Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Об эпохальном споре тупо и остроконечников можно прочитать в первой части сказочных приключений Гулливера. Незадачливый герой Джонатана Свифта оказывается в стране лилипутов, где вот уже много лет люди спорят о том, с какой стороны следует разбивать яйца — с острой и или тупой. В подобные по значимости споры когда-то пытались втянуть Христа. Об этом, в частности, говорится в отрывке из 22й главы Евангелия от Матфея. Данный текст читается сегодня утром во время литургии. Давайте послушаем.

Глава 22.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Мы стали свидетелями одной из финальных попыток оппонентов Христа уличить Его в ереси. К Господу Иисусу приходят так называемые саддукеи — члены иудейской секты, отрицавшей бессмертие души и воскресение мертвых. Саддукеи также были известны своим лояльным отношением к Римской империи, за что постоянно укорялись другой сектой — фарисейской. Но общее сопротивление Христу извечных и непримиримых врагов на время объединило. Саддукеи спрашивают Спасителя о том, будет ли действовать закон левирата за порогом земного существования?

Левират, или по-славянски — ужичество, предполагал, что в случае ранней смерти мужа его бездетную вдову должен взять в жены брат покойного. И дети считались наследниками не физического отца, а того самого безвременно умершего. Саддукеи, не верившие в бессмертие души, с помощью предельно абсурдного закручивания ситуации пытаются и Христа опозорить, и доказать истинность своих убеждений. Еще раз — вот как звучит история лукавых искусителей. Одна иудейка поочередно была женой семи братьев — чьей же женой она будет в итоге в Царстве Божием после воскресения? Первого мужа, второго, седьмого? Она ведь жила как законная супруга с каждым из них. С помощью подобной софистики — теоретической конструкции, которая вряд ли возможна в реальной жизни — саддукеи уже одерживали, видимо, верх в спорах с фарисеями. Потому и здесь рассчитывали на победу.

Но не тут-то было. Христос отказывается пускаться в рассуждения в формате «если бы да кабы» и не ввязывается в пустую дискуссию. Тем более, что правду его оппоненты, не ищут. Им нужно было только опозорить Спасителя. Христос же использует вопрос саддукеев, чтобы поговорить о значительно более важных и нужных вещах — о природе Царства Небесного и о том, чем оно (это Царство) будет являться на практике для человека. Христос, в первую очередь, разрушает наивное и приземленное представление о том, что Царство Божие — царство на земле, где земная жизнь продолжится в её лучшем, то есть обильном в плане материальных благ, варианте.

Христос прямо говорит, что это будет принципиально новая реальность, в которой не останется места для греха и смерти. А потому станут не нужны брак и деторождение — способы продлить своё бытие в жизни наследников. Христос не пытается унизить брак, но демонстрирует следующее. Царство Божие придет в силе и славе тогда, когда ресурс плодиться и размножаться у человечества завершится. Когда витальная сила окончательно закончится, и настанет время суда. И в этом новом, до конца неописуемом мире жить в радости и гармонии будут те, кто своё бытие основал на вере и любви к Богу. Как праведники древности — Авраам, Исаак, Иаков — которых вспоминает Христос, говоря: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Это, к сожалению, не совсем верный перевод. Более точно он звучит так. Не «ибо у Него все живы», а «ибо все (живые) для Него живут». Вечную жизнь, как полноценное бытие, наследуют лишь те, кто поверил в Бога и сохранил эту веру вплоть до смерти. Вера станет залогом воскресения и наследования Царства Божия. И царем этой новой реальности будет, конечно же, Христос. И Его Царство окажется выше всех человеческих представлений о золотом веке. Ведь, как пишет апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!