Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54, Глава 12, стихи 1

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Луки, Глава 11
Евангелие от Луки, Глава 12
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Иногда читая Евангелие, можно решить, что Иисус Христос, хотя и не затрагивал подробно национальный вопрос, больше всего обличал своих единоплеменников. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 11.

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Глава 12.

01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Когда люди говорят о народе, к которому принадлежат, обычно они свой народ хвалят. Не обязательно принижая остальные, но при этом явно отмечая особенные черты тех, кто близок им по крови. Верно, впрочем, и обратное и когда кто-нибудь говорит о чужом для него народе, а уж тем более о народе соперничающем, всегда бывает, за что зацепиться и о чём высказать своё недовольство. Все мы знаем, что оценки могут поменяться при откровенном и честном разговоре, ведь практически каждый согласится с тем, что в истории его народа бывали сложные моменты, которых стоило бы избежать или по крайней мере не повторять впредь. Как, например, страдал апостол Павел от того, что его братья по плоти не хотели принимать Христа, как боролся с навязыванием иудейства молодым христианским церквам из язычников. И как был гоним от тех же братьев, так что несколько раз чудом оставался в живых. Всё это, как кажется, позволяет сделать вывод, что национальный вопрос стоит в Священном Писании довольно остро.

Вот и в сегодняшнем евангельском чтении мы, как кажется, видим явное обличение иудеев, отцы которых избивали пророков и которым сами они лицемерно строили гробницы. Однако в тексте есть одна странность, которая бросается в глаза и делает его сложнее, чем он кажется на первый взгляд. Дело в том, что Премудрость Божия, посылающая в мир пророков и апостолов, говорит, что от обличаемого рода взыщется кровь пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля и до Захарии. И если в национальной принадлежности и самого Захарии и его гонителей сомневаться не приходится, то о национальности гонителя Авеля и других праведников того времени наоборот говорить невозможно. И это означает, что под осуждаемым родом имеются в виду не иудеи, не потомки Авраама или его предка Евера, но люди, которые выбирают грех, злобу, ненависть и враждуют против всякой правды. Они существовали и существуют во всех человеческих сообществах, воюя в первую очередь против правды в самих себе.

И именно потому, что в первую очередь они враждовали против правды в самих себе, против своей совести, с них взыщется, где бы они ни жили и к какому бы народу ни принадлежали. Ведь к кому бы народу ни принадлежали люди им всегда было понятно, что любовь и милость приближают их к Богу, а злоба и лицемерие отдаляют. И так же, как Каин лицемерно отвечал Богу, что он не сторож убитому брату, как фарисеи лицемерно строили гробницы пророкам и гнали Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, мы можем строить из себя праведников, оставаясь злыми... И в то же время, так же, как Авель, пророки и апостолы, как праведники всех времён и народов, мы сегодня можем беречься закваски фарисейский и стремиться к искренним и честным отношениям с Богом и людьми.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение — продолжает ряд гневных и одновременно горестных высказываний Христа, относительно фарисеев и книжников. Он обвиняет их не только в том, что они суть закона свели к формальным действиям и праведность их была праведностью скрупулезных и дотошных благочестивцев, которые зарабатывали награду исполнением правил. Его обвинения значительно серьезнее, ведь оказывается, что сведя праведность к внешней исполнительности, человек не может спокойно воспринимать иную праведность, иной стиль жизни. Воспринимая себя и свою форму благочестия как единственно верную, фарисеи оказались совершенно нетерпимы, ни к подлинной праведности самой по себе, ни к тем, кто говорит им, что они неправы. Причем у этого подхода есть своя история, и своя печальная традиция.

В первом стихе на эту традицию Христос указывает, когда говорит, что в отношении пророков, фарисеи продолжают традицию своих отцов. Но дальше Он говорит вещи еще более страшные и даже, на первый взгляд, несправедливые и возмутительные: да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира..." Как это возможно? И при чем здесь говорящие с Ним иудеи? Неужели же Бог действительно наказывает детей и даже далеких потомков за грехи отцов?

Еще в Ветхом Завете был текст, который позволял ответить на этот вопрос. Во второй заповеди Моисея, Бог говорит, что Он Бог ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения тех, кто ненавидит Его, но являющий милость тысячам поколений тех, кто любит Его.

Обратившись к этой заповеди, современный человек с трудом может скрыть смущение, потому что в Евангелиях мы встречаем другой образ Бога... Отец любит всех и, как говорит Христос, посылает дождь на праведников и грешников, то есть посылает блага всем. Однако дело здесь совсем не в том, что Бог от Ветхого Завета к Новому изменился, и не в том, что Богу, каким Он предстает во второй заповеди не хватает некоторой щедрости, речь не идет об обидчивости или подобных человеческих чувствах. Речь идет о том, что, обращаясь к людям, Бог говорит с ними на том языке, который они способны понять.

Впрочем, понять, что именно хотел сказать Бог, несложно. При условии, что мы помним: Он неизменно любит нас и желает нам добра, и значит то, что называется словом наказание — является результатом не Его мстительности, но нашего удаления от Него. Из самой заповеди это вполне очевидно «наказывающий до третьего и четвертого колена, тех, кто ненавидит Меня» — Бог наказывает не просто за грехи отцов, но за то, что люди продолжают их дело. И то, что называется здесь наказанием, по факту является результатом свободного решения и удаления от Бога самих людей. То же самое можно сказать о любви: благословляются до тысячи колен те, кто из поколения в поколение продолжают любить Бога. Не потому что они Ему больше нравятся, но потому что приблизились к Нему в своей жизни.

Итак, вернемся к книжникам и фарисеям. Кровь праведников взыщется с них не потому что Бог жесток, а потому что они продолжают дела своих предшественников.

Сегодня слово фарисей стало нарицательным и воспринимается как нечто отрицательное. Никто не захочет быть фарисеем... Однако сам подход к жизни, который их отличал — сохраняется и по сей день и называется лицемерие. Ненависть к праведности рождается именно из него. Ведь тот, кто хочет быть праведником, начинает с правды, которую являет себе, ближним и Богу.

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Всё сегодняшнее чтение посвящено одной теме: лицемерию фарисеев как главной тональности их жизни, учения, поступков. Что такое лицемерное поведение, знают, наверное, многие: это когда на устах и во взгляде — одно, а на сердце — нечто иное, порой прямо противоположное. Любое лицемерие — это всегда состояние внутренней двойственности, разделённости между тем, что есть, и тем, что следует выражать вовне. Такой человек существует как бы в двух параллельных реальностях: в нём словно бы работают одновременно две «операционные системы», а он постоянно перемещается между ними в зависимости от ситуации. Само слово — «лицемерие» — хорошо отражает суть этого явления: это прежде всего — стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

Противоположное лицемерию состояние — это простота, целостность. Но чем же прежде всего питается лицемерие? Если всмотреться пристальнее, несложно обнаружить, что его основа — страх, а главное орудие — рассудок. Чего же боится такой человек? Оказаться не таким, каким его хотят видеть окружающие, войти в состояние конфликта, услышать осуждающие слова, ощутить на себе чужое недовольство. Всё это неизбежно принесёт с собой боль — и именно страх перед этой болью выталкивает человека в лицемерное поведение, а разум быстро простраивает «правильную» модель поведения, которой и начинает руководствоваться несчастный.

Главная проблема лицемерия в том, что оно неизбежно опустошает человека. Между его личность и реальностью стоит мощный фильтр рассудочной модели, который не позволяет войти в полноценный контакт с жизнью как она есть. Чем дольше человек пребывает в таком состоянии — тем сильнее «разбухает» этот фильтр — ведь в нём остаются впечатления, мысли, переживания — которые в итоге становятся своего рода «двойником» человека, его «образом», настолько большим и тяжёлым, что с ним легко можно отождествиться. И как только происходит эта капитуляция личности перед «лицемерным двойником» — человек становится своего рода «живым зомби», абсолютно послушным тому, чем он в общем-то не является.

В той или иной степени у каждого из нас есть этот «двойник». Нам действительно страшно оказаться без этого «защитного фильтра» или точнее — скафандра лицемерия — оказаться перед злым и жестоким миром искренними, обнажёнными, уязвимыми. И это понятно, в какой-то мере даже простительно — только если мы осознаём это как нашу беду, над которой надо работать.

Но если лицемерие в обычных отношениях между людьми — большая проблема, то в отношениях между человеком и Богом она становится проблемой губительной. «Религиозный зомби» крайне опасен именно по причине токсичности его веры: придуманная его рассудком единственно правильная модель отношений с Богом не терпит никакой критики, она агрессивно навязывается окружающим, любой несогласный с ней тотчас становится опасным врагом. Более того: в этой схеме Бог — всего лишь абстракция, которая требует только ритуального обслуживания — по заранее утверждённой разумом схеме. В ней нет места неустойчивости и непредсказуемости, новизне и вдохновению. Живой Бог ищет простора и тишины в человеческой душе — но у «религиозного зомби» всё уже наперёд просчитано, определено и известно.

Вот почему появление Живого Сына Божия — Христа Спасителя — было встречено «религиозными зомби» с такой жёсткостью и неприязнью. Самим фактом Своей жизни, Своими словами, Своим поведением — прямым, искренним, уязвимым — Иисус разбивал казавшуюся монолитной скорлупу иудейского благочестия. И им становилось невыносимо страшно от того, что Он не стеснялся показать слушателям: вам рассказывали, что под этой скорлупой — нежный птенец новой жизни? Вот, посмотрите сами — там только давно протухший желток!

Чтобы и нам не оказаться заложниками религиозного лицемерия, хорошо бы почаще прислушиваться, а на самом ли деле под оболочкой нашего благочестия бьётся сердце зарождающейся новой жизни — или оттуда уже давно не доносится ни звука?...

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение является окончанием обличительные речи Христа в которой он обращается к книжникам и фарисеям, к законникам, которые налагают на людей бремена неудобоносимые, при том, что сами не исполняют закона в подлинном смысле слова.

Судя по всему, это неисполнение пождлинного смысла закона не было результатом простой ошибки, но было делом сознательно упорства, которые доходило в них до жестокости. Неслучайно Христос говорит о том, что они, ополчившись на Него, продолжают дело своих отцов.

Конечно, было бы неверно обвинять их в сознательном богоборчестве... Но то формальное исполнение закона, которое они избрали для себя нормой религиозной жизни, входило в явное противоречие с сутью закона и они не могли этого не видеть... Совершая некоторый внутренний выбор они считали внешнюю, показную религиозность вполне достаточной. К тем же, кто призывал их обратиться от внешнего к внутреннему, они оказывались чрезвычайно жестокими. Отказываясь от вдумчивого и смиренного взгляды на себя и не желая отказаться от самовлюбленного и лукавого взгляда на свою жизнь, они предпочитали бороться с теми, кто говорил им правду, но не изменяться внутреннее.

Ошибка одного человека могла быть его личной бедой, в которой ему можно было бы сочувствовать и пытаться помочь..., но в случае фарисеев и законников ситуация явно осложнялось тем, что они воспринимали свое понимание религиозной жизни как образцовое и единственно верное. Кроме того, они делали многое для того, чтобы окружающие им подражали. Именно поэтому Христос говорит, что они взяли ключ разумения закона, сами не вошли и входящим воспрепятствовали. Ведь если какая-то форма благочестия воспринимается как единственно верная, все остальные оказываются вне закона и объявляются ложными. Не являясь праведниками в подлинном смысле слова, но успокаивая себя мнимой праведностью, внешне благообразной и лубочной, законники объявляют вне закона всякую иную праведноть, всякий иной взгляд на жизнь. Именно поэтому Христос с его отказом от лубочности, за которой оказывается забыт живой человек ... возвышает настоящую жизнь, трагичную, полную боли и скорби, но искреннюю и поэтому ценную пред Богом. Со своим возвышением человека над законом Спаситель оказывается вне закона и они приступают к нему и пытаются поймать его на слове. И дело совершенно не в том, что он говорит им какие-то строгие вещи, не в том, что он их обличает. Просто под угрозой оказывается сам принцип их жизни и этого вынести они не могут. Конечно, христианское отношение к фарисеям и законникам не предполагает превозношения. Христос обличает их, но Его слова полны трагизма. Его слова полны не гнева, но боли о людях, которые избрали такой путь.

Однако, особенный трагизм сегодняшнего чтения заключается именно в том, что любой человек может совершить такую внутреннюю ошибку. Любой человек, который стремится к праведности и правоте, может избрать разные пути... Чувство правоты, которое при это появляется может дать разные плоды. Человек, который считает себя правым может за свою правоту умереть, как умирали в древности мученики. Но в тоже время, именно чувство правоты может сделать человека неимоверное жестоким, потому что раз он прав — ему всё позволено и он сам позволяет себе любые жертвы и любые однозначные суждения. Что и произошло в итоге с книжниками и фарисеями, которые нападали на Христа.

Предостерегая от подобного пути, Христос говорит людям, которые его окружают, чтобы они береглись от закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Суть этой закваски в том, что осознанно или неосознанно человек стремится устроиться в жизни так, чтобы ощущать себя праведным, но не идти при этом ни на какие жертвы. Быть праведным, но не отказываться от своего статуса, не склонять голову, не подставлять щеку, не отказываться от власти... На самом же деле, подлинная праведность всегда связана с любовью к человеку, к ближнему, к тому кто рядом... И эта любовь всегда связана с жертвой, иногда даже со смертью... не физической, конечно, но социальной.... Которая обычно ощущается как потеря и поражение... но на самом деле оказывается приобретением и победой.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе обличение Спасителем религиозных лидеров еврейского народа. Христос упрекает их в двух вещах.

Во-первых, Он возлагает на них ответственность за все несправедливые убийства праведников, которые когда-либо случались на земле. Именно поэтому он упоминает Авеля и Захарию. Авель — младший сын Адама. Юноша отличался кротким нравом и горячей верой в Бога, за что снискал особое благоволение у Творца. Для старшего сына Адама, Каина, праведный образ жизни младшего брата был немым упреком. Он обличал его совесть. В итоге Каин убил Авеля, впервые пролив кровь человека. Захария — еврейский праведник, который жил приблизительно в то же время, когда родился Иисус Христос. По преданию, Захария узнал в младенце обещанного Мессию и проповедовал об этом людям. Его братьев, иудеев, это привело в бешенство. Они убили его прямо во дворе храма, повторив поступок Каина.

Во-вторых, Спаситель обвиняет духовных вождей евреев в том, что они неверно толкуют Священное Писание и скрывают «ключ разумения», то есть его верный смысл от простых людей. Дело в том, что все священные книги евреев, те, что в христианской традиции называются Ветхий Завет, так или иначе, говорят о пришествии Мессии. Когда пришел Христос, для знатоков священного текста стало очевидно, что пророчества исполнились. Однако вместо того, чтобы признать это и принять Спасителя, многие из фарисеев стали Его врагами. Чтобы как-то оправдать свою совесть, они начали намеренно искажать смысл Писания и в таком виде предлагать его простым людям, лишь бы они не пошли за Христом.

Упрекая своих противников в этих двух вещах, Спаситель как бы говорит, что и Его судьба предопределена. Люди, которые Ему противятся, горят к Нему такой же злобой, что и Каин, который убил брата, что и те иудеи, которые убили Захарию, что и те евреи, которые убивал своих же братьев пророков. Все эти убийства — лишь подготовка к самому главному злодеянию, распятию Бога на кресте. Для того, чтобы добиться этого, они готовы намеренно исказить смысл Священного текста. Для того, чтобы как-то оправдать себя перед лицом окружающих и собственной совести, они готовы лицемерить.

Начать подобную войну с Богом может абсолютно каждый человек. Каждый, кому Его заповеди начинают мешать жить по своей воле, с комфортом и удобством, может, внешне соглашаясь с ними, найти оправдание собственным поступкам. Именно поэтому в конце отрывка Господь и предостерегает Своих последователей от закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Самое эффективное средство борьбы с ним — работа над самим собой. Тщательная проверка своих мыслей, чувств и желаний. Непрестанное сопоставление их с Евангельским законом, чтобы держать свою совесть в чистоте и непорочности, как перед людьми, так и перед Богом.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
13.11.2025четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях