Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54, Глава 12, стихи 1. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 1

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение является окончанием обличительные речи Христа в которой он обращается к книжникам и фарисеям, к законникам, которые налагают на людей бремена неудобоносимые, при том, что сами не исполняют закона в подлинном смысле слова.

Судя по всему, это неисполнение пождлинного смысла закона не было результатом простой ошибки, но было делом сознательно упорства, которые доходило в них до жестокости. Неслучайно Христос говорит о том, что они, ополчившись на Него, продолжают дело своих отцов.

Конечно, было бы неверно обвинять их в сознательном богоборчестве... Но то формальное исполнение закона, которое они избрали для себя нормой религиозной жизни, входило в явное противоречие с сутью закона и они не могли этого не видеть... Совершая некоторый внутренний выбор они считали внешнюю, показную религиозность вполне достаточной. К тем же, кто призывал их обратиться от внешнего к внутреннему, они оказывались чрезвычайно жестокими. Отказываясь от вдумчивого и смиренного взгляды на себя и не желая отказаться от самовлюбленного и лукавого взгляда на свою жизнь, они предпочитали бороться с теми, кто говорил им правду, но не изменяться внутреннее.

Ошибка одного человека могла быть его личной бедой, в которой ему можно было бы сочувствовать и пытаться помочь..., но в случае фарисеев и законников ситуация явно осложнялось тем, что они воспринимали свое понимание религиозной жизни как образцовое и единственно верное. Кроме того, они делали многое для того, чтобы окружающие им подражали. Именно поэтому Христос говорит, что они взяли ключ разумения закона, сами не вошли и входящим воспрепятствовали. Ведь если какая-то форма благочестия воспринимается как единственно верная, все остальные оказываются вне закона и объявляются ложными. Не являясь праведниками в подлинном смысле слова, но успокаивая себя мнимой праведностью, внешне благообразной и лубочной, законники объявляют вне закона всякую иную праведноть, всякий иной взгляд на жизнь. Именно поэтому Христос с его отказом от лубочности, за которой оказывается забыт живой человек ... возвышает настоящую жизнь, трагичную, полную боли и скорби, но искреннюю и поэтому ценную пред Богом. Со своим возвышением человека над законом Спаситель оказывается вне закона и они приступают к нему и пытаются поймать его на слове. И дело совершенно не в том, что он говорит им какие-то строгие вещи, не в том, что он их обличает. Просто под угрозой оказывается сам принцип их жизни и этого вынести они не могут. Конечно, христианское отношение к фарисеям и законникам не предполагает превозношения. Христос обличает их, но Его слова полны трагизма. Его слова полны не гнева, но боли о людях, которые избрали такой путь.

Однако, особенный трагизм сегодняшнего чтения заключается именно в том, что любой человек может совершить такую внутреннюю ошибку. Любой человек, который стремится к праведности и правоте, может избрать разные пути... Чувство правоты, которое при это появляется может дать разные плоды. Человек, который считает себя правым может за свою правоту умереть, как умирали в древности мученики. Но в тоже время, именно чувство правоты может сделать человека неимоверное жестоким, потому что раз он прав — ему всё позволено и он сам позволяет себе любые жертвы и любые однозначные суждения. Что и произошло в итоге с книжниками и фарисеями, которые нападали на Христа.

Предостерегая от подобного пути, Христос говорит людям, которые его окружают, чтобы они береглись от закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Суть этой закваски в том, что осознанно или неосознанно человек стремится устроиться в жизни так, чтобы ощущать себя праведным, но не идти при этом ни на какие жертвы. Быть праведным, но не отказываться от своего статуса, не склонять голову, не подставлять щеку, не отказываться от власти... На самом же деле, подлинная праведность всегда связана с любовью к человеку, к ближнему, к тому кто рядом... И эта любовь всегда связана с жертвой, иногда даже со смертью... не физической, конечно, но социальной.... Которая обычно ощущается как потеря и поражение... но на самом деле оказывается приобретением и победой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!