехала в Америку и там одна из ведущих театральных критиков, вторая живет в Европе, она искусствовед, занимается живописью, один наш очень хороший товарищ, он возглавляет юридический отдел очень известной рекламной компании в России, и еще один наш друг хороший, он бас-гитарист и алтарник, здесь вот в храме первой городской больницы, и ваш покорный слуга журналист, в общем, ничего с нами такого не произошло.

А.С.: Я полностью с Вами согласен, что время...

В.Е.: А детей на улицах нет.

А.С.: Не буду с Вами спорить, потому что мое призвание заключается в том, чтобы наоборот найти компромиссы и не стараться спорить, а найти консенсус и умиротворить стороны. И я тоже жил в конце Советского времени, в конце 90-х годов тоже, эти же дворы мы с ребятами облазили, играли с ребятами в казаки-разбойники... Могу сказать о том, что учился в школе, тоже в православной гимназии. На то время это одна из единственных в центре Москвы на Ордынке, это была гимназия имени Нестора Летописца, она была достаточно известна среди православных, церкви только открывались.

А.П.: На Ордынке была православная школа, которую в народе звали "тринашка".

А.С.: Да, 1323,

А.П.: А, это она и есть?

А.С.: Это она и есть, я ее выпускник, поэтому она популярна, ну в кругу православного мира, она была известна, была одним из таких ключевых заведений, куда люди стремились попасть, туда собирались, ездили туда с разных концов Москвы . У нас тоже был такой опыт личный собственный, столкновение с дворовыми ребятами центра Москвы, Ордынки...

А.П.: Это всё ещё сохранялось?

В.Е. Конечно...Вот эти вот нескучный сад, воробьевы горы, парк культуры - это поле боя вообще было.

А.С.: Да, битва за район.

В.Е. Да-да.

А.П.: Я про район электрозаводской много чего могу рассказать.

В.Е.: Уверен?))

А.П.: (смех)

А.С.: Ну у каждого свой опыт. Могу сказать о том, что когда вот мы собирались после школы выходили, нам приходилось вместе идти до метро, потому что могли просто по одному вылавливать, ну вразумлять. Потому что даже мы если играли во дворе школы футбол, если мы выигрывали, то это предмет на то чтобы подраться, отстоять какие-то свои позиции, ну вот и это нас объединяло, как-то давало возможность чувствовать, что мы вот такая семья в окружении каких-то агрессоров со стороны других дворов, и что отличало наверное обычную школу от гимназии это давало возможность понимать то что нас именно объединяет, это не школа, а вот вера - что мы вот одним духом воспитаны, ехали на такое большое расстояние от дома, вот, стремились к тому, чтобы получить это образование, и стремились к тому, чтобы сохранять это единство. Вот у нас в воскресенье-суббота мы проводили в храме, был коллектив, который нам по нашему духу, по нашему воспитанию для нас приемлемые, ну можно сказать всем нам подходящий, и школа нам давала действительно вот это ощущение того, что мы в ограде некой семьи, что мы я даже могу сейчас сказать о том, что действительно гимназия видя сегодняшнюю обстановку в гимназии имени Митрополита Платона и в других школах, потому что много приходится и по другим школам тоже встречаться с детьми посмотреть, что наверное сделать какой-то вывод, что именно на гимназия дает всё-таки возможность ощущения единого духа в школе у каждого ребёнка. То есть он не чувствует какой-то индивидуальную позицию не видит в своем сверстнике какого-то соперника или не может в нём как-то увидеть врага. То есть он всегда может доверять воспитывается в таком и ощущения мира именно семьи. Вот, и вот именно гимназия позволяет создать такую атмосферу, потому что я могу сказать что из моего класса с моей школьной скамьи вышло шесть священнослужителей это не было каким-то целенаправленным таким действием, который воспитывал священнослужителей, просто дети, которые сохранили вот эту вот чистоту православия сохранили эту чистоту воспитания, они смогли потом и принять решение, стать еще священнослужителем.

"Светлый вечер" на "радио Вера".

А.П.: Напомним дорогие слушатели, что в гостях у радио Вера сегодня священник Андрей Степанов, клирик Николо-Перервинского монастыря, и Инна Медведева, директор православной гимназии имени митрополита Платона Левшина, гимназия находится как раз на территории Николо-Перервинского монастыря. Скажите пожалуйста, а как.. Вы вообще замечаете различия между детьми, которые учатся в гимназии и школьниками из обычных образовательных учреждений?

В.Е.: И в догонку сразу можно ещё один вопрос: между теми учениками среди которых учились в Православной гимназии и нынешними, большая между ними разница, и вообще между гимназиями, по духу своему? Понятно что, нет, по духу это не очень правильный вопрос будет, ну просто они сильно отличаются?

А.С.: Ну, по духу, наверно, все таки не сильно отличаются, потому что наверно дух...

В.Е.: Я поправился))

А.С.: Дух он сохраняется испокон веков, это с самого основания.

В.Е.: Да, по атмосфере...

А.С.: Да, по атмосфере могу сказать, что дух времени все равно изменился и само собой это влияние сегодняшнего времени оно отражается не только на гимназистах, но и семинаристах, потому что я учился потом и в семинарии и знаю, допустим, эпоху когда я учился, когда не было телефонов и ноутбуков, и сейчас, семинаристов, которые уже имеют какой-то доступ в Интернет, их это разделяет, разъединяет, у них уже нет блеска в глазах, какого-то энтузиазма и собственной инициативы, т.е. они могут быть умными и образованными, но вот эта потеря инициативы и энтузиазма, она наблюдается не только в церковных, но и в светских учреждениях. Это можно посмотреть статистику в сегодняшних вузах. Конечно изменилась обстановка и в мире, и изменился определенный интерес у детей.

В.Е.: Я не думаю, что Интернет так на это влияет.

А.П.: Нет, это не Интернет так влияет.

В.Е.: События, когда учились мы, ну я чуть раньше, ты чуть позже, если бы был, вот у меня не было тоже Интернета, когда я учился в институте. И мне не нужно было тратить время для поездки от дома до библиотеки за специальной книгой, а то могли и не дать, им нужно сидеть в читальном зале, тратить время. А будь у меня тогда интернет. Я бы институт закончил за два года.

А.П.: В институте я просидел все пять лет в библиотеке и не было никакого Интернета, и были обычные книги, как это было испокон века. Мне кажется дело в другом: дело в том, что то время, о котором говорит о.Андрей, это время если не самого перелома, то первые годы после этого, и соответственно дети, которые воспитаны были после 90-х на событиях конца 80-х годов, у них у всех вот эта пассионарность проявлялась, нежели у учеников, которые учились там 10-ю годами позже.

А.С. Могу с Вами согласиться.

А.П.: Вот сейчас опять время меняется, видите, что-то происходит другое и дети становятся менее, менее что-ли, нет верней не менее, они становятся как раз - менее равнодушными, да, менее равнодушными...

В.Е.: Ну, посмотрим, посмотрим, надо чтобы они выросли эти дети, и хотя бы надо лет через пять посмотреть во что это выльется и насколько они будут не равнодушными, ни к судьбе собственной страны, где они будут жить, я надеюсь, и вообще ко всему окружающему.

А.С.: Хотелось бы сказать, что гимназия по моему личному опыту всё-таки дала мне возможность действительно больше углубиться в свою историю своей страны, то есть на корнях именно и менталитете дореволюционном, т.е. смотреть, изучая историю и прочие другие гуманитарные предметы, они изучались именно с позиции педагогов, которые показывали нам тех героев, на которых церковь старается привести какой-то пример. Это Александр Невский, это Дмитрий Донской, и показывая их подвиг не просто как политиков хороших и полководцев, а именно с позиции того во имя чего они сражались. И вот подвиг князя Владимира, который объединил это огромную многонациональную страну, именно с позиции веры, а не с позиции там географии или социальных или языковых каких-то культура.

А.П.: Вот смотрите прошло сколько-то времени, там всего лишь лет 15 и отношение к этому тоже сильно изменилось и наверно многие с Вами многие поспорят, что это именно те вещи, на которых должна объединяться страна. Ну, опять же, мы здесь немного о другом говорим, о вашей гимназии в первую очередь. Чем вы сами гордитесь, что у вас есть? Пожалуйста, Инна.

И.М.: Я думаю отличительной чертой гимназии это конечно нужно в первую очередь назвать атмосферу духовности, высокий уровень духовности, солидарность детей, соборная молитва, подготовка, воспитание некое такое в дружелюбии, в помощи, они у нас растут, к друг другу, в уважении к старшим, и конечно отличительной особенностью гимназии можно называть в том числе и высокий уровень образования я бы сказала, и как раз таки, ту интеллектуальную активность, что мы наблюдаем сейчас в нашей гимназии по качеству и по количеству участий и в олимпиадах и в проектной деятельности, фактически и это без преувеличения, 99% учащихся активно занимаются и участвуют и принимают участие и в проектах, которые нам предлагает департамент образования и патриархия, один процент, я бы поставила тем ребятам, они тоже очень активные, тем спортсменам нашим, которые наверное проявляют себя и достигли высоких результатов именно в этом направлении, а так фактически стопроцентно - активность детей.

В.Е.: А у вас обучение совместное, и мальчики, и девочки учаться?

И.М.: Совместное.

В.Е.: А что Вы скажете про то, про раздельное обучение?

И.М.: У нас просто не было практики. Вот о.Андрей...

В.Е.: Ну, просто соображения Ваши...

И.М.: Соображения... Я думаю что польза есть в раздельном, однозначно. Более, наверное, уважительное отношение к девочкам, трепетное и трогательное даже.

В.Е.: Да? Мне кажется, Вы сильно идеализируете это?

И.М.: Это, со слов, отца Андрея, так и есть.

А.П.: А нам не с чем сравнивать.

В.Е. Есть с чем.

А.П.: Мне кажется у нас последнее обучение было в послевоенные годы, в 40-е годы, нет?

В.Е.: Я учился в московской капелле мальчиков, это была...

А.П.: Это школа была?

В.Е.: Это была общеобразовательная средняя школа №122 и в ней была хоровая капелла мальчиков при хоровом обществе города Москвы, которой руководил Нинель Давидовна Камбург, которая уже к сожалению нет в живых. И там учились одни мальчишки, потому что это был хор мальчиков, их было два. Это был концертный и был не концертный хор, но тем не менее все получали образование, это были не только на группе продленного дня, это предположим, мог быть урок физики, потом урок литературы, потом мог быть урок сольфеджио, после этого русский язык, география, и после этого музыкальная литература, потом хор, где-то часа в три-четыре он начинался или даже в два, один на первой этаже в большой аудитории, другой повыше, и у нас там девочек было раз-два и обчелся, и у девочек косы страдали очень сильно и не только косы, я должен заметить, ну это правда было советское время, была мальчишеская школа, самая настоящая. А отец Андрей, а у Вас какая история?

А.С.: Ну вот опыт того, что вот в этой "тринашке" так называемой, 1323. Когда я туда пришел, были раздельные классы, т.е. мальчики и девочки отдельно учились. У нас было ну где-то 25 мальчиков и также девочек, А и Б, и могу сказать, что вот начиная с третьего класса, когда вот проявлялся интерес к девочкам, у нас было, по своему собственному опыту я помню, что девочки это нечто такое трепетное, отношение у нас было действительно, по отношению к ним, чего-то такое, чего стоит добиваться, что правильно с позиции даже будущего супруга, будущего юноши, который и должен не просто иметь доступность к девушке и к ее т.е. общению, потому что сегодняшнее общение даже вот через Интернет и соц.сети - оно упрощается, т.е. не даст девушка пощечины за пошлость, за грубость, с которой ты...

В.Е. Да, это скучно, я согласен.

А.С.: Да, и она, раз, и стирается вот эта грань, т.е. как я упомянул, что не было у нас телефонного Интернет общения - это давало нам возможность писать письма, т.е. следить за девочками из-за угла, где она живет, делать ей какие-то сюрпризы, например вот лично я помню как мы занимались резьбой по дереву, нас у для мальчиков была такая очень хорошая группа, которая творческая, где мы учились резать по дереву, и потом многие после 9 класса пошли в абрамцевское училище, вот, и закончили его как краснодеревщики, вот такой был преподаватель. И я сам делал какие-то поделки, там подкладывал их потом тайком, девочкам, которые симпатизировали мне, с какими-то запискам на Пасху там, на Рождество Девы, вот такие знаки внимания. И это было такой таинственное отношение, которое сохранилась до сегодняшнего дня, трепетное, я могу сказать, что оно давало нам возможность, ну, именно пример преподавателя, педагога, как они правильно преподнесли это отношение, как они собственным примером это показывали. Сам коллектив преподавателей, которые соответствует духу воспитанников, оно в целом позволяет в полноте атмосферы, именно стараться научить правильно пользоваться своими эмоциями, своей жизнью, и правильно их координировать, педагог должен быть всегда есть уже доверительным таким лицом, которые уже можно сказать во время учебы заменяет родителей, помогает может быть даже становится авторитетом, с которым дети советуются, с которым...

В.Е.: Вот видите, Вы просто говорите о том, что у вас было параллельное обучение. У вас, у вас был класс мальчиков и класс девочек, а я просто говорю о том, что это просто сугубо мужская школа была, в принципе. Хотя девочки в ней учились , но если одна в классе может быть после 5 или 6-го какая-то там, не то что она там, блатная какая-то там и так далее, ну просто вот девочка живет напротив в доме или там где-то в районе Тверской просто школа в Малом Палашевском переулке была, она есть, но она другая совсем, это другая история, вот мы просто ее обязаны были взять, потому что она жительница этого микрорайона, в советское время за этим очень сильно следили. Это в лучшем случае, а мальчики которые учились в начальной школе, у них девочек не было совсем.

А.П.: У меня в школе было четверо мальчиков в классе и двадцать одна девочка.

В.Е.: Прекрасно!

А.П.: А мы продолжим через минуту. Напомним, что вместе с нами сегодня священник Андрей Степанов, клирик Николо-Перервинского монастыря и Инна Медведева, директор православной гимназии имени Митрополита Платона Левшина. Алексей Пичугин.

В.Е.: И Владимир Емельянов - мы вернемся через минуту.

"Светлый вечер" на радио "Вера"....

Радио "Вера" представляет:

"Светлый вечер" на радио "Вера"

В.Е.: Мы продолжаем наш "Светлый вечер", в студии Владимир Емельянов

А.П.: Алексей Пичугин.

В.И.: И наши сегодняшние гости: иерей Андрей Степанов, клирик Николо-Перервинской обители, и Инна Медведева, директор православной гимназии имени Митрополита Платона.

Ну, для того, чтобы закончить наше брюзжание, я тоже скажу, что после школы, после 8-го класса я пришел в медицинское училище, при первом МИДЕ в Москве, у нас была 5 мальчиков и вокруг нас 22 девочки, тоже было неплохо. Но вернемся к классическому гимназическому образованию. Вот я знаю, что в Вашей школе действует Византийский клуб - это что такое?

И.М.: В программе этого клуба: изучение византийской культуры, истории, ну в том числе языка греческого, но особенно этот клуб отличается тем, что участвует в проектах. В этом году у нас стартовал интересный, значимый проект, в том числе и международный проект "Русь и Византия - общие страницы истории", где мы параллельно изучали ход событий русской истории, от Руси, князья рюриковичи, и параллельный ход развития событий в Византии, и находили те точки соприкосновения. Это проходило у нас в разных формах, одна из таких активных форм Брейн-ринг, где ребята активно состязались в знаниях по этой теме, и теперь мы продолжаем это направление, мы пригласили на площадке состоится следующая игра Брейн-ринга, тоже по этой теме, только теперь между учащимися нашей гимназии, это будет сборная команда, и греческой диаспорой. И к первому октября мы планируем провести на площадке, это будет согласовываться может быть, это только перспективные планы, хотелось бы провести на площадке консульства, греческого или кипрского, поскольку мы взаимодействуем и частые гости...

В.Е.: А в Стамбул вы их не возили?

И.М: Вы знаете, ребята выезжают ежегодно, в Грецию и на Кипр, в Стамбуле не были, но в планах у нас обязательно есть посещение Стамбула.

А.П.: Великий город, не знаю, я был один раз, и с тех пор я мечтаю туда вернуться каждый день.

В.Е.: Немножко поспокойней станет, вместе съездим, я тоже очень хочу вернуться туда

А.П.: Уже стало спокойней.

В.Е.: Я тоже мечтаю вернуться, ну потому у меня тоже не очень много времени хватило, но я совершенно очарован, ну просто и сама атмосфера и архитектура и вообще понимание того, где всё продолжилось и что мы, как Русь христианская, откуда и что мы подхватили, и что мы держим до сих пор, когда там все закончилось, к сожалению. Мне кажется им бы было интересно побывать.

А.П.: Будем надеятся, что они съездят. А Вы говорите греческая диаспора, это те греки, которые живут в Москве, да?

И.М.: В Москве, да.

А.П.: А в Москве большая греческая община?

И.М.: Довольно таки больша, да, мы часто с ними сотрудничаем, греческий культурный центр поддерживает в том числе эту диаспору и ребята диаспоры ежегодно у нас на совместные мероприятия творческие вечера, праздники, мы приезжаем к ним, они к нам приезжает. Я не могу сказать общее количество, я думаю довольно-таки большое, но к нам приезжать количество детей может быть 20-30 человек.

В.Е.: А поездки в Грецию есть, да?

И.М.: Поездки в Грецию, да, обязательно.

В.Е.: А как это всё происходит? Это какие-то паломнические путешествия или это больше такая развлекуха?

И.М.: Знаете, нет, не развлекуха. Первая паломническая поездка, потом после посещения супругой президента Кипра нашей гимназии нас пригласили на Кипр, с довольно таки интересной экскурсией на Кипр, где на высоком уровне принимали наших ребят, мы были конечно польщены, это было интересно, это было здорово, и в президентском дворце побывали, это очень глубокая содержательная поездка получилась, и познаний очень много вынесли, а вот в этом году мы собираемся как раз таки сделать экспедицию, эта экспедиция, она больше будет носить такой историко-культурологический характер и мы хотели бы подключиться может быть, если нам удастся, к археологической такой экспедиции.

В.Е.: Вот, Вы можете попросить Алексея он...

А.П.: Я ничего не знаю про античную...

В.Е.: Тебе будет самому интересно, мне кажется.

А.П.: Я как-то к античной археологии не то чтобы сильно, мне всегда нравилось то, что вот здесь под ногами лежит, на той земле, где мы живем, либо мы часто бываем.

В.Е.: Алексей просто часто бывает в археологических экспедициях.

И.М.: Как здорово!

В.Е.: Когда снега нет, он прямо пропадает.

А.П.: Да иногда и когда снег есть.

В.Е.: Это же еще хороший практикум языковой.

И.М.: Совершенно верно. Да. Ребята общаются между собой. В прошлом году нас посетила, в том числе мы сюда же принимаем греческие группы, и школьников, активно сотрудничаем со школами Греции и Кипра, это школы городов Лимассол, Салоники, приезжали киприоты, гостили, обеспечивали им тоже интересную экскурсию, содержательную такую, показали достопримечательности Москвы, соборы, памятники архитектуры, и ребята между собой общаются, мы поддерживаем связь и планируем в этом году в том числе принимать группу.

А.П.: А говорят,греки очень ревностно относятся к тому, что эта православная культура... всё-таки мы по их мнению... не по их мнению, в общем-то так и есть - оттуда заимствовали, и они так немного ревнуют конечно к тому, что у нас это всё развилась может быть даже в некотором смысле более широко в какой-то момент чем у них?

В.Е.: Что Вы скажете, отец Андрей, по этому поводу?

А.С.: Я думаю что такое мнение бытует это больше в таких иерархических кругах наверно, но там где есть амбиции, а в более простых таких в слоях, где пытаются сохранить культуру пытаются вообще уцепиться хотя бы за то что имеют, вот этого не присутствует, я сам могу сказать, что в этом году был на Кипре, и был приглашен в лагерь детский, который приезжал к нам, приезжал в гимназию, смотрел, я перед ними выступал, тоже рассказывал о традициях русских в России, и вы знаете, с таким интересом меня слушали, около 2 часов они слушали, с переводчиком конечно, они потом выступали, делали свои, ну то есть, от души прямо по-настоящему искренне, окружили меня всем теплом вниманием, были настолько любвеобильны и искренни, что я не почувствовал вообще какого-то даже, не то что какой-то разницы, а наоборот мне показали, что они ценят то есть вот на этом уровне они ценят то, что мы сохраняем православие, что мы ему настолько на его стараемся развивать, ну, что она развивается среди наших детей, они очень многие даже на уровне вот именно простых греков, они многие помнят какое-то предание, они помнит какое-то пророчество о том, что из России придёт и освобождение там Константинополя там бывшего именно вот Стамбула, и они во всё это свято верят и вот и я даже вот на уровне с теми, с кем не общался, но т.е. со священнослужителями, именно почувствовал это вот наоборот даже уважение какое-то.

А.П.: Кстати, меня это всегда удивляло в греках они верят, что Стамбул будет их, 20 млн. турок и маленькая община 2 тыс. человек едва набирается греков, на город, но вот святая вера в то, что когда-нибудь он вернется у них есть.

В.Е.: Ну, идеи верят в то, что им вернется Иерусалим. От первого камня до последнего. Но я думаю, что это невозможно, наверное, не знаю, "пути Господни неисповедимы" и история покажет и мы конечно не можем тут сидя.. мы можем фантазировать на эту тему, а как будет непонятно. Инна Николаевна, я хотел бы у Вас спросить, вот Вы изучаете греческий язык, Вы изучаете греческую культуру в том числе, а там у них в Греции, может быть на Кипре, у них есть подобные гимназии, которые вплотную занимаются изучением русского языка, русской литературы, русской культуры?

И.М.: Я могу сказать о тех школах, с которыми мы сотрудничаем, они с большим желанием, во-первых интересом, да, любопытством, и желанием, они не просто как бы впитывали нашу культуру и язык в том числе, когда они здесь были, с удовольствием нашу культуру транслируют, потому что у нас и ни единожды мы проводили с ними телемост и они с такой радостью с таким удовольствием поют наши русские песни, что даже нам захотелось выучить греческий и спеть и подарить им эту радость. Т.е. они с нами как единым духом с нами. И если бы не разница в языке, честно говоря, даже и не скажешь, что иностранцы, даже вот единым духом, как бы, едина плоть была, вот настолько ребята приезжали настолько с ними сроднились и они приехали прислали нам фотографии уже на Кипре они провели сразу по возвращению вечер русской культуры, было так забавно, интересно, они были уже в русских костюмах, они взяли у нас образцы, ну я думаю это возможно было у нас взять и не только у нас, но тем не менее, они были в красивых русских сарафанах, в русских рубахах, у них на столах были красивые русские матрешки, они уже их смогли, сделали по возвращению блины. Хотя никакого такого русского праздника по возвращению, большого грандиозного, ну просто они хотели показать, что насколько они благодарны, они пригласили в свою очередь консула или посла России в Греции на Кипре, вот и нас конечно они этим порадовали, что мы им тоже даем не только, да вот приняли посмотрели и все - они жаждут, они берут и транслируют и несут.

А.С.: Могу еще добавить, что там на Кипре сделали мне экскурсию в гимназию, которая их внутри такая с изучением собственных традиции, но что порадовало, что при этой гимназии есть храм, духовник, и они изучают наших святых. То есть они изучают наших современных новомучеников, которых мы даже ну так не сильно, к сожалению, интересуемся, углубляемся в это изучение, т.е. мне попался журнал, который у них вот последний номер, где было написано о подвиге Евгения Родионова, о подвиге там трех чеченских солдат, которые положили там за страну свою жизни, и этот рассказ у них был, ну на их греческом языке, но по крайней мере, они стараются это всё наблюдать и интересоваться, даже современным нашим сегодняшним положением Церкви, и что меня очень порадовало то, что у нас параллельно есть очень много сходства, потому что всё-таки у них всё связано всё равно с православием, и даже светская вся культура в Греции, она все равно на сегодняшний день она настолько старается быть близкой к православию, хотя сейчас уже она может быть и не становится там какой-то национальной религией, становится уже такой как-бы может быть традиционной, к сожалению, а то есть она постепенно уходит, может быть с позиции сегодняшней глобализации или чем-то еще, и это может быть связано, может быть с европеизацией и всего прочего, но то что вот сегодня у нас есть гимназия на базе монастыря, это очень большое тоже хорошее подспорье, потому что у них всегда есть возможность выбора, куда дальше использовать свои знания, и применять их на практике, потому что когда допустим гимназия стоит где-то далеко от храма и не имеет связи с духовником, со священником то есть, ну, там есть храм, там проходят постоянно богослужения, в нашей гимназии, здесь, митрополита Платона, т.е. настоятель Николо-Перервинского монастыря, протоиерей Владимир Чувикин, он постоянно находится в общении с детьми, это человек опытный уже 70-летний, с сорокалетним стажем в священстве.

А.П.: Приходил, да, мы с Володей с ним общались как раз.

А.С.: Ну вот поэтому у них есть тоже возможность преемства, то есть почувствовать вот эту вот связь эпохи, то есть почувствовать это православие, которое пережило может быть даже то время, когда было...

А.П.: Он очень интересные истории из жизни свои собственные рассказывал про то как он учился в школе, помнишь, ему там, все его приключения и злоключения, связанные с тем, что семья ходила в церковь и прочее...

В.Е. Да, вспомнил, теперь вспомнил.

"Светлый вечер" на радио "Вера"

А.П.: Мы напомним, дорогие слушатели, что в гостях у нас сегодня священник Андрей Степанов, клирик Николо-перервинского монастыря, и Инна Медведева, директор православной гимназии имени митрополита Платона Левшина. День открытых дверей у вас будет скоро, насколько я знаю, расскажите - что это за мероприятие, когда?

И.М.: Приглашаю всех 22 апреля на день открытых дверей, мы постараемся подготовить и показать гимназию с наилучшей стороны, конечно, это будет экскурсия, которую будут проводить сами непосредственно ребята нашей гимназии, будет подготовлена культурная программа, и на что хотели еще обратить внимание, акцент, в нашей гимназии есть несколько, я думаю, не часто встречается в Москве, творческие мастерские, именно, которые возрождают русские традиции, вот я о них хотела бы сказать, это резьба по дереву, уникальная мастерская, которая ивановские традиции возрождает, причем ребята делают, ну что называется, как специалисты называют, от полена до шедевра.

В.Е.: А что они делают?

И.М.: Всё что угодно: это может быть стул, это может быть стол, это может быть шкаф, ну это не то чтобы может, это и есть, это шкатулка, это ложка, это прялка, это аналой - то есть было бы дерево, воспроизводят всё, сделали прекрасный сундук, где вот этот сундук, потом следующая мастерская, да, "златошвейка", девочки учатся в том числе профориентационная идёт работа такая...

В.Е.: Какая?

И.М.: Профориентационная. Девочки учатся шить не только себе, они шьют русско-народные костюмы, потом они в этих костюмах выступают и очень интересная мастерская - роспись по дереву, то есть в одной гимназии, тут же делаются предметы из дерева и здесь же они расписываются, и мы это объединили единым проектом "Музей русского декоративно-прикладного творчества", которым мы наполняем нашу гимназию. Это можно приехать и можно будет это всё увидеть, то что ребята делают своими руками, тоже во время нашей экскурсии "День открытых дверей", который состоится 22-го апреля, приглашаем всех.

В.Е.: Вообще вот ремесло мне кажется это очень хорошо, вот иметь просто ремесло какое-то, ну, вот хоть какое-нибудь, предположим, кто-то может, вот ты можешь работать в кузнице?

А.П.: Я?

В.Е.: Да.

А.П.: Я-аа?

В.П.: Да, ты!

А.П.: Я - нет. (смех)

В.Е.: Кто-то режут по дереву, кто-то занимается глиной, керамикой..

А.П.: У меня была мечта конечно, когда-то попробовать.

В.Е.: Вообще, если попасть в какой-то город мастеров, если это не плотный экскурсионный день или может быть уже под вечер и наоборот только только раннее утро, когда эти мастера только приходят в эти мастерские, смотреть на это, я конечно понимаю что есть такая шутка, что ничего на свете нет приятнее зрелища - как смотреть на то, как работают другие, вот, но если кроме шуток, то это действительно иногда даже вызывает восхищение у меня, что у человека, вот так вот не особо напрягаясь, раз и где-то за полчаса из его рук выходит что-то... распятие предположим потрясающее. Вот я тоже не умею к сожалению, ничего делать, хотя у меня тоже были в школе уроки труда и меня заставляли колотить табуретки...

А.П.: Сейчас уже в общеобразовательных школах в Москве, насколько я знаю, практически не осталось классических уроков труда на токарном станке, сколько я общался, у меня много знакомых людей...

В.Е.: Маме скалку я сделал в школе, я помню.

А.П.: Табуретки еще делали, помнишь, и токарный станок был и всё на свете.

В.Е.: Табуретки у меня не вышло, но вышла доска у меня разделочная, она к сожалению уже погибла, очень много лет прошло, а сколько живет до сих пор, наверное, надо будет посмотреть.

А.П.: Факт, что теперь всё, такого больше нет.

В.Е.: А что есть?

А.П.: Мальчики учатся вязать и готовить.

В.Е.: А, да?

А.П.: Да. Ну, как девочки вот раньше готовили, а соседний кабинет был кабинетом труда, вот теперь все вместе там в соседнем.

В.Е.: Я не знаю, мальчик учится готовить,что вы скажете про это, мне кажется что это неплохо. В смысле, не надо может быть все это в школе преподавать мальчику...?

А.С.: Нет, ну в любом случае мальчика и девочки пригодится готовить...

В.Е.: Когда мужчина умеет готовить, это вообще какой-то такой мне кажется сакральный акт.

А.С.: Но всё равно надо всё-таки для мальчиков делать ещё более мне кажется такие направления, которые могли бы развивать направление, которые могли в нем развивать и мужские начала, т.е. допустим сохраняя опять же вот какой-то интерес к тому, чтобы всё-таки творческую проявлять и физическую силу, да, чтобы применять потом в будущем, как бы и в домашних и бытовых чтобы...

В.Е.: Вы понимаете, какая штука, отец Андрей происходит сейчас - вот если раньше там даже я думаю что вы меня поддержите мы приблизительно выросли на одних букварях и как пел Макаревич "наше детство прошло на одних букварях", тогда телевизоры были такие, что уроки труда типа паять там да что-то, они могли пригодится в доме, сейчас техника устроена так для эпохи потребления, что ты ее новую домой, она у тебя четыре года работает, потом у тебя что-то ломается, ты звонишь в сервисное бюро и спрашиваешь, вот у меня сломалось, мне бы вот починить, и они потом называют сумму, которая чуть ли не столько же сколько новый телевизор стоит и ты этот телевизор благополучно куда-то сдаешь, и покупаешь новый, там ничего чинить. Там если ломается, ломается всё. Сейчас автомобили, я не знаю их можно чинить или нет, я когда смотрю под капот своего автомобиля, я понимаю - я его руками не починю.

А.П.: Ну что-то можно сделать...

В.Е.: Нет, ну я могу долить там масла, жидкости всякие, да, может быть даже поменяю лампочку.

А.С.: Элементарно, даже без рекламы, сегодняшняя "Икеевская" мебель является одним из таких больших конструкторов для взрослых, я с удовольствием сам собираю...

В.Е.: Я сам собираю..

А.С.: Вы понимаете, и у меня ребенок 3-х летний держит в руках молоток и говорит "я папе помогал", т.е. он ударил пару раз по пластиковому гвоздику, чтобы там ну держалась, ну закрутилось, там отвертку подержал и у него проявляется просто такой мужской интерес, понимает, то есть он уже то есть чувствует себя мужчиной, что он помогал, что он вот такой папин помощник, я хотел бы продолжать развивать это в своем сыне вот такое направление, т.е. дать ему возможность покрутить, повертеть и дать что-то все-таки своими руками сделать.

В.Е.: Я вспоминаю, когда мне или старшему брату дарили какой-то конструктор, то папа его экспроприировал на неделю, а то и на две и вот он пока сам не наиграется, пока сам не соберет чего-нибудь (смех) вот только стояли, смотрели, вот папа в конструкторе.

А.С.: Вы знаете, я могу сказать о том, что у нас на базе Николо-Перервинского монастыря есть также возможность нашим деткам выехать на природу и потрудиться, у нас есть подворье, на котором я сам служу, это в можайском районе, в одинцовском районе, можайское направление под кубинкой есть Троицкий храм, там коровы, пчелы, козы, куры, детские лагерь...

А.П.: Красивые места русская швейцария!

А.С.: Да, абсолютно! Там у нас хорошее большое подворье с подсобным хозяйством и мы сохраняем там вот ну как бы это хозяйство даже не для того, чтобы она обеспечивала там жизнь на подворье, потому что сейчас нерентабельно, а чтобы семинаристы, гимназисты могли приезжать, вот как раньше даже в советское время выезжать на какие-то вот такие колхозные знаете совместные трудовые мероприятия, чтобы трудотерапия объединяла их и давала возможность увидеть как растет картошка, собственными руками посадить одну грядку картошки, это не использование детского труда - это ну вот именно проявление тяги к земле и желания трудиться.

В.Е.: Кстати, что касается использования детского труда вот я тоже, в нескольких разных, как правильно называется постов, статей, в Интернете нашёл - как родители возмущаются что их детей заставляют дежурить и всё такое. Я во-первых молчу, что для нас это было в порядке вещей вытереть и вымыть доску, проветрить класс, выгнав всех в коридор, подмести что там от доски мел накрошился на пол - это было в порядке вещей. Так вот на самом деле родителям хочу сказать, что в Японии вообще уборщиц в школе, в Японии дети сами убирают учебные классы, сами выбирают уборные свои, сами выбирают коридор, вы скажите: какой ужас! -нет не ужас...

А.П.: Погодите, Владимир. Когда мы в школе учились, тоже сами коридор часто убирали и стены мыли...

В.Е.: Да, и дежурство было.

А.П.: Да. А давайте, у нас осталось совсем немного времени, важную тему по поводу гимназии еще обсудим, как мне кажется, она важная - у вас есть статистика, много ли ваших выпускников потом продолжают учиться по церковной линии, в семинариях, регентских отделениях, богословских институтах?

И.М.: Особенность нашей гимназии в том, что она молодая...

А.П.: А у вас не было ещё выпускников?

И.М.: Да, не было.

А.П.: Ну, просто бывает что набирают со стороны, с 11-х классов, и тут же уже бывает выпуск, в первый год гимназии, второй там...

И.М.: Настоятель, отец Владимир Чувикин, вы знаете, с его благословения, гимназия идет следующим путем - мы набираем с первого класса, потому что за это время ребёнок, как мы считаем, да, он воспитывается в духовной среде, если взять может быть сразу в одиннадцатом классе ребенка, или в десятом классе ребенка, нам было бы сложно, и ребёнок не всегда понимал бы - куда он попал...

В.Е.: Не в своей тарелке...

И.М.: Не в своей тарелке, совершенно верно, поэтому практика у нас такова, что мы с первого класса набираем и вот сейчас мы доросли до 8-го класса.

В.Е.: У вас какой набор будет сейчас по счету?

И.М.: По счёту, 6-й набор.

В.Е. Вот в этом сентябре.

И.М.: Да.

В.Е. Так, давайте еще раз, 20, какого там...

И.М.: 22-го апреля...

В.Е.: 22-го апреля, кто если из родителей заинтересовался православной гимназией имени митрополита Платона Левшина, 22 апреля милости просим, начало во сколько?

И.М.: начало 15:00.

В.Е.: В 3 часа дня. У вас платное обучение в гимназии?

И.М.: Обучение платное.

В.Е.: Дорого?

И.М.: Ну, я могу сказать, дорого или дешево, сложно сказать, единственное что могу сказать - эти деньги они даже не окупают обучение, потому что сейчас настолько дорого, ведь каждое учебное заведение, независимо, частное или государственное, просто обязано заключать договора с теми же самыми: с охраной, обслуживающим персоналом, гос.службой пожарной безопасности...

В.Е.: Да, нет, понятно, за электричество, за воду...

И.М.: Конечно, да. Их настолько много этих счетов, что мы порой и не выходим на самоокупаемость и поэтому, слава Богу, что у нас есть поддерживающие люди, которые, например, генеральный директор, да, или можно сказать президент компании группы "Новард", Андрея Андреевича Илиопуло, который поддерживает гимназию с момента ее основания и до сегодняшнего дня и в том числе экспедиции, которые мы организовываем, и проходят и поездки наши за границей, конечно это проходит с его помощью, мы осуществляем, потому что ребята выезжают, деньги родителей не вкладываем в эти поездки, это всё за счёт спонсоров. Активно помогает нам благотворительный фонд "Неопалимая купина" Феофилов Александр Васильевич, который тоже немало вкладывает в том числе и средства и техническая помощь, потому что бесконечно нуждаемся в образовательной организации, нуждаемся и в принтерах, нужны и сканеры и проекторы, и интерактивная доска, и всё-всё-всё это конечно требует средств материального вложения, поэтому очень благодарны всем тем людям, которые вкладываются, помогают гимназии.

А.П.: Спасибо большое! Будем уже завершать нашу программу. Мы напомним, что в гостях сегодня у светлого радио были: священник Андрей Степанов, отец Андрей клирик Николо-Перервинского монастыря, Инна Медведева, директор православной гимназии имени митрополита Платона Левшина. Алексей Пичугин.

В.Е.: И Владимир Емельянов. Спасибо! Мы прощаемся до новых встреч.

А.П.: До свидания, всего хорошего, будьте здоровы!

И.М.: До свидания!

А.С.: До свидания!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем