2018-12-07

Лк., 95 зач., XIX, 12-28 (прот. Павел Великанов)
Поделиться

390px-Parable_of_talentsЛк., 95 зач., XIX, 12-28 (прот. Павел Великанов)

12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы сейчас услышали, для слуха современного человека кажется очень странной. Причина — в парадоксальном поведении человека, который назван в притче «рабом лукавым и ленивым». Нам бы на его месте и в голову не пришло так поступить! Начальник выделил огромные финансовые ресурсы — и было бы безумием их оставить в небрежении, вместо того, чтобы, как минимум, инвестировать в какой-то надёжный бизнес! Тем более, в итоге обвинив самого начальника в том, что он — жестокий, циничный деспот, от которого добра не жди. Одним словом, какой-то он странный в притче, этот «лукавый раб».

А давайте попробуем представить, что в притче не было бы этого негативного персонажа? Тогда — притча — ни о чём: рабам дали поручение, они его выполнили кто как смог, и хозяин отблагодарил по мере усердия каждого. В чем — интрига? Нет её! Где загадка? Всё и так понятно: скучно, и никакой драматургии! Но в притче Христа — всё иначе: эта загадочная фигура «лукавого раба» заставляет мобилизовать мозг, который начинает активно размышлять над вложенной в притчу загадкой!

Итак, смысл притчи раскрывает Сам Христос — правда, от этого он понятнее не становится: «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Что это значит? Если вспомнить слова Христа о том, что кто не отвергнется всего в жизни — вплоть до собственной души — не может быть Его учеником, становится понятно, что речь здесь вовсе не о каком-то «имении», «собственничестве». А о чём тогда?

Ключ к пониманию притче — в контексте её произнесения. Иисус входит в Иерусалим — и впереди Его ждут предательство и позорная смерть. Всё пойдёт совсем не так, как думалось ученикам. Иудеи покажут своё подлинное лицо религиозного благочестия, когда решатся убить невинного — из самых высоких духовных побуждений. Из такого ракурса становится понятным, что «лукавый раб» — это еврейский народ, и прежде всего его духовные лидеры, которые «взяли ключ разумения — и сами не вошли, и других не пустили». Им было дано великое богатство — Божественное Откровение, которое они «законсервировали», опутали толкованиями и предписаниями — и не позволили этому семени прорасти: оно так и осталось зародышем.

Но притча говорит нечто ещё большее: то, как лукавый раб общается со своим господином, говорит только об одном: раб его тихо ненавидит, он совершенно не заинтересован в благе господина. Фраза «вот тебе твоё» — это шаблонная фраза из еврейских правовых документов, которая означает одно: «я за это больше не отвечаю!»

Этой притчей Спаситель не только намекает евреям, что они с треском провалили возложенную на них миссию — в отличие от других народов, каждый из которых принёс свой плод. Христос произносит ещё более страшный диагноз: несмотря на всю показную, нарочитую религиозность — евреи не только не стали ближе к Богу, Которого называли своим Господином, но оказались совершенно чужими, стали открытыми врагами Ему!

В фильме Андрея Балабанова «Я тоже хочу» есть замечательный образ мистической «колокольни счастья». Её особенность в том, что она «сама» выбирает, кого — «принять» в себя, кого — не пустить. Многие пытаются понять её логику — но всякий раз ошибаются. Потому что она смотрит в ту самую глубину каждой человеческой души, куда далеко не всякий отважится заглянуть даже единственный раз в жизни.

У нас, христиан, тоже есть такая «таинственная колокольня», мистический «портал» к Богу Отцу — причем есть в каждом храме: это — Святое Причастие. Приступая к нему, мы оказываемся лицом к лицу с Тем, Кто ради нас отдал Свою жизнь — чтобы мы стали живыми. Но каждое причастие — это не только «малый суд» — но и «большое оправдание»: даже если ты всё ещё далёк от святости, через принятие в себя Тела и Крови Христа ты открываешь возможность для глубинного, существенного изменения себя самого.

Поэтому если мы не хотим оказаться однажды в позиции «лукавого раба» из сегодняшней притчи, нам надо не лениться почаще приходить в храм, чтобы не только проверить свою жизнь, насколько она сонастроена Божественным заповедям, но и получить ту силу и вдохновение, без которых едва ли мы сможем сами пройти достойно этот путь спасения!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (41 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...