Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 22
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Об эпохальном споре тупо и остроконечников можно прочитать в первой части сказочных приключений Гулливера. Незадачливый герой Джонатана Свифта оказывается в стране лилипутов, где вот уже много лет люди спорят о том, с какой стороны следует разбивать яйца — с острой и или тупой. В подобные по значимости споры когда-то пытались втянуть Христа. Об этом, в частности, говорится в отрывке из 22й главы Евангелия от Матфея. Данный текст читается сегодня утром во время литургии. Давайте послушаем.

Глава 22.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Мы стали свидетелями одной из финальных попыток оппонентов Христа уличить Его в ереси. К Господу Иисусу приходят так называемые саддукеи — члены иудейской секты, отрицавшей бессмертие души и воскресение мертвых. Саддукеи также были известны своим лояльным отношением к Римской империи, за что постоянно укорялись другой сектой — фарисейской. Но общее сопротивление Христу извечных и непримиримых врагов на время объединило. Саддукеи спрашивают Спасителя о том, будет ли действовать закон левирата за порогом земного существования?

Левират, или по-славянски — ужичество, предполагал, что в случае ранней смерти мужа его бездетную вдову должен взять в жены брат покойного. И дети считались наследниками не физического отца, а того самого безвременно умершего. Саддукеи, не верившие в бессмертие души, с помощью предельно абсурдного закручивания ситуации пытаются и Христа опозорить, и доказать истинность своих убеждений. Еще раз — вот как звучит история лукавых искусителей. Одна иудейка поочередно была женой семи братьев — чьей же женой она будет в итоге в Царстве Божием после воскресения? Первого мужа, второго, седьмого? Она ведь жила как законная супруга с каждым из них. С помощью подобной софистики — теоретической конструкции, которая вряд ли возможна в реальной жизни — саддукеи уже одерживали, видимо, верх в спорах с фарисеями. Потому и здесь рассчитывали на победу.

Но не тут-то было. Христос отказывается пускаться в рассуждения в формате «если бы да кабы» и не ввязывается в пустую дискуссию. Тем более, что правду его оппоненты, не ищут. Им нужно было только опозорить Спасителя. Христос же использует вопрос саддукеев, чтобы поговорить о значительно более важных и нужных вещах — о природе Царства Небесного и о том, чем оно (это Царство) будет являться на практике для человека. Христос, в первую очередь, разрушает наивное и приземленное представление о том, что Царство Божие — царство на земле, где земная жизнь продолжится в её лучшем, то есть обильном в плане материальных благ, варианте.

Христос прямо говорит, что это будет принципиально новая реальность, в которой не останется места для греха и смерти. А потому станут не нужны брак и деторождение — способы продлить своё бытие в жизни наследников. Христос не пытается унизить брак, но демонстрирует следующее. Царство Божие придет в силе и славе тогда, когда ресурс плодиться и размножаться у человечества завершится. Когда витальная сила окончательно закончится, и настанет время суда. И в этом новом, до конца неописуемом мире жить в радости и гармонии будут те, кто своё бытие основал на вере и любви к Богу. Как праведники древности — Авраам, Исаак, Иаков — которых вспоминает Христос, говоря: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Это, к сожалению, не совсем верный перевод. Более точно он звучит так. Не «ибо у Него все живы», а «ибо все (живые) для Него живут». Вечную жизнь, как полноценное бытие, наследуют лишь те, кто поверил в Бога и сохранил эту веру вплоть до смерти. Вера станет залогом воскресения и наследования Царства Божия. И царем этой новой реальности будет, конечно же, Христос. И Его Царство окажется выше всех человеческих представлений о золотом веке. Ведь, как пишет апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В современном информационном пространстве довольно много людей, которые с усмешкой смотрят на религию, как на пережиток прошлого. При этом они уверены, что их аргументы выглядят вполне убедительно и негодуют от того, что верующих меньше не становится. Что же не так с их аргументами? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 22 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 22.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 

27 после же всех умерла и жена; 

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим, как ко Христу подходят саддукеи, первосвященники и старейшины народа, которые отрицали воскресение мертвых. Обычно они спорили с фарисеями, признававшими воскресение и жизнь будущего века. И вот, подобрав, как им казалось, очень удачный аргумент — они подошли ко Христу и рассказали Ему историю о жене семи братьев, которая по закону левирата должна была после смерти одного становиться женой второго и далее третьего, четвертого и последующих братьев. Ситуация совершенно гипотетическая, но раз вопрос поставлен, на него нужно отвечать. Сами саддукеи были уверены, что в свете поставленного ими вопроса, идея воскресения будет казаться настолько абсурдной, что от нее придется отказаться. Может быть, они были настолько самоуверенны, что уже опробовали ее на ком-то из фарисеев, сказать сложно. Обращаясь ко Христу, они называют Его Учителем, то есть специально подчеркивают, что уж Он-то должен ответить честно и здраво. А если отвечать будет нечего — признать свое поражение.

Для тех, кто знает содержание притчи, самоуверенность саддукеев выглядит в чем-то забавной. Размышляя над ней, я вспоминаю, как, получив в школе плохую оценку, по пути домой мысленно беседовал с родителями, объясняя им, почему плохо выучил урок. Мне самому подобранное объяснение казалось настолько убедительным, что я успокаивался и шел домой совершенно ни о чем не переживая. Однако дома, неожиданный уточняющий вопрос ставил меня в тупик и сбивал с толку, и я признавал, что виноват, потому что отвечать было совершенно нечего. Похожим образом Христос указывает вопрошающим на всего лишь одну, хотя и роковую для них ошибку. Весь их пример строился на том, что жизнь нового века будет похожа на обычную, хотя и более комфортную. Именно так видят жизнь после смерти или воскресения язычники и представители некоторых неписьменных народов. Все будет так же, только охота всегда будет удачной, жена довольной, дети послушными и здоровыми... Однако Писание ничего подобного не утверждает. Объясняя свою точку зрения, Христос говорит: «после воскресения уже не будет брака, поэтому ваша головоломка никак жизни будущего века не противоречит. Более того, вы не знаете собственной традиции, ведь обращаясь к Моисею из неопалимой купины, Бог называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, которые с точки зрения земной жизни были мертвы, но не были мертвы для Бога».

Почему саддукеи оказались посрамлены? Потому что они выстраивали свои аргументы в споре с выдуманным собеседником. Однако, как только они встретились с реальным Иисусом Христом, их аргументы оказались совершенно бессильными. Люди неверующие зачастую похожи на этих саддукеев. Они часто используют аргументы, которые не имеют отношения к живому Христу. Им самим аргументы кажутся вполне серьезными. Но это до поры до времени, пока они не встретились со Христом. Ведь после этой встречи все оказывается совершенно иначе.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как ко Христу подходят саддукеи, отрицавшее воскресение мертвых и задают Ему вопрос, который сегодня ничего кроме недоумения вызвать не мог бы. Сам по себе он довольно большой и пересказывать его не имеет смысла, но больше всего современного человека в нем может удивить необходимость одной жене последовательно быть женой семи братьев. Просто сказочный сюжет какой-то? Как такое вообще может быть? Однако, вопрос Христа не удивляет и Он отвечает на него, обличая неверие вопрошавших.

Когда-то во время исхода из Египта еврейский народ получил закон, который должен был исполнять. Закон быть человеческой частью завета, частью не формальной, но вполне жизненной. Смысл этого закона был в том, чтобы через его исполнение, люди постепенно возвращались бы к райскому состоянию, которого были лишены. Конечно, путь в рай был закрыт и никаким нравственным совершенством в него невозможно было вернуться, но было возможно приготовиться к приходу Мессии, через которого открывался путь в Царство Небесное. Еще в раю Бог сказал Адаму и Еве: вот вам земля, владейте ею. Именно эта совместность владения, была школой любви, которая лежала в основе закона. Возрождая райские отношения в мире после грехопадения, люди так же должны были честно распределить землю. Никто не должен был быть обделен.

В свою очередь, стремление к справедливости породило еще один закон, который назывался закон левирата. Суть его сводилась к тому, что если один из братьев умирал бездетным, другой должен был зачать с его женой детей, чтобы род умершего не пресекся. В итоге, ни один из родов не становился богаче, ни один не превозносился над другим. Несмотря на глубокий нравственный смысл, заповедь эта стала восприниматься формально и духовный смысл многим был непонятен.

Итак, ко Христу подходят люди, которые воспринимают закон левирата формально и не верят в воскресение мертвых. Они думают, что приготовили гениальный вопрос, который любого поставит в тупик. Их проблема в том, что они не могут представить себе жизни не сведенной к быту. Им кажется, что жизнь после воскресения будет простым продолжением уже известной. Однако Христос обличает их незнание и неверие. При этом Он сравнивает воскресших с ангелами небесными, имея ввиду, что они не будут связаны бытом и бытовой жизнью. Но это не значит, что они не будут связаны друг другом никак. Совсем необорт. Не знающие силы Божией саддукеи, считали что люди умирают на совсем, но Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Не в том смысле, что живые для него существуют, а мертвыми Он пренебрегает. Все иначе, для него мертвые — живы. Авраам — Исаак — Иаков связаны после смерти не памятью народа и не кровными узами, но жизнью с Богом и Его любовью.

Смерть беспокоит любого, от нее не спрячешься за атеизмом или агностицизмом. Для кого-то она ужас небытия, яма забвения и пустоты. Для нас же, временное прекращение жизни, которое завершится воскресением и новой жизнью с Богом.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодняшний евангельский отрывок даёт нам уникальную возможность поспорить с известными толкователями посредством мыслей других авторитетных личностей. Слова Христа о том, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж» разные комментаторы понимали по-разному. Некоторым из них, несмотря на общепризнанность их толкований, хочется задать дополнительные вопросы. Вот, к примеру, византийский богослов и толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен пишет: «брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака». Ему почти дословно вторит наш соотечественник, богослов XIX-го века епископ Михаил (Лузин): «там не будет продолжения рода, следовательно, нет нужды ни жениться, ни замуж выходить, хотя, конечно, сохранится различие полов». По их мнению, цель брака может быть только одна — продолжение рода. Если нет такой необходимости, то нет и смысла в браке. Конечно, мы не можем с этим согласиться, ведь получается, что если нет по какой-либо причине возможности продолжения рода, то брак обессмысливается. У брака совсем иная цель, иной смысл, брак не сводится к деторождению, его конечный плод совершенно иной и лежит вне плоскости земной жизни, он устремлён в вечность. Невозможность же брачных отношений после воскресения определяется не отсутствием смысла в деторождении, а тем, что, как сказал святитель Иоанн Златоуст, «не потому сыны воскресения называются ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны ангелам». То есть принципиальным отличием той жизни от нам привычной. Собственно, в непонимании лежащей между жизнью сейчас и жизнью после воскресения разницы и обусловлен вопрос пришедших ко Христу саддукеев. Они пытаются строить свою мысль, не выходя за привычные им категории и образы. Пытаются продлить логику земных вещей в вечность. Такой подход глубоко ошибочен, и Спаситель указывает им на это. Как сказал все тот же святитель Иоанн, «так как причиной того, что они не верили в воскресение, было мнение их, что порядок вещей всегда останется неизменен, то Он прежде всего устраняет причину болезни, а потом врачует и самую болезнь». Нам необходимо это помнить, нужно понимать, что все наши рассуждения о воскресении, о том, что будет после, мало чего стоят, если мы, как и саддукеи, попытаемся размышлять, оставаясь в рамках привычных осязаемых понятий. Эта опасность подстерегает каждого, а не только древних оппонентов Христа, как мы видим, и некоторые христианские толкователи при всей высоте их жизни не всегда были способны избавиться от давления привычных образов.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Человек выросший в современном мире привык, что многое можно доказать. Мы живем в такое время, когда ученые пытаются измерить и определить даже любовь, указывая на работу определённых рецепторов в мозге. Научные доказательства отличается тем, что она принудительны, нравится нам это или нет, но если мозг действительно работает по определенным законам значит какие-то вещи о нём можно сказать точно. Если вода действительно состоит из водорода и кислорода, с этим фактом так же не поспорить.

И всё же, не стоит забывать, что существуют в мире вещи недоказуемые. Причем они таковы не в силу своей таинственности, не в силу того, что человек ещё не познал каких-то процессов, а просто в силу того, что они связаны с предпочтениями с вкусами. Вполне вероятно, что уже сегодня ученые смогут сказать, что я люблю определённые фрукты, потому что мне чего-то не хватает в организме. Но навряд ли можно подобными же методами обосновать, почему кто-то предпочитает Моцарта Бетховену или Айвазовского Верещагину. Музыку и картины можно изучать объективно, как звуки и краски, но как определить вкус?

Однако кроме «законов физики» и «вкусовых предпочтений», есть явления пограничные, которые, с одной стороны, принимаются обществом безоговорочно, с другой не имеют для человека каких-либо объективных оснований. Примером в данном случае может быть обычай или закон. Теоретически он мог бы быть любым, но люди принимают его в определенной форме и следуют ему. Но не все законы и обычаи таковы. В отличие от мирских законов, закон иудейский был дан Богом. Мы верим, что евреи не просто договорились и приняли его на какого-нибудь референдуме, но получили от Бога через пророка Моисея. Причем, в отличие от законов мироздания, которые сегодня открывают ученые и которые говорят как устроен мир, законы Божии говорят о том, как он должен быть устроен, как должно быть устроено человеческое общество.

Казалось бы, если речь идет об откровении Божием, о том, что невозможно изменить, как можно говорить о какой-то свободе внутри этих законов? Но при внимательном прочтении мы увидим, что они нередко определяли только некоторые самые общие положения, остальное отдавая на откуп людям. Иными словами, люди должны были жить по закону, но многое при этом решать по совести. Но что происходит? Те, кто был призван стать мерилом нравственности и мерилом веры, начинают использовать закон по своему вкусу, мерить и размышлять, и оправдывать им свои представления.

В сегодняшнем чтении мы слышим как саддукеи подходит к Христу и спрашивают его о том, чьей женой по воскресении мертвых будет женщина побывавшая женой семи братьев? Здесь стоит напомнить что по закону левирата женщина, у которой умер муж, должна была вступить в общение с его братом, для того чтобы он восстановил его род, восстановил его семя, как тогда говорили. Кажется они знают закон, раз доходят в рассуждениях до таких тонкостей. Но в том-то и дело, что они не знают Писания по настоящему, но знают и принимают только то, что им интересно, что играет им на руку. И кто это? Саддукеи, первосвященники народа израильского, которые должны быть примером остальным верующим.

Кажется все это давно в прошлом, мы живем в другое время и по другим законам. Но разве мы не поступаем с ними так же? Разве не трактуем себе в угоду Писание? Разве не знаем, что Бог силен помочь нам, если мы со своей стороны, будем честны, искренни и открыты перед Ним?

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
11.08.2023пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****