Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54, Глава 12, стихи 1. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 1

Лк., 62 зач., XI, 47 - XII, 1 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение — продолжает ряд гневных и одновременно горестных высказываний Христа, относительно фарисеев и книжников. Он обвиняет их не только в том, что они суть закона свели к формальным действиям и праведность их была праведностью скрупулезных и дотошных благочестивцев, которые зарабатывали награду исполнением правил. Его обвинения значительно серьезнее, ведь оказывается, что сведя праведность к внешней исполнительности, человек не может спокойно воспринимать иную праведность, иной стиль жизни. Воспринимая себя и свою форму благочестия как единственно верную, фарисеи оказались совершенно нетерпимы, ни к подлинной праведности самой по себе, ни к тем, кто говорит им, что они неправы. Причем у этого подхода есть своя история, и своя печальная традиция.

В первом стихе на эту традицию Христос указывает, когда говорит, что в отношении пророков, фарисеи продолжают традицию своих отцов. Но дальше Он говорит вещи еще более страшные и даже, на первый взгляд, несправедливые и возмутительные: да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира..." Как это возможно? И при чем здесь говорящие с Ним иудеи? Неужели же Бог действительно наказывает детей и даже далеких потомков за грехи отцов?

Еще в Ветхом Завете был текст, который позволял ответить на этот вопрос. Во второй заповеди Моисея, Бог говорит, что Он Бог ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого поколения тех, кто ненавидит Его, но являющий милость тысячам поколений тех, кто любит Его.

Обратившись к этой заповеди, современный человек с трудом может скрыть смущение, потому что в Евангелиях мы встречаем другой образ Бога... Отец любит всех и, как говорит Христос, посылает дождь на праведников и грешников, то есть посылает блага всем. Однако дело здесь совсем не в том, что Бог от Ветхого Завета к Новому изменился, и не в том, что Богу, каким Он предстает во второй заповеди не хватает некоторой щедрости, речь не идет об обидчивости или подобных человеческих чувствах. Речь идет о том, что, обращаясь к людям, Бог говорит с ними на том языке, который они способны понять.

Впрочем, понять, что именно хотел сказать Бог, несложно. При условии, что мы помним: Он неизменно любит нас и желает нам добра, и значит то, что называется словом наказание — является результатом не Его мстительности, но нашего удаления от Него. Из самой заповеди это вполне очевидно «наказывающий до третьего и четвертого колена, тех, кто ненавидит Меня» — Бог наказывает не просто за грехи отцов, но за то, что люди продолжают их дело. И то, что называется здесь наказанием, по факту является результатом свободного решения и удаления от Бога самих людей. То же самое можно сказать о любви: благословляются до тысячи колен те, кто из поколения в поколение продолжают любить Бога. Не потому что они Ему больше нравятся, но потому что приблизились к Нему в своей жизни.

Итак, вернемся к книжникам и фарисеям. Кровь праведников взыщется с них не потому что Бог жесток, а потому что они продолжают дела своих предшественников.

Сегодня слово фарисей стало нарицательным и воспринимается как нечто отрицательное. Никто не захочет быть фарисеем... Однако сам подход к жизни, который их отличал — сохраняется и по сей день и называется лицемерие. Ненависть к праведности рождается именно из него. Ведь тот, кто хочет быть праведником, начинает с правды, которую являет себе, ближним и Богу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!