Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54

47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,

50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.

53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 1

01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Всё сегодняшнее чтение посвящено одной теме: лицемерию фарисеев как главной тональности их жизни, учения, поступков. Что такое лицемерное поведение, знают, наверное, многие: это когда на устах и во взгляде — одно, а на сердце — нечто иное, порой прямо противоположное. Любое лицемерие — это всегда состояние внутренней двойственности, разделённости между тем, что есть, и тем, что следует выражать вовне. Такой человек существует как бы в двух параллельных реальностях: в нём словно бы работают одновременно две «операционные системы», а он постоянно перемещается между ними в зависимости от ситуации. Само слово — «лицемерие» — хорошо отражает суть этого явления: это прежде всего — стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

Противоположное лицемерию состояние — это простота, целостность. Но чем же прежде всего питается лицемерие? Если всмотреться пристальнее, несложно обнаружить, что его основа — страх, а главное орудие — рассудок. Чего же боится такой человек? Оказаться не таким, каким его хотят видеть окружающие, войти в состояние конфликта, услышать осуждающие слова, ощутить на себе чужое недовольство. Всё это неизбежно принесёт с собой боль — и именно страх перед этой болью выталкивает человека в лицемерное поведение, а разум быстро простраивает «правильную» модель поведения, которой и начинает руководствоваться несчастный.

Главная проблема лицемерия в том, что оно неизбежно опустошает человека. Между его личность и реальностью стоит мощный фильтр рассудочной модели, который не позволяет войти в полноценный контакт с жизнью как она есть. Чем дольше человек пребывает в таком состоянии — тем сильнее «разбухает» этот фильтр — ведь в нём остаются впечатления, мысли, переживания — которые в итоге становятся своего рода «двойником» человека, его «образом», настолько большим и тяжёлым, что с ним легко можно отождествиться. И как только происходит эта капитуляция личности перед «лицемерным двойником» — человек становится своего рода «живым зомби», абсолютно послушным тому, чем он в общем-то не является.

В той или иной степени у каждого из нас есть этот «двойник». Нам действительно страшно оказаться без этого «защитного фильтра» или точнее — скафандра лицемерия — оказаться перед злым и жестоким миром искренними, обнажёнными, уязвимыми. И это понятно, в какой-то мере даже простительно — только если мы осознаём это как нашу беду, над которой надо работать.

Но если лицемерие в обычных отношениях между людьми — большая проблема, то в отношениях между человеком и Богом она становится проблемой губительной. «Религиозный зомби» крайне опасен именно по причине токсичности его веры: придуманная его рассудком единственно правильная модель отношений с Богом не терпит никакой критики, она агрессивно навязывается окружающим, любой несогласный с ней тотчас становится опасным врагом. Более того: в этой схеме Бог — всего лишь абстракция, которая требует только ритуального обслуживания — по заранее утверждённой разумом схеме. В ней нет места неустойчивости и непредсказуемости, новизне и вдохновению. Живой Бог ищет простора и тишины в человеческой душе — но у «религиозного зомби» всё уже наперёд просчитано, определено и известно.

Вот почему появление Живого Сына Божия — Христа Спасителя — было встречено «религиозными зомби» с такой жёсткостью и неприязнью. Самим фактом Своей жизни, Своими словами, Своим поведением — прямым, искренним, уязвимым — Иисус разбивал казавшуюся монолитной скорлупу иудейского благочестия. И им становилось невыносимо страшно от того, что Он не стеснялся показать слушателям: вам рассказывали, что под этой скорлупой — нежный птенец новой жизни? Вот, посмотрите сами — там только давно протухший желток!

Чтобы и нам не оказаться заложниками религиозного лицемерия, хорошо бы почаще прислушиваться, а на самом ли деле под оболочкой нашего благочестия бьётся сердце зарождающейся новой жизни — или оттуда уже давно не доносится ни звука?...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!