Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодняшний евангельский отрывок даёт нам уникальную возможность поспорить с известными толкователями посредством мыслей других авторитетных личностей. Слова Христа о том, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж» разные комментаторы понимали по-разному. Некоторым из них, несмотря на общепризнанность их толкований, хочется задать дополнительные вопросы. Вот, к примеру, византийский богослов и толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен пишет: «брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака». Ему почти дословно вторит наш соотечественник, богослов XIX-го века епископ Михаил (Лузин): «там не будет продолжения рода, следовательно, нет нужды ни жениться, ни замуж выходить, хотя, конечно, сохранится различие полов». По их мнению, цель брака может быть только одна — продолжение рода. Если нет такой необходимости, то нет и смысла в браке. Конечно, мы не можем с этим согласиться, ведь получается, что если нет по какой-либо причине возможности продолжения рода, то брак обессмысливается. У брака совсем иная цель, иной смысл, брак не сводится к деторождению, его конечный плод совершенно иной и лежит вне плоскости земной жизни, он устремлён в вечность. Невозможность же брачных отношений после воскресения определяется не отсутствием смысла в деторождении, а тем, что, как сказал святитель Иоанн Златоуст, «не потому сыны воскресения называются ангелами, что не женятся, а потому не женятся, что будут подобны ангелам». То есть принципиальным отличием той жизни от нам привычной. Собственно, в непонимании лежащей между жизнью сейчас и жизнью после воскресения разницы и обусловлен вопрос пришедших ко Христу саддукеев. Они пытаются строить свою мысль, не выходя за привычные им категории и образы. Пытаются продлить логику земных вещей в вечность. Такой подход глубоко ошибочен, и Спаситель указывает им на это. Как сказал все тот же святитель Иоанн, «так как причиной того, что они не верили в воскресение, было мнение их, что порядок вещей всегда останется неизменен, то Он прежде всего устраняет причину болезни, а потом врачует и самую болезнь». Нам необходимо это помнить, нужно понимать, что все наши рассуждения о воскресении, о том, что будет после, мало чего стоят, если мы, как и саддукеи, попытаемся размышлять, оставаясь в рамках привычных осязаемых понятий. Эта опасность подстерегает каждого, а не только древних оппонентов Христа, как мы видим, и некоторые христианские толкователи при всей высоте их жизни не всегда были способны избавиться от давления привычных образов.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!