Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Луки, Глава 19
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим притчу о десяти минах. Ее часто отождествляют с гораздо более известной притчей о десяти талантах, хотя они далеко не во всем похожи.

Дело в том, что Христос рассказывает эту притчу в доме у мытаря Закхея. Богатый мытарь раскаялся и пообещал помощь бедным. Христос явно одобряет его намерение и рассказывает слушателям притчу. Это, в свою очередь, может означать, что если в притче о талантах акцент делается на дарах духовных и на том, как человек богатеет духовно, то в притче о минах, которая рассказана перед лицом богача Закхея и его друзей, акцент делается на другом. На том, как можно правильно использовать богатства материальные, тем более, если они добыты неправедной жизнью.

Кроме того, Христос совмещает в этой притче два плана: исторический и эсхатологический, духовный. За несколько стихов до этого Евангелист говорит, что слушая Его, многие думали, что скоро откроется Царство Божие, то есть думали, что Христос станет Царем Израиля.

Итак, говоря о человеке, который поехал получать наследство, в то время как его будущие подчиненные его ненавидят, и отказываются от его господства, Спаситель практически буквально пересказал гостям Закхея жизнь одного из сыновей Ирода Великого, того, которого звали Архелай, и которого Лука уже упоминал в начале своего Евангелия. Однако, говоря о до боли знакомых им вещах, Христос намекает слушателям на похожую ситуацию. Будущий Царь не нравился иудеям и в итоге правил очень мало, но действия Христа, как Царя Израилева, так же не у всех вызывает одобрение. Высказывая похвалу Закхею за его поступок, Христос говорит, что Сын Человеческий пришел спасать погибших детей Авраамовых… Однако во время этих слов, по улицам Иерехона ходят законники и фарисеи, которые очень недовольны тем, что этот Пророк зашел в дом к такому грешнику.

Цель Христа, которую Он явно высказывает в притче о минах в том, чтобы показать этим мнимым праведникам, что Он как будущий Царь Израилев заинтересован в спасении всех, и в том числе таких грешников как богач Закхей. Самому Закхею притчей Он явно еще раз демонстрирует праведность его пути: Бог дал тебе возможность преумножить богатство? Ты сделал это нечестным путем? Теперь исправься! И как ты стяжал для себя, так же искренне помоги бедным…

Наконец, третья мысль роднит эту притчу с притчей о талантах: раб, который не приумножает даров, данных Богом, оказывается наказан. Уж если тебе даны дары: духовные или материальные… Если ты жил греховной жизнью и обратился… Не бойся, у тебя есть шанс исправить положение… Просто то, что у тебя есть, потрать с пользой.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы сейчас услышали, для слуха современного человека кажется очень странной. Причина — в парадоксальном поведении человека, который назван в притче «рабом лукавым и ленивым». Нам бы на его месте и в голову не пришло так поступить! Начальник выделил огромные финансовые ресурсы — и было бы безумием их оставить в небрежении, вместо того, чтобы, как минимум, инвестировать в какой-то надёжный бизнес! Тем более, в итоге обвинив самого начальника в том, что он — жестокий, циничный деспот, от которого добра не жди. Одним словом, какой-то он странный в притче, этот «лукавый раб».

А давайте попробуем представить, что в притче не было бы этого негативного персонажа? Тогда — притча — ни о чём: рабам дали поручение, они его выполнили кто как смог, и хозяин отблагодарил по мере усердия каждого. В чем — интрига? Нет её! Где загадка? Всё и так понятно: скучно, и никакой драматургии! Но в притче Христа — всё иначе: эта загадочная фигура «лукавого раба» заставляет мобилизовать мозг, который начинает активно размышлять над вложенной в притчу загадкой!

Итак, смысл притчи раскрывает Сам Христос — правда, от этого он понятнее не становится: «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Что это значит? Если вспомнить слова Христа о том, что кто не отвергнется всего в жизни — вплоть до собственной души — не может быть Его учеником, становится понятно, что речь здесь вовсе не о каком-то «имении», «собственничестве». А о чём тогда?

Ключ к пониманию притче — в контексте её произнесения. Иисус входит в Иерусалим — и впереди Его ждут предательство и позорная смерть. Всё пойдёт совсем не так, как думалось ученикам. Иудеи покажут своё подлинное лицо религиозного благочестия, когда решатся убить невинного — из самых высоких духовных побуждений. Из такого ракурса становится понятным, что «лукавый раб» — это еврейский народ, и прежде всего его духовные лидеры, которые «взяли ключ разумения — и сами не вошли, и других не пустили». Им было дано великое богатство — Божественное Откровение, которое они «законсервировали», опутали толкованиями и предписаниями — и не позволили этому семени прорасти: оно так и осталось зародышем.

Но притча говорит нечто ещё большее: то, как лукавый раб общается со своим господином, говорит только об одном: раб его тихо ненавидит, он совершенно не заинтересован в благе господина. Фраза «вот тебе твоё» — это шаблонная фраза из еврейских правовых документов, которая означает одно: «я за это больше не отвечаю!»

Этой притчей Спаситель не только намекает евреям, что они с треском провалили возложенную на них миссию — в отличие от других народов, каждый из которых принёс свой плод. Христос произносит ещё более страшный диагноз: несмотря на всю показную, нарочитую религиозность — евреи не только не стали ближе к Богу, Которого называли своим Господином, но оказались совершенно чужими, стали открытыми врагами Ему!

В фильме Андрея Балабанова «Я тоже хочу» есть замечательный образ мистической «колокольни счастья». Её особенность в том, что она «сама» выбирает, кого — «принять» в себя, кого — не пустить. Многие пытаются понять её логику — но всякий раз ошибаются. Потому что она смотрит в ту самую глубину каждой человеческой души, куда далеко не всякий отважится заглянуть даже единственный раз в жизни.

У нас, христиан, тоже есть такая «таинственная колокольня», мистический «портал» к Богу Отцу — причем есть в каждом храме: это — Святое Причастие. Приступая к нему, мы оказываемся лицом к лицу с Тем, Кто ради нас отдал Свою жизнь — чтобы мы стали живыми. Но каждое причастие — это не только «малый суд» — но и «большое оправдание»: даже если ты всё ещё далёк от святости, через принятие в себя Тела и Крови Христа ты открываешь возможность для глубинного, существенного изменения себя самого.

Поэтому если мы не хотим оказаться однажды в позиции «лукавого раба» из сегодняшней притчи, нам надо не лениться почаще приходить в храм, чтобы не только проверить свою жизнь, насколько она сонастроена Божественным заповедям, но и получить ту силу и вдохновение, без которых едва ли мы сможем сами пройти достойно этот путь спасения!

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Люди, живущие в разных государствах и на разных континентах любят жаловаться на бюрократию. При этом главным проявлением бюрократии — формальностью — многие пользуются с удовольствием. Пусть будет хотя бы формально, а как нам нужно или как лучше — мы решим сами. И если есть сферы жизни в которых формальности работают, так как от них мало что зависит, есть и те, в которых формальности просто не работают. Причем не работают совсем. Одна из таких сфер — отношения с Богом.

Притча которую мы сегодня услышали именно об этом. Внешне, оно очень похожа на притчу о талантах. Царь, который уходит в другую страну призывает рабов и доверяет им часть своего имущества. Доверяет для того, чтобы они употребили его в оборот. В свою очередь рабы делают это, хотя и с разным успехом. Однако есть в этих притчах и то, что делает их разными. Так в притче о талантах хозяин дает им разное количество денег и прибыл получает пропорционально. Одному дает 5 талантов и получает 10, другому 2 и получает 4, и только тот кому достался один, возвращайте его и говорит что он побоялся, что с него спросят лишнего и не стал делать вообще ничего.

В сегодняшней притче каждому рабу достается одинаковое количество денег, они получают ровно по одной мине. Притча, в которой у людей разное количество талантов — это притча в большей степени о людях, то притча о минах — это притча о Боге, о том, что при всей нашей разнице, при всех разных условиях, в которых мы его волей рождаемся и существуем, есть нечто в чем мы совершенно равны.

И если мы задумаемся над тем, что же это такое, мы поймем, что речь может идти о дарах Духа Святого, которые мы получаем в таинствах. Именно здесь все мы, такие разные, сталкиваемся с тем, что Бог любит нас одинаково и любому готов помогать на пути спасения. О тех, кто прилагает массу усилий Он радуется, тем же, кто в силу разных причин ленится и сил в себе не находит, Он готов помогать и всячески их поддерживать, но при этом Он не может действовать насильно. Своей любовью и своими дарами он готов поддерживать их, давать им сил, подкреплять их веру, но он не заставляет их верить и не может сделать праведными и чистыми их мысли и поступки.

Кажется, что это какая-то теория и формальности, которыми мы наполняем собственную жизнь тут совершенно ни при чем. На самом деле, все очень просто. Любой, кто крестился просто ради того, чтобы креститься, любой, кто стал или собирается стать крестным и крестной для того, чтобы их считали крестными... Наконец, любой, кто крестит и не беспокоится о том, что люди ничего не знают о вере и знать не собираются... Любой, кто так относится к Богу — относится к Нему формально. Он получает от Бога поручение, но так как сам не развивает его и не заботится о нем, теряет даже то, что у него было. Понимая это многие святые строго подчеркивали, что Дары Духа Святого оказываются плодотворны только для тех, кто прилагает собственные усилия. И пусть этих усилий будет не так много, как у кого-то о ком мы читаем в книгах, пусть мы будем действовать в разных условиях, главное, чтобы мы действовали...

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы только что слышали, имеет свою предысторию. Только что Иисус был в доме Закхея мытаря, где произнес: вот, теперь пришло спасение этому дому! Окружавшие, услышав эти слова, решили, что теперь Иисус отправится в Иерусалим и там объявит себя Мессией и Спасителем еврейского народа. И сегодняшняя притча — именно ответ Иисуса на эти предположения слушателей.

О чем же в притче идёт речь? С первого взгляда может показаться, что она вообще никак не связана с предыдущим контекстом. Но это не так. Перед нами — две сюжетных линии в притче, которые переплетаются. Первая — это отношения между неким «человеком высокого рода» и ненавидящими его подданными, которые предпринимают попытки любым способом избавиться от него. Всё это очень напоминает ситуацию с сыном Ирода Великого Архелаем, которого евреи недолюбливали и просили Рим отказать ему быть законным правителем. В историю с отъездом кандидата на царство вплетается повествование о заданиях, которые этот человек раздаёт своим рабам. Перед нами — рассудительный хозяин, который заботится, чтобы его богатство зря не простаивало во время его отсутствия. Он вручает рабам достаточно крупные суммы денег, рассчитывая получить прибыль по возвращении.

Заметим, что возвращается главный герой притчи уже в ином качестве. Теперь он — уже не просто «человек высокого рода», а царь, законный правитель, абсолютный монарх. Призванные к отчёту рабы рассказывают о своих успешных вложениях, кроме одного — который возвращает в целости и сохранности переданные ему деньги. На фоне значительной прибыли, которую принесли остальные рабы, он выглядит как вызов своему господину. Ключевая фраза в словах оправдания раба: «я тебя боялся! Поэтому и не стал рисковать, отдавая серебро купцам. На тебе твоё! Да, ты ничего не приобрёл — но это лучше, чем рисковать потерять!»

И дальше в притче — совершенно странный, ничем не объяснимый поворот. Эта злосчастная мина, полученная из рук ленивого и лукавого раба, почему-то оказывается в руках у самого успешного раба. Не у того, кто принёс одну или пять мин — а именно у того, кто получил максимальную прибыль. С точки зрения экономической целесообразности такой поступок вполне понятен: если этот человек столь удачно вкладывает деньги, то и эта мина принесёт гораздо больший доход, нежели чем у других.

Любая притча — это такой ребус, загадка, над разгадкой которого надо поломать голову. И самое непростое в этой притче — понять, кто же такие «успешные» рабы и «ленивый раб». Именно для этого нам и нужна была предыстория сегодняшней притчи.

Иудеи гордились тем, что именно им Бог вручил Откровение. Они осознавали свою главную миссию именно как «хранители» Божественных Писаний, в которых и были заключены самые главные истины. Мина, «завернутая в тряпочку» — изящный образ отношения иудеев к тому сокровищу, которое оказалось у них в руках. Вместо того, чтобы им жить, «пустить его в дело», сделать главным содержанием жизни — они все силы бросили на сохранение его в неприкосновенности. Крепко завернув в тряпочку. И вот, когда приходит Сын Божий, ожидая ответа — Ему всего лишь возвращают то, что некогда было получено.

Но кто же такие «успешные рабы»? И только теперь становится понятно, что это — все остальные народы, на которые евреи смотрели свысока как на нелюдей, недочеловеков, гоев, по отношению к которым даже законы Моисея могли не исполнятся. Они-то и оказались гораздо плодовитее, нежели чем евреи. Вся мировая цивилизация появилась именно благодаря им. Если бы не языческая культура — не было бы никакого величественного Иерусалимского храма. Не желая признаваться в этом, евреи паразитировали на языческих достижениях — сохраняя устойчивое презрение к ним. И когда наступает момент истины, для Бога плодоносность язычников оказывается гораздо привлекательней еврейского упрямства и самодовольства. Главное, что было в иудаизме — Божественное Откровение — изымается и передаётся в руки язычников, которые смогут принести обильный плод. Евреи боялись Бога — и поэтому не развивались, боясь выйти из состояния устойчивости и предсказуемости. Язычники не знали Бога, имели только смутные представления о Нём — но из любви к этому Неведомому Богу искали, творили, ошибались, оступались — но при этом всё равно двигались навстречу к Нему.

Вывод, к которому подвигает нас сегодняшняя притча, вот какой. Можно бесконечно долго жить в страхе сделать что-то неправильно — и до конца своих дней так и не выйти из такого душевного ступора. А можно дерзать двигаться, меняться, рисковать, искать правду Божию — лелея надежду на то, что эти поиски не будет безрезультатны. А вот каким именно путём пойти — это свободный выбор каждого из нас!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притча, которую рассказал Своим слушателям Христос, имела в своей основе реальные исторические факты, хорошо знакомые Его современникам-евреям. Дело в том, что правители Иудеи, для того, чтобы взойти на престол, должны были ехать в Рим, где они получали разрешение на царствование. В свое время подобное путешествие совершил сын Ирода Великого по имени Архелай. Иудеи не любили его и тайно снарядили в столицу империи посольство, чтобы отговорить императора дать Архелаю права на царство. У них ничего не получилось. Не следует объяснять, что произошло с организаторами заговора.

Очевидно, что используя эту историко-политическую фабулу, Господь намекала евреям и на более глубокие смыслы. Что же Он пытался им показать? Знатный человек — это Бог. Его рабы — это люди, которые по различным соображениям не всегда стремятся исполнить Его закон. Мина, денежная единица весом, примерно, полтора кг. серебра, — те духовные дарования, которые Бог дал человеку и ждет, что тот их приумножит. Из всей этой, вроде бы, понятной картины выбивается один момент. Хозяин наказывает раба, который не преумножил свое имущество, опасаясь, что будет наказан, если растратит его. Более того, Хозяин забирает у него то, что он сохранил и отдает это другим, более предприимчивым слугам. Как это соотносится с образом Бога и Его справедливого воздаяния?

Тот, который занимается спортом, прекрасно знает, что чем больше времени он проводит в спортзале, чем лучше укрепляет свое тело, тем больше возможностей у него появляется выиграть соревнования и выйти на новый уровень мастерства. Тот же, кто никогда уделял внимание своему физическому развитию, в итоге потеряет и тот потенциал, который у него был изначально: его мышцы станут дряблыми и обрюзгшими. То же самое можно сказать и об интеллектуальной работе. Чем больше человек сидит над книгами и постигает науки, чем больше тренирует свой ум, тем большие горизонты знания открываются перед ним. И, напротив, тот, кто брал книгу в руки лишь в школьном возрасте, постепенно теряет и ту остроту ума, которая у него была изначально. Не приумножая, мы не сохраняем, а теряем, закапываем, уничтожаем.

Конечно же, все это применимо и к духовной жизни. Однако с одним большим отличием. Чистота бессмертной души и ее участь в вечности несоизмеримо ценнее и важнее, нежели прекрасное тело, которому суждено однажды умереть, или же интеллект, накаченный весьма неустойчивыми и постоянно изменяющимися знаниями. Закопать это сокровище, отодвинуть духовную жизнь на периферию своего бытия, — все равно, что не пустить в оборот деньги в период все нарастающей инфляции. Однажды окажется, что наши новенькие купюры превратились в разноцветные фантики, которые не имеют никакой ценности. Вспомните, какой удар пережили многие, разорившись во время дефолтов и оказавшись в страшных долгах. Насколько же сильнее будет потрясение, когда вдруг окажется, что обесценилась сама душа и тебе нечего отдать ее подлинному Хозяину.

Поэтому тем центром, куда сходятся все наши силы, должна стать жизнь по Евангельским заповедям, следование за Христом. И на этом пути не может быть остановок. Последователь Спасителя не может сесть, сложить руки и сказать: все, наконец-то я свят и добродетелен. Работа должна кипеть до тех пор, пока не вернется Владыка нашей жизни и не призовет нас дать ответ, что мы сделали с теми дарами, которые Он нам доверил.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы сейчас слышали, в определённом смысле уникальна. Ведь это единственная притча, в которой слышатся отзвуки реальной истории, не так давно случившейся в Иудее.

Речь идёт о Архелае, одном из трех сыновей Ирода Великого – которого отец хотел видеть наследником престола.

После смерти отца Архелай отправился в Рим за утверждением своего права царствования. Незадолго до его отъезда во время празднования Пасхи в Иерусалиме произошли сильные волнения – народ ненавидел Архелая и очень не хотел, чтобы он стал царём. Безуспешно провалив попытку договориться, Архелай решил жестко подавить оппозицию. Для подавления возмущения он направил в храм всё войско, включая кавалерию. В итоге бунт был подавлен, погибло около трех тысяч человек.

После всего произошедшего, следом за Архелаем в Рим отправилась группа из его противников, чтобы убедить императора отказать Архелаю в праве царствовать. В итоге римский император Октавиан Август предоставил ему лишь половину царства с присвоением титула этнарха. Насколько народ не любил Архелая, мы можем понять из повествования евангелиста Матфея, когда он пишет про Иосифа Обручника: «услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда» (Мф. 2:22).

Так что слушавшие эту притчу иудеи без труда могли догадаться, на какую историческую личность намекает Спаситель. Другими словами, это не просто «абстрактный претендент на власть»: это совершенно конкретный человек, искренне ненавидимый всем еврейским народом.

Эта деталь позволяет нам увидеть притчу в новом ракурсе. Итак, все рабы, которые получают от него на время отсутствия деньги, его ненавидят и боятся. Поскольку в те времена наличие свободных денег было поистине «царской роскошью», а проценты были очень высоки – дать деньги в рост было эффективным способом быстро обогатиться. Вполне нормальным было и то, что в качестве награды за усердие раба и проявление им высоких административных способностей его могли существенно повысить и назначить управляющим целым городом.

Если в притче понятно насчет первых двух рабов, получивших по 10 и 5 мин соответственно, и отдавших их в рост – то с последним есть недоумение. Почему деньги, которые он не отдал в рост, оказываются отданными тому, у кого и без того уже есть 10 мин?

Ответ лежит на поверхности. Для эффективного управленца, вполне справившегося с поставленной перед ним задачей, дополнительные ресурсы лишними не будут. Царь понимает, что он – скорее всего – более успешно распорядится этими деньгами, нежели тот, кто получил 5 мин.

Но какое же отношение к нашей жизни имеет эта притча? Если под минами – или, как передаёт притчу Матфей, талантами – подразумевать всё то, чем нас одаряет Всевышний – смысл притчи становится вполне прозрачен. Бог в первую очередь поддерживает того, кто движется, развивается, преодолевает препятствия и трудности, растёт – и поэтому получает благословение и поддержку Всевышнего. Если же человек относится к жизни отчуждённо, без желания приумножить свои способности, потрудиться над улучшением качества жизни, а вместо этого только и делает, что ноет и ропщет – он лишится и того малого, что пока у него есть. Представляете, насколько обидно было рабу получить всего лишь одну мину – когда другому, такому же, как и он, дали в десять раз больше! Притча прекрасно раскрывает нам одну психологическую ловушку – я бы назвал её «ловушкой недооценённости» – в которую с лёгкостью можно попасться, особенно при высоком мнении о себе. Вместо того, чтобы принимать реальность такой, какой она есть, и «вспахивать» её, трудиться, исходя из данной ситуации – человек словно «хоронит» сам себя «до лучших времён» – в надежде, что некогда его оценят. Но проходят дни, месяцы, годы, десятилетия – и вместо развития начинается неизбежная деградация; и то, что раньше казалось «законной собственностью», просачивается сквозь пальцы и исчезает.

Чтобы не попасть в эту ловушку «лукавого и ленивого раба», надо помнить одну простую вещь: Бог каждого из нас бесконечно любит, и всякий раз окружает такими обстоятельствами и возможностями, которые идеально подходят именно для нас, и именно для этого периода нашей жизни. Если это принять на веру и относится к любой возможности, какой бы крошечной она ни была, не как к случайности, а как к дару и благословению Божию – не сомневаюсь, мы с лёгкость проскочим мимо этой ловушки, даже её не заметив. Помоги же нам, Господи, стараться быть усердными и внимательными Твоими соработниками, а не унылыми и депрессивными рабами!

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

По мнению некоторых толкователей, притча, которую мы только что услышали, имела самое непосредственное отношение к реальным и хорошо известным слушателям Христа событиям. В ней говорится о царе и о его стремлении вступить в управление государством, о нежелании части граждан видеть своим царём этого человека. Очень схожая ситуация возникла у одного из наследников Ирода Великого — Архелая, когда он попытался вступить в управление Самарией, Иудеей и Идумеей на фоне сопротивления со стороны граждан этих областей Палестины. Реальность этих исторических событий легла в основу объяснения Христом духовных истин о доверии Бога человеку и об испытании, необходимом для получения этого доверия. Мы понимаем, что доверие человека к человеку может быть дано авансом на краткое время. Но настоящее доверие - это всегда следствие испытания. Все мы помним школьную истину о том, что сначала человек работает на авторитет, а потом авторитет на человека. Доверие нужно заслужить, а заслуженное доверие даёт некоторую свободу и, может быть, небольшие, но крайне приятные привилегии. Бог испытывает человеку через, казалось бы, незначимые будничные мелочи. Мы зачастую склонны не обращать на них внимания и относимся к ним без должной серьёзности, ожидая настоящего дела и настоящего испытания. Но ни того, ни другого не будет, если в том малом, что нам даётся, мы не сможем проявить себя как верные соработники Бога. У каждого из нас есть своя, может быть очень малая, но крайне важная область ответственности. То, насколько мы сможем быть христианами в этой области, определяет не только нашу дальнейшую земную жизнь, но и вечную участь. Постараемся помнить об этом и не пренебрегать каждой, даже самой малой, возможностью показать Богу, что мы, может быть, грешные и нерадивые, но, тем не менее, искренние и преданные Его чада.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
06.12.2019пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****