* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 23-33

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как ко Христу подходят саддукеи, отрицавшее воскресение мертвых и задают Ему вопрос, который сегодня ничего кроме недоумения вызвать не мог бы. Сам по себе он довольно большой и пересказывать его не имеет смысла, но больше всего современного человека в нем может удивить необходимость одной жене последовательно быть женой семи братьев. Просто сказочный сюжет какой-то? Как такое вообще может быть? Однако, вопрос Христа не удивляет и Он отвечает на него, обличая неверие вопрошавших.

Когда-то во время исхода из Египта еврейский народ получил закон, который должен был исполнять. Закон быть человеческой частью завета, частью не формальной, но вполне жизненной. Смысл этого закона был в том, чтобы через его исполнение, люди постепенно возвращались бы к райскому состоянию, которого были лишены. Конечно, путь в рай был закрыт и никаким нравственным совершенством в него невозможно было вернуться, но было возможно приготовиться к приходу Мессии, через которого открывался путь в Царство Небесное. Еще в раю Бог сказал Адаму и Еве: вот вам земля, владейте ею. Именно эта совместность владения, была школой любви, которая лежала в основе закона. Возрождая райские отношения в мире после грехопадения, люди так же должны были честно распределить землю. Никто не должен был быть обделен.

В свою очередь, стремление к справедливости породило еще один закон, который назывался закон левирата. Суть его сводилась к тому, что если один из братьев умирал бездетным, другой должен был зачать с его женой детей, чтобы род умершего не пресекся. В итоге, ни один из родов не становился богаче, ни один не превозносился над другим. Несмотря на глубокий нравственный смысл, заповедь эта стала восприниматься формально и духовный смысл многим был непонятен.

Итак, ко Христу подходят люди, которые воспринимают закон левирата формально и не верят в воскресение мертвых. Они думают, что приготовили гениальный вопрос, который любого поставит в тупик. Их проблема в том, что они не могут представить себе жизни не сведенной к быту. Им кажется, что жизнь после воскресения будет простым продолжением уже известной. Однако Христос обличает их незнание и неверие. При этом Он сравнивает воскресших с ангелами небесными, имея ввиду, что они не будут связаны бытом и бытовой жизнью. Но это не значит, что они не будут связаны друг другом никак. Совсем необорт. Не знающие силы Божией саддукеи, считали что люди умирают на совсем, но Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Не в том смысле, что живые для него существуют, а мертвыми Он пренебрегает. Все иначе, для него мертвые — живы. Авраам — Исаак — Иаков связаны после смерти не памятью народа и не кровными узами, но жизнью с Богом и Его любовью.

Смерть беспокоит любого, от нее не спрячешься за атеизмом или агностицизмом. Для кого-то она ужас небытия, яма забвения и пустоты. Для нас же, временное прекращение жизни, которое завершится воскресением и новой жизнью с Богом.